Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 10:01, курсовая работа
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.
Введение
1 Понятие налогов и налоговой системы. Значение налогообложения и его принципы
2 Оптимизация налогообложения. Кривая Лаффера.
3 Виды налогов в России. Налоговые ставки
Заключение
Список литературы
Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.
Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. Всоответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.
Метод
прямого сокращения объекта налогообложения
имеет целью снижение размера объекта,
подлежащего налогообложению, или замену
этого объекта иным, облагаемым более
низким налогом или не облагаемым налогом
вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные
операции, так и облагаемое налогами имущество,
причем сокращение не должно оказать негативного
влияния на хозяйственную деятельность
предпринимателя.
Кривая
Лаффера.
Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером.
Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую А. Лаффера. При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.
Изъятие
у налогоплательщика значительной суммы
доходов (порядка 40—50%) является пределом,
за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской
инициативе, расширению производства.
Образуются целые группы налогоплательщиков,
занятых поиском методов ухода от налогообложения
и стремящихся концентрировать финансовые
ресурсы в теневом секторе экономики.
Однозначного ответа, какое значение эффективной
ставки является критическим, не существует.
Если исходить из концепции Лаффера, изъятие
у производителей более 35—40% добавленной
стоимости провоцирует невыгодность инвестиций
в целях расширенного воспроизводства,
что равносильно попаданию в порочный
круг — так называемую «налоговую
ловушку».
3
Виды налогов в России. Налоговые ставки.
Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).
В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).
При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):
объект налогообложения;
Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):
Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
Налоговым
кодексом также устанавливаются
специальные налоговые режимы, которые
могут предусматривать не
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):
система
налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции.
Налоговые ставки.
Налог на прибыль. Для начала отметим,
что с 1 января 2011 года статья 321.1 Налогового
кодекса РФ (ею были определены особенности
налогообложения доходов бюджетных учреждений)
утратила силу. Соответствующие поправки
в кодекс внес Федеральный закон от 8 мая
2010 г. № 83-ФЗ. Теперь бюджетные учреждения
должны вести налоговый учет доходов и
расходов в порядке, предусмотренном для
всех организаций. То есть в соответствии
с главой 25 Налогового кодекса РФ («Налог
на прибыль организаций»). При этом бюджетные
учреждения вправе уплачивать только
квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 Налогового
кодекса РФ). Перечислять ежемесячные
авансовые платежи по налогу на прибыль
они не могут.
Значимым нововведением является и изменение
в части налогового учета амортизируемого
имущества. Так, согласно новой редакции
пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса
РФ, минимальная стоимость амортизируемого
имущества увеличилась с 20 000 руб. до 40
000 руб. Аналогичное изменение внесено
и в пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса
РФ (здесь приведено определение основных
средств).
Обратите внимание: новый лимит стоимости
можно применять в отношении объектов
амортизируемого имущества, которые введены
в эксплуатацию в 2011 году и позже (новации
внесены Федеральным законом от 27 июля
2010 г. № 229-ФЗ).
Не следует забывать и о нововведениях,
которые внесены Федеральным законом
от 28 декабря 2010 г. № 395-ФЗ в Налоговый кодекс
РФ.
Во-первых, из-за того, что с 1 января 2011
года работодатели обязаны оплачивать
из собственных средств первые три дня
временной нетрудоспособности работников
(а не два дня, как раньше), законодатели
внесли соответствующее изменение в пункт
1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Теперь
бухгалтер учреждения может списывать
в состав налоговых расходов оплату первых
трех дней больничных (конечно, если суммы
начислены в рамках предпринимательской
деятельности). Во-вторых, налогоплательщикам
предоставлено право самим определять
срок полезного использования нематериальных
активов. Поправка внесена в пункт 2 статьи
258 Налогового кодекса РФ.
Налог
на доходы физических лиц. Налоговые агенты
ведут учет выплаченных физическим лицам
доходов, предоставленных налоговых вычетов,
исчисленных и удержанных налогов. Причем
теперь регистры, а также порядок отражения
в них первичной информации разрабатываются
работодателями самостоятельно.
Существенно изменился порядок возврата
переплаченного налога
на доходы физлиц.
Согласно действующей редакции статьи
231 Налогового кодекса РФ, учреждения не
могут вернуть налог со всех тех доходов,
которые получены в налоговом периоде,
если вычеты по ним имеют конкретную дату.
Например, имущественный вычет начинает
действовать только с того момента, когда
человек, у которого есть на него право,
приносит заявление. Если раньше можно
было вернуть или зачесть сумму налога
по доходам за предыдущие месяцы, теперь
имущественный вычет начинает действовать
с того
месяца, когда зарегистрировано заявление
от сотрудника. Он уменьшает налог на доходы этого и последующих
месяцев.
И это не единственное ограничение. Возврат
переплаты по НДФЛ не получится осуществить,
если переплата образовалась из-за смены
налогового статуса работника. Поясним.
Раньше, когда по истечении 183 дней иностранец
становился резидентом, нужно было пересчитать
его налог по ставке 13 процентов за весь
налоговый период. То есть можно было сразу
вернуть переплаченный налог. Теперь же,
чтобы суммы вернули человеку, придется
обращаться в инспекцию. Возврат сделают
только после предоставления им декларации
и документов, подтверждающих статус налогового
резидента (п. 1.1 ст. 231 Налогового кодекса
РФ). То есть учреждение не пересчитывает
автоматически налог нерезидента, если
он в налоговом периоде получил другой
статус. Просто с момента получения статуса
резидента с доходов работника взимается
не 35 процентов, а 13.
Что касается ставок, отметим следующее.
Доходы высококвалифицированного иностранного
специалиста облагаются по ставке 13% (независимо
от срока пребывания в России).
Информация о работе Налогообложение в государстве. Налоги и их виды