Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.
Предмет исследования – влияние налоговой системы РФ на развитие экономики.
Цель исследования – изучить влияние налоговой системы РФ на развитие экономики.

Содержание

Введение
Глава 1. Налоговая система как инструмент российской
экономики
1.1. Сущность, функции и принципы налоговой системы
1.2. Основные концепции налогообложения
Глава 2. Налоговая система РФ и ее влияние
на развитие экономики
2.1. Основные виды налогов в Российской Федерации
2.2. Содержание налоговой политики в РФ
Заключение

Работа содержит 1 файл

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики...docx

— 28.31 Кб (Скачать)

 
Московский  государственный открытый университет 
 
 
 
 
 
                                                            
Факультет: «Бизнес и управление» 
                                                                 Кафедра: «Менеджмент организации» 
                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   Учебная дисциплина: «Экономическая теория» 
                         Тема: «
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики»  

  

 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                   Работу выполняла: Лужина Инесса 
                                                                   Студентка 1  курса  
                                                                    Группы  
                                                                                                             

 
 
 
 
                                                    Москва 2010 год 
 
 
 
 
Содержание. 
Введение 
Глава 1. Налоговая система как инструмент российской 
экономики 
1.1. Сущность, функции и принципы налоговой системы 
1.2. Основные концепции налогообложения 
Глава 2. Налоговая система РФ и ее влияние  
на развитие экономики 
2.1. Основные виды налогов в Российской Федерации 
2.2. Содержание налоговой политики в РФ 
Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
 
Налоги - основа финансовой системы государства, основной источник формирования доходной части государственного бюджета. За счет налогов формируется преобладающая часть доходов как федерального, так и консолидированного бюджетов. 
Необходимость введения с 1992 года новой налоговой системы России была вызвана реформированием экономики. Экономические реформы были нацелены на либеральную модель рынка, которая предполагала максимальную свободу предпринимательства, несла монетарный характер и оказывала наибольшее влияние на макроэкономические процессы.  
Однако, есть различия между характером налоговой системы, которая стала создаваться по западным образцам, и свойствами российской экономики, сохранившей основные недостатки прежней системы хозяйствования и порожденные ею структурные деформации. Таковыми являются высокая ресурсоемкость и низкая конкурентоспособность продукции, топливно-сырьевая ориентация и технологическая отсталость общественного производства, и т.д. Начиная с 1992 года в налоговое законодательство вносится столько изменений и дополнений, что налогоплательщики просто сбились со счета. Как показывает практика, эти изменения явно не соответствуют интересам налогоплательщиков, налоговая система не соответствует структуре реальных доходов в экономике.  
Объект исследования – налоговая система Российской Федерации. 
Предмет исследования – влияние налоговой системы РФ на развитие экономики. 
Цель исследования – изучить влияние налоговой системы РФ на развитие экономики. 
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: 
- рассмотреть сущность, функции и принципы налоговой системы; 
- проанализировать основные концепции налогообложения; 
- проанализировать основные виды налогов в Российской Федерации; 
- дать характеристику содержанию налоговой политики в РФ. 
Разработанность темы в отечественной экономической литературе достаточно широка. По данной проблематике можно встретить работы таких авторов как: А.Н. Каланов [4], Л.А. Дробозина [12], В.В. Ковалев [11] и др. 
 
Глава 1. Налоговая система как инструмент российской экономики 
 
1.1. Сущность, функции и принципы налоговой системы 
 
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Налоговый Кодекс. 
Законом «Об основах налоговой системы Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения. Первый уровень – это федеральные налоги России. Второй уровень – налоги республик в составе РФ и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов – региональные налоги. Третий уровень – местные налоги. Городские Думы городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов1. 
Такая система дает возможность каждому органу самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих из вышестоящего бюджета (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.  
Три уровня налогообложения – это обычная мировая практика, принятая в большинстве государств. В США функционируют федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги; в Германии – федеральные, налоги земель и муниципальные; во Франции – общегосударственные, налоги провинций и местные и т.д.2  
Налоговая система любой страны выполняет две основные функции. 
1. Фискальная функция, связанная с формированием доходной части государственного бюджета. Именно фискальная функция налоговой системы обеспечивает перераспределение национального дохода и создает условия для эффективного государственного управления. 
2. Регулирующая функция, с помощью которой государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения1. 
Налоги имеют два свойства: 
1. Обязательность, т.е. изъятие государством определенной части доходов налогоплательщика в виде обязательного взноса; 
2. Безэквивалентность, т.е. уплата налогов налогоплательщиком не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств2. 
Сбор – это всегда целевой платеж, который является платой государству за оказанные услуги налогоплательщику (лицензионный сбор, регистрационный сбор, сбор за использование государственной или местной символики и т.д.).  
По методу установления налоги подразделяют на прямые и косвенные. 
Прямые налоги – налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество – это налоги с объектов, владение и пользование которыми служит основанием для обложения. Эти налоги платит сам налогоплательщик из своей прибыли (дохода) независимо от статуса его лица.  
Косвенные налоги – это налоги, которые вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций – это налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами. Эти налоги платит потребитель продукции, выпускаемой и продаваемой на рынке товаров, работ и услуг. 
В целях налогообложения товаром считается: продукция (предмет, изделие), в том числе производственно-технического назначения; здания, сооружения и другие виды недвижимого имущества; электро- и теплоэнергия, газ, вода. 
Выполненной работой считаются: объемы выполненных строительно-монтажных работ; ремонтных работ; научно-исследовательских работ; технологических работ; проектно-изыскательских работ; реставрационных работ; других работ. 
Оказанными услугами считаются: 
- услуги пассажирского и грузового транспорта, включая транспортировку (передачу) газа, нефти, нефтепродуктов, электрической и тепловой энергии, услуги по погрузке, разгрузке, перегрузке товаров, хранению; 
- услуги по сдаче в аренду имущества и объектов недвижимости, в том числе по лизингу; 
- услуги связи, бытовые жилищно-коммунальные услуги; 
- услуги физической культуры и спорта;  
- услуги по выполнению заказов предприятиями торговли; 
- рекламные услуги; 
- инновационные услуги, услуги по обработке данных и информационному обеспечению; 
- другие платные услуги, кроме сдачи в аренду земли1. 
Юридическое или физическое лицо, уплачивающее налоги, - налогоплательщик - подлежит обязательной постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ; при этом банки и кредитные учреждения открывают расчетные и иные счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документов о постановке на учет в налоговом органе. Это нужно для того, чтобы затем в пятидневный срок банк мог сообщить налоговой инспекции расчетный счет клиента и тем самым поставить под налоговый контроль все операции по расчетному счету для учета его будущих доходов и расходов. 
В целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют: 
- налогоплательщика (субъект налога); 
- объект и источник налога; 
- единицу налогообложения (в каких единицах измерения он исчисляется и взимается); 
- налоговую ставку (норму налогообложения); 
- сроки уплаты налога; 
- бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налог1. 
Объектами налогообложения являются: 
- доходы (прибыль) от экономической деятельности; 
- стоимость определенных товаров; 
- отдельные виды деятельности налогоплательщиков; 
- операции с ценными бумагами; 
- пользование природными ресурсами; 
- имущество (движимое и недвижимое) юридических и физических лиц; 
- передача имущества; 
- добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты. 
Важно, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения1. 
Обязанности налогоплательщика: 
1. Своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. 
2. Вести бухгалтерский учет и финансовую документацию, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет. 
3. Представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения. 
4. Вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, обнаруженного налоговой инспекцией. 
5. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговыми органами, представить письменные пояснения причин отказа подписать акт этой проверки. 
6. Выполнять все требования налоговых органов об устранении нарушений законов о налогах, обнаруженных в ходе проверок. 
7. При ликвидации или реорганизации юридического лица сообщать налоговой инспекции об этом в десятидневный срок2. 
Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с выплатой данного налога или отменой налога, а также со смертью налогоплательщика при невозможности произвести оплату без его личного участия. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Невозможность уплаты налога  
является основанием для признания в установленном порядке этого юридического лица банкротом (при этом обязанности по уплате налогов при ликвидации предприятия ложатся на ликвидационную комиссию). 
В настоящее время основные организационные принципы российской налоговой системы закреплены в Конституции России и в Налоговом Кодексе. Хотелось бы отметить следующие организационные принципы, характерные на сегодняшний момент для налоговой системы РФ: 
1. Принцип единства налоговой системы.  
Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ и, прежде всего, в пп. «б» ст. 114, согласно которому Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России – принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции). 
2. Принцип подвижности (эластичности).  
Налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства1. 
3. Принцип стабильности.  
Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы.  
4. Принцип множественности налогов. 
Суть принципа в том, что налоговая система должна представлять собой комбинацию различных налогов и налогооблагаемых объектов и отвечать требованию перераспределения налогов по плательщикам. А также недопустимость формирования «бюджета одного налога», т.к. при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть его может элементарно не сложиться. 
Множественность налогов позволяет создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать налоговое бремя менее заметным и т.д.1 
В течение более четырех с половиной лет указанные организационные принципы отечественной налоговой системы подвергались тем или иным испытаниям, но смогли доказать свою жизнеспособность. 
К числу недостатков нашей системы можно отнести также то, что она плохо связана с развитием экономики вообще и деятельностью предприятий в частности. Складывается впечатление, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, ощущая ее чрезмерное давление, сами по себе. Большинство субъектов экономики стоят на грани убыточности и банкротства. И в связи с этим они заинтересованы в получении минимальной прибыли, дабы избежать высокого налогообложения. В данном положении экономика становится как никогда затратной, чему также способствует отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. 

1.2. Основные концепции  налогообложения 
 
В экономической теории выделяют несколько концепций налогообложения. 
Согласно первой концепции, субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, то есть те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды. Например, те, кто хочет пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог. 
Однако применение этой концепции связано с определенными трудностями, так как практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т.п. Кроме того, следуя этой концепции, необходимо было бы облагать налогом малоимущих и безработных для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла1. 
Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большей рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать налог в 10 тыс. руб. у лица, имеющего доход в 100 тыс. руб., это вовсе не значит лишать его средств к существованию или  
определенных удобств. Это несравнимо с тем, когда берется налог в размере 500 руб. с человека, имеющего доход в 5000 руб. Жертва последнего плательщика несоизмерима с жертвой первого. 
Однако и при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные, прежде всего, с тем, что нет строго научного подхода к измерению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель действует всегда рационально, то есть в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем - на не столь важные товары. 
Можно отметить и еще два принципа налогообложения - справедливость по горизонтали и справедливость по вертикали. Справедливость по горизонтали предполагает, что равные по доходам лица должны платить равные налоги. Принцип справедливости по вертикали заключается в том, что если равные по экономическому положению и социальному положению налогоплательщики платят равные налоги, то и неравные должны платить неравные налоги1. 
Современная налоговая политика базируется не только на этих принципах, но и учитывает социально-экономические потребности государства. Так, реформа системы налогообложения в России ставила следующие цели:  
- стимулирование рыночных отношений, а именно: активная поддержка предпринимательства, удовлетворение разумных потребностей российской государственной бюджетной системы, стимулирование индивидуальных налогоплательщиков в развитии предпринимательской деятельности за счет получаемых доходов; 
- создание механизма защиты от двойного обложения; 
- обеспечение определенной справедливости в налогообложении, а именно: социальная защита малоимущих, создание единой шкалы налогообложения, не зависящей от источника получения доходов; 
- разграничение налогов по различным уровням, то есть федеральные налоги, налоги республик в составе России (республиканские), местные налоги; 
- учет национальных и территориальных интересов отдельных регионов; 
- использование прогрессивного мирового опыта налогообложения1. 
В соответствии с этими целями делается попытка изменить всю налоговую систему России, приблизить ее к общемировому стандарту. Налоги в России впервые разделены на три вида: федеральные, республиканские (в составе России) и местные. 
Федеральные налоги устанавливаются и вводятся парламентом России и взимаются на всей ее территории. При этом предполагалось первоначально, что все суммы сборов таких налогов, как НДС, акцизы, налог на, доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, зачисляются в федеральный бюджет РФ. Однако в чрезвычайно сложных условиях формирования бюджетов всех уровней принято решение два федеральных налога (НДС и акцизы) частично передать территориям. 
Все республиканские налоги (как и федеральные) являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие. 
Местные налоги лишь частично являются общеобязательными (например, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с  
физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью). Часть налогов может вводиться (или не вводиться) по решению местных властей. 
Добавим также, что разработчики российской системы налогообложения исходили из того, что лучше иметь много источников пополнения бюджета со средней ставкой налога, чем единственный источник - с высокой. Этому учит и мировой опыт. Страны стремятся разнообразить пути пополнения казны, а диверсификация источников позволяет снижать ставки налогов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Налоговая система РФ и ее влияние на развитие экономики 
2.1. Основные виды налогов в Российской Федерации 
 
При всем многообразии трехуровневой налоговой системы Российской Федерации два налога – на добавленную стоимость и на прибыль обеспечивают основную массу доходов бюджета. 
С 1992 года в России одним из основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС). Он занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ (примерно 45%), что составляет более 36% всех его доходов1. К 2006 году планируют снизить ставку НДС до 16%. 
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. 
Он определяется как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ и услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения2. 
При ввозе товаров на территорию РФ их обложение налогом на добавленную стоимость производится в соответствии с таможенным законодательством РФ. 
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются: 
- организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
- предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
- индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; 
- филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организаций (предприятий), находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы и услуги); 
- международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ1. 
Таким образом, налог уплачивают предприятия и организации любых организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ, кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. 
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из: 
- свободных (рыночных) цен и тарифов, без включения в них НДС; 
- государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, без включения в них НДС; 
- государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС. 
В облагаемый оборот включаются также любые получаемые организациями (предприятиями) денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ и услуг), в том числе сумы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на счета в учреждения банков, либо в  
кассу, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги). 
К налогооблагаемым оборотам относятся также: 
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри организации (предприятия) для собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам; 
- обороты по реализации товаров (работ, услуг) в обмен на другие товары (работы, услуги); 
- обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям (предприятиям) или физическим лицам, включая работников предприятия; 
- обороты по реализации предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогового обязательства. 
Облагаемым оборотом при изготовлении товаров из давальческого сырья является стоимость их обработки. 
У предприятий розничной торговли и организаций общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. Также определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров1. 
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов, а по импортируемым товарам – таможенная стоимость, таможенная пошлина. 
Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную  
продукцию (товары, услуги),и суммами налога, уплаченными поставщиками за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Такая база обложения довольно стабильна.  
Из вышеуказанного видно, что НДС является косвенным налогом на потребление. Он взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания налога удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет. 
От НДС освобождены: экспортируемые товары; услуги пассажирского транспорта (кроме такси); квартплата; некоторые финансовые операции; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; товары (за исключением некоторых), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников; изделия народного и художественного промыслов; некоторые виды товаров, ввозимые на территорию РФ; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; прочее1. 
В 1995 г. установлен размер ставки НДС 20%, а к 2006 планируют снизить до16%. 
Налог на добавленную стоимость предполагалось полностью направлять в федеральный бюджет. Однако пришлось принять решение о его частичной передаче регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20% и, наконец, 25% общей суммы поступлений.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики