Налоговая система как один из главных элементов рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

В данной работе даны общие понятия налоговой системы, рассмотрена система налогообложения в России

Содержание

1. Введение
2. Понятие налоговой системы
2.1. Общие понятия
2.1.1. Сущность и принципы налогообложения
2.1.2. Элементы налога
2.1.3. Способы взимания
2.1.4. Виды налоговой системы
2.1.5. Функции налога
2.1.6. Виды налога
2.1.7. Стабильность и подвижность налогов
2.2. Система налогообложения в России
2.2.1. Классификация налогов в российской экономике
2.2.2. Основные налоги в России
2.2.3. Особенности налогообложения в России
2.2.4. Проблемы налогообложения в России
3. Заключение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!! Налоги.docx

— 53.11 Кб (Скачать)

2) налог  на игорный бизнес;

3) транспортный  налог.

Налоги устанавливаются  законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Местные налоги

1) земельный  налог;  
2) налог на имущество физических лиц. 

Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).

 

Основные налоги Российской Федерации

Налог на доходы физических лиц  является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению  государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению. Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг.

Не облагаются налогом суммы, полученные физическими  лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Многие  экономисты полагают, что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного  налога, т. е. богатые должны платить  больший налог, чем бедные.

Основной  вид налога юридических лиц —  налог на прибыль организации. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Особые  льготы, помимо общих, установлены для  малых предприятий: из налоговой  базы исключается прибыль, которая  направляется на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники  и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного  потребления и т. д.

Важным  моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения  прибыли иностранных юридических  лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи  с деятельностью на территории РФ.

Налог на добавленную стоимость. Переход к рыночным отношениям обуславливает необходимость появления новых налогов, непосредственно связанных с формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную стоимость. Добавленная стоимость включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства, определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг производства и обращения и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки.

Плательщиками НДС являются предприятия и организации  независимо от форм собственности и  ведомственной принадлежности, имеющие  статус юридического лица. Стоимость, добавленная в процессе работы над имеющимися предметами труда, облагается налогом с добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который приобретает потребитель. Таким образом всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

Объектами налогообложения являются также  товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации. Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за больными и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет государственного бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара, и оплачиваемым покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Рыночная  экономика неизбежно порождает  необходимость в акцизах.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся  на территории РФ предприятия и организации, реализующие ниженазванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом  налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

Налог на имущество организации. Важное место в налоговой системе занимает налог на имущество предприятий, который в перспективе должен получить дальнейшее развитие. Данный налог относится к числу республиканских и краевых налогов РФ.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные  учреждения) и организации, в том  числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ. Объектом налогообложения является имущество предприятия в стоимостном выражении, находящееся на его балансе. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятий.

Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий  по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и  другого городского хозяйства и  т. д.

Налог на имущество физических лиц. Плательщиками этого налога являются физические лица: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории Российской Федерации в собственности определенное имущество, являющееся объектом налогообложения

Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые частично осуществляются самими работающими, частично их работодателями.

 

Проблемы налогообложения в  России

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы.

Обязанность по уплате конкретных видов налогов  и сборов, а также по представлению  налоговой отчетности устанавливается  НК РФ.

За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых  правоотношениях.

Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может  быть привлечен к трем видам ответственности:

- налоговой;

- административной;

- уголовной.

В течение последних лет выявляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет и следствием этого является фискальная загруженность отдельных секторов экономики. Это вызвано односторонне фискальной налоговой политикой государства, низким уровнем налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В стране сложилась многоканальная система ухода от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств на многочисленных счетах в различных банках, создания организационных структур и схем движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Нарушения налогового законодательства выявляются налоговыми органами при документальных проверках у проверяемых налогоплательщиков.

Вместе с тем принимаемые  налоговыми органами меры по усилению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет не всегда достаточно эффективны, зачастую они не перекрывают  пути уклонения от уплаты налогов  и не изменяют существенным образом  ситуацию со сбором налогов. Особенно низкой остается результативность мер  по снижению задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. Усложнен и малопродуктивен  контроль налоговых органов в  ряде сфер экономики и видов хозяйственной  деятельности (торговой, посреднической, финансово-кредитной сфере, малом предпринимательстве, сфере оборота наличных денег).

В то же время одних только мер  по усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно.

К существенному ущербу для бюджета  приводят широко распространенные нарушения  налогового и банковского законодательства в кредитных учреждениях, правовая неурегулированность многих вопросов банковского обслуживания налоговых  платежей.

Предусмотренные штрафные санкции  за эти нарушения либеральны и  не способствуют в должной мере повышению  дисциплины налогоплательщиков. Кроме  того, установленный срок, после  которого возникает ответственность  за уклонение от постановки на учет в налоговом органе, дает возможность  осуществления организацией хозяйственных  операций без постановки на налоговый  учет в течение более трех месяцев  после регистрации с последующей  самоликвидацией для уклонения от уплаты налогов.

Необходимы законодательные нормы, вводящие временные правовые ограничения  в деятельности предприятий, уклоняющихся от уплаты налогов и имеющих в  течение длительного времени  устойчивую, не снижающуюся задолженность  по платежам в бюджет. Необходимо изменить положения федеральных законов  о федеральных бюджетах на соответствующий  год в части налоговых поступлений. В настоящее время объемы поступления  доходов по основным источникам в  этих законах не утверждаются, а  лишь определяются в качестве учетных  показателей. Такой характер показателей  бюджета не имеет силу законодательной  нормы, обязательной к исполнению. В  связи с этим невыполнение намеченных объемов поступлений доходов  не влечет за собой каких-либо правовых последствий для соответствующих  органов исполнительной власти.

Одной из причин недопоступления налогов  в бюджет является широко распространенная практика неисполнения и несвоевременного исполнения кредитными организациями поручений налогоплательщиков, а также инкассовых поручений налоговых органов на перечисление платежей в бюджет.

Фиксирование на указанном уровне размера пени создает для кредитных  организаций возможность получения  при определенных условиях дополнительных доходов в виде разницы между  суммой полученного процентного  дохода и уплаченной суммой пени при  задержке платежей и использовании  не перечисленных в бюджет или  во внебюджетные фонды сумм в качестве кредитных ресурсов при минимальной  ответственности за это.

В целях укрепления платежной дисциплины в стране необходимо усилить меры ответственности кредитных организаций  за неисполнение поручений налогоплательщиков, одной из которых могло бы стать  введение в налоговое законодательство норм, предусматривающих, что нарушение  банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика влечет взыскание штрафа в размере суммы задержанного платежа, а также пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки с привлечением руководителей банковских учреждений к соответствующей административной ответственности в виде штрафа.

Информация о работе Налоговая система как один из главных элементов рыночной экономики