Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:20, реферат
Цель курсовой работы – рассмотреть понятие налога как инструмента рыночного регулирования.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
−раскрыть сущность и функции налогов ;
−изучить воздействие налогов на объемы производства;
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3-4
Глава 1.Социально-экономическая сущность налогов……………………….5-9
1.1 Необходимость налогов и их сущность.......................................................5-6
1.2 Налоги – важная финансовая категория…………………………………..7-9
Глава 2. Регулирование экономики с помощью налогов………………….10-18
2.1 Воздействие налогов на объем производства..........................................10-14
2.2 Особенности налоговой политики в современной России…………...14-18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................19-21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................22
В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков.
За
время существования категории
налога и налоговых платежей российское
законодательство претерпело массу
изменений. Если на стадии становления
системы налогообложения понятие налога
имело широкий обобщающий смысл, то в настоящее
время категория налога приобрела определенную
дифференциацию. Основной перелом системы
налогообложения произошел с принятием
Налогового кодекса Российской Федерации,
а именно его первой части. Часть первая
Налогового кодекса (от 31.07.1998 N 146-ФЗ с последующими
изменениями и дополнениями) вступила
в действие с 1 января 1999 г. Кодекс был введен
в действие на основании Федерального
закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации". До этого система
налогообложения регламентировалась
Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
Чиновники постоянно говорят о том, что
налоговая реформа близится к завершению,
однако вряд ли ее окончание наступит
в обозримом будущем. Налоговое законодательство
до сих пор не совершенно и требует постоянных
доработок и усовершенствований. Даже
если крупномасштабная перекройка Налогового
кодекса РФ наконец закончится, изменений
и дополнений все равно не избежать. Рынок
не может быть постоянным и неизменным,
он постоянно меняется, а значит, и законодательство
неизбежно будет меняться вместе с ним.
2
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВ
2.1
Воздействие налогов
на объем производства
Налоговая
система имеет ряд
Отрицательные же стороны налогообложения это изымание средств из доходов населения, фирм, организаций, частных предпринимателей. Это снижает их прибыль, при этом делает товары и услуги более дорогими. Если сделать налоги слишком высокими, то это приведет к укрыванию доходов населения и субъектов экономических взаимоотношений (различных фирм, организаций, предприятий, обществ, частных предпринимателей), непривлекательности инвестиций и ведения бизнеса в стране, оттоку средств за границу. Если же сделать налоги слишком низкими не будет пополняться бюджет государства. Исходя из этого, необходимо определить кого, как и в какой степени облагать налогами.
В нашей стране налоговое бремя по оценкам многих экспертов очень велико. Бюджет страны пополняется преимущественно благодаря налогам. Это НДС (18%); налог на прибыль организаций (20%), налог на имущество предприятий (2,2%); страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации , Фонд социального страхования Российской Федерации , федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (26%) выплачиваемый предприятиями с зарплаты своего работника и налог на доходы физических лиц (13%) и т.д. Из этого видно, что основная доля налогов ложиться на результаты производства и реализации продукции в стране.
Очевидное влияние налоговой системы, основанной на обложении результатов производства и доходов юридических лиц, на уровень экономической активности проявляется в низком уровне развития производственной и торговой деятельности. Особенно это негативное влияние сказывается на малом бизнесе, который при таком уровне налогов просто не может существовать. А ведь при этом именно малый бизнес является гарантом стабильности общества, и основой рыночной экономики, именно малый бизнес призван формировать сферу услуг и торговли. Именно малые предприятия делают жизнь обычного человека более комфортной. Малые предприятия существуют, но они вынуждены укрывать свои доходы, вести двойную бухгалтерию и т.д. Это ставит владельцев малых предприятий в зону «вне закона», что в свою очередь порождает криминализацию общества. Осуществляется взимание части доходов бандитскими группировками, которые в свою очередь, чтобы остаться безнаказанными платят правоохранительным органам и тем же налоговым органам. Создается полугосударственная криминальная структура. В связи с этим на организацию малых предприятий решаются немногие, а те, кто решается, принимают правила игры. На данный момент в России количество малых предприятий сокращается. Численность занятых на малых предприятиях составляет 7,436 млн. человек. Сегодня малый бизнес обеспечивает в бюджеты всех уровней около 12 млрд. рублей. Если посчитать на 1 занятого на малом предприятии то получится по 1614 рубля. Сразу понятно, что это только мизерная часть того, что должно было быть уплачено в бюджет. Судя же по данным Министерства по налогам и сборам, проверкам большая часть предприятий укрывает свои доходы. Только привлеченных к административной ответственности должностных лиц и физических лиц-предпринимателей более 600 тысяч, для установления местонахождения организаций в правоохранительные органы передано 404 тыс. материалов, местонахождение только 27 тыс. установлено, ликвидировано решением судебных органов 92 тыс. организаций данной категории. Это вопиющие факты, доказывающие всю несправедливость налогообложения в стране.
Налогообложение
прибыли и доходов оказывает
прямое негативное влияние на экономический
рост в той мере, в которой оно
распространяется на инвестируемую
часть прибыли и доходов
Разумная налоговая система должна отвечать требованиям: соразмерности и посильности налогов, удобства времени и способа их сбора, определенности и заданности размеров налогов, эффективности налогов (соотношение поступлений по налогу с затратами на его администрирование). Система налогообложения малого бизнеса в нашей стране не отвечает этим требованиям и не служит инструментом стимулирования развития рынка, а выполняет исключительно фискальную функцию.
Малому бизнесу, в отличие от среднего и крупного, нельзя отводить фискальную роль. Налогоплательщик из него еще должен сформироваться, а на первом этапе малое предпринимательство - это, прежде всего:
-
самозанятое население,
-
источник новых рабочих мест,
оплачиваемых лучше, чем в
- источник возрастающего спроса на менеджеров;
- база для увеличения спроса на инвестиции;
-
важнейший фактор создания
- мобильный поставщик на рынок новых товаров и услуг.
В России же сейчас облагаются налогом одинаково крупные и малые предприятия, что несправедливо.
В налоговой системе Российской Федерации незначительна роль налогов, нейтрально или положительно влияющих на экономическую активность и стимулирующих повышение эффективности экономики. К таким налогам относятся, прежде всего, налоги, изымающие в доход государственного бюджета природную ренту; платежи за используемые и эксплуатируемые природные ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение окружающей среды, за использование радиочастот, других невоспроизводимых ресурсов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Поскольку все указанные ресурсы находятся в государственной собственности, рентные платежи, экономически аналогичны плате за использование государственных ресурсов. Поэтому, в отличие от налогов на результаты экономической деятельности, рентные налоги могут изымать до 100% рентного дохода, т.е. потенциально достижимой сверхприбыли природопользователей, возникающей как результат использования ограниченного ресурса.
Для российской экономики, в которой большую часть национальною дохода составляет природная рента, использование последней в качестве важнейшего источника доходов государственного бюджета представляется особенно целесообразным. Согласно экспертным оценкам объема природной ренты, генерируемой в российской экономике, достаточно для увеличения доходов государственного бюджета в 1,5-2 раза без ущерба для экономического роста. Это, в свою очередь, создает возможности кардинального снижения налогов на объем производства, оплату труда, добавленную стоимость, полного освобождения от налогообложения инвестируемой части прибыли и оплаты труда, в пределах прожиточного минимума, что открывает дополнительные возможности для экономического роста. Расширения внутреннего спроса на сырье и, соответственно, увеличения как объема природной ренты, так и налоговой базы.
Таким образом, налоговая система Российской
Федерации нуждается в существенном снижении
налогового бремени на оплату труда при
одновременном усилении значения рентных
налогов, их фискальной и регулирующей
роли. Расчеты, выполненные как в российских,
так и в зарубежных исследовательских
институтах, свидетельствуют о существенных
различиях в темпах экономического роста
в зависимости от выбора той или иной налоговой
системы. Максимальные темпы экономического
роста достигаются при формировании доходной
части бюджета за счет налогообложения
рентных доходов, в то время как налоги
на оплату труда, добавленную стоимость,
прибыль ухудшают условия экономического
роста, снижая стимулы трудовой и предпринимательской
деятельности, угнетая факторы производства.
2.2
Особенности налоговой
политики в современной
России
В условиях современного экономического кризиса вопросы формирования эффективной налоговой политики государства приобретают особое значение. Налоговая политика - это не только управление налогообложением, но и воздействие на среду, в которой осуществляется налоговый процесс (общественное мнение, инфляционные ожидания, инвестиционная активность и др.). С другой стороны, существующая в конкретный исторический момент экономическая реальность оказывает существенное влияние на формирование и реализацию налоговой политики государства (колебания цен на нефть, стихийные бедствия, экономические кризисы и т.д.). Налоговая политика предполагает разработку определенного плана, наличие определенных ресурсов для его претворения в жизнь и осуществление последовательных действий для достижения поставленных целей и задач. Отсюда следует, что налоговая политика - более широкое понятие, чем управление налогами.
Несмотря на совершенствование российской налоговой политики, выраженное в снижении налоговой нагрузки на предпринимательство, осуществлении важных мероприятий по упрощению налоговой системы страны путем установления закрытого перечня налогов, сокращении числа и унификации налоговых баз, правил и порядка уплаты конкретных налогов, формирование налоговой политики страны на долгосрочный период еще не закончено.
Средством реализации налоговой политики является налоговый механизм. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма с теорией налогов и воспроизводственным процессом можно представить таким образом: научная теория налогов – функции налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Можно провести определенную параллель в теории между содержанием и назначением финансового и налогового механизма.
В
понятие налогового механизма включают
следующие элементы: планирование,
регулирование, контроль (налоговое
администрирование). Взаимосвязь между
этими элементами достаточно наглядно
представлена на схеме2.
Схема
1.
В
условиях экономического кризиса налоговая
политика государства посредством
формируемой налоговой системы
обеспечивает необходимую для
Налоговый контроль представляет собой часть налоговой системы, включающую взаимосвязанные элементы, обеспечивающие ее устойчивое функционирование и решение поставленных задач, институты и механизмы, нормативно-правовую базу, экономические отношения, органы (субъекты), осуществляющие налоговый контроль, формы и методы его организации. Согласно определению, данному в Налоговом кодексе РФ, налоговым контролем является деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (ст. 82 НК РФ).
В
целом контрольная функция
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики