Налоги и налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.
Налоги –

Содержание

I. Введение. Сущность налогов.
II. Основная часть.
1. Элементы налога.
2. Налогообложение в России.
3. Основы налоговой системы.
3.1.Источники налоговых платежей.
3.2.Объекты налогообложения.
3.3.Классификация налогов.
4. Налог на прибыль и налог на имущество. Основные положения. Сборы и пошлины.
5. Службы налогового контроля.
III. Заключение.
1. Недостатки налоговой системы России.
2. Оптимизация налоговой системы.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 В зависимости  от характера использования налоги  могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – во внебюджетные целевые фонды. 

 В зависимости  от формы возложения налогового  бремени налоги могут быть  прямыми и косвенными. Налоговая  система РФ переходит к активному  использованию косвенных налогов. 

 Прямые налоги  непосредственно обращены к налогоплательщику  – его доходам, имуществу и  т.д. Юридический и фактический  плательщик в этом случае совпадает. 

 Прямые налоги  – наиболее ранняя форма налогообложения.  В числе первых возникли подушный, поземельный, подомовой налоги. В настоящее время в РФ прямыми налогами являются подоходный налог, земельный налог, налог с имущества – они составляют большую часть среди всех налогов. 

 Косвенные  налоги отличаются от прямых  своей замаскированностью. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и поэтому он не связан с доходом или имуществом плательщика. Закон возлагает внесения суммы налога в казну на предприятие, которое производит или реализует товары, оказывает услуги за счет выручки. На самом же деле этот налог платит потребитель, который приобретает эти товары или услуги по ценам, которые повышены на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж. 

 Таким образом,  создается впечатление, что косвенные  налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую  долю своего дохода он отдает  государству в виде этих налогов. 

 В западных  странах косвенные налоги находят  более широкое применение.

 Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики. 

 Объектами  налогообложения для юридических  лиц могут быть прибыль, доход,  стоимость определенных товаров,  а так же имущество. Соответственно  этому юридические лица уплачивают  налоги: на добавленную стоимость, на прибыль, на доходы банков и от страховой деятельности, на имущество предприятий. На них распространяется также ряд налогов целевого назначения, относящихся одновременно и к физическим лицам – налоги в дорожные фонды, земельный налог. 

 Наиболее  существенны из них по числу  плательщиков и по зачисляемым  суммам - налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль,  акцизы. 

 Налог на  прибыль 

 Его плательщиками  являются предприятия и организации  имеющие отдельный баланс и  расчетный счет. 

 Объектом обложения налогом является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятий и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. 

 Прибыль от  реализации продукции (работ,  услуг), исчисляется исходя из  полученной выручки от реализации  и затрат на производство и  реализацию продукции (работ,  услуг). 

 Для предприятий  осуществляющих прямой обмен  или реализацию продукции по ценам ниже себестоимости, под выручкой для целей налогообложения понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен. 

 Затраты на  производство продукции включаются  в себестоимость продукции того  отчетного периода, к которому  они относятся, независимо от времени их оплаты – предварительной или последующей. 

 Материальные  затраты (сырье, материалы, зап.части)  включаются в себестоимость продукции  в том периоде, в котором  они были использованы при  производстве продукции. 

 Стоимость  работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними предприятиями или гражданами без образования юридического лица, включается в издержки производства в том периоде, в котором они были выполнены. 

 Затраты на  оплату труда персонала предприятия,  занятого в основной деятельности, работающего по трудовому соглашению, совместительству, включаются в себестоимость продукции в том периоде, в котором когда была выполнена эта работа. 

 Платежи за  пользование кредитами банков  подлежат включению в себестоимость продукции равномерно в течении срока действия кредитного договора.Включение в себестоимость продукцииуслуг банков по расчетно- кассовому обслуживанию, услуг вычислстельных центров, информационных и других услуг, оказываемых сторонними организациями , производится в момент их оплаты. 

 Налог на  прибыль предприятий и организаций  уплачивается в бюджет исходя  изоблагаемой прибыли и установленной  ставке налога. Ставка налога  на прибыль, в зависимости от  вида деятельности предприятия,  составляет от 30% до 35%. 

 Налог на  имущество 

 Плательщиками  налога на имущество являются  прдприятия имеющие отдельный  баланс и расчетный счет, а  так же иностранные лица, которые  ведут предпринимательскую деятельность  в РФ. 

 Объектом  налогообложения является имущество  предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, оно представляет собой слвлкупность основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов и затрат. Стоимость основных средств, нематериальных активов и МБП принимается за вычетом сумм начисленного износа. Определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

 Предельный  размер налоговой ставки на  имущество предприятий неможет  превышать 2% от налогооблагаемой  базы. Ставки налога на имущество  предприятий определены в зависимости от вида деятельности предприятия.

 Сумма этого  налога вносится в бюджет в  первоочередном порядке, ежеквартально  нарастающим итогом. 

 В Российской  Федерации существует широкая  система налогов с ее граждан,  лиц без гражданства, иностранных  граждан, именуемых в налоговом законодательстве термином физические лица. 

 По действующему  законодательству с физических  лиц взимаются: подоходный налог,  налог на имущество, налог с  имущества, переходящего в порядке  дарения или наследования. Помимо  этого устанавливаются целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, налог на операции с ценными бумагами. Кроме того, с граждан взимаются в соответствующих случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему России. 

 Сбор –  это денежная плата, взимаемая  с плательщика государственными  органами за предоставление права  участия или использования материальных  или нематериальных объектов. 

 Пошлина – это денежный сбор, взимаемый с юридических лиц и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и выдачи документов, имеющих юридическое значение. Государственная пошлина подразделяется на таможенно - пограничные и внутригосударственные пошлины.

 Таможенная  пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами  с плательщика за ввоз и  вывоз товаров /продукции/ через  таможенную границу государства.  Внутригосударственная пошлина  – это денежная плата, взимаемая  с физических и юридических лиц за совершение действий, имеющих юридическое значение. Например, уплата госпошлины за предъявление иска в арбитражном суде. 

 Сборы и  пошлины отличаются от налогов  . Некоторая часть из них носит  возмездный характер: они являются  платой или за услуги, предоставляемые государством или платой за получение разрешения на какую – либо деятельность. Такие платежи обычно носят разовый характер. Налогом в отличии от них свойственна регулярность уплаты, при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения

/имущества,  дохода и т. п./ налоги подлежат  систематическому внесению в  казну в предусмотренные сроки. 

 С налогами  их объединяют такие общие  черты, как: обязательность уплаты  при указанных законодательством  фактах, внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня: возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов – государственную налоговую службу, а в соответствующих случаях – на таможенные органы, с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. 

 Службы налогового  контроля. 

 В соответствии  с Законом РСФСР «О государственной  налоговой службе

 РСФСР» от 21.03.91. в стране создана Государственная  налоговая служба, которая подчиняется Президенту и Правительству РФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций краев и областей, городов и районов.

 Каждая инспекция  имеет статус юридического лица. Задачей налоговой инспекции  является учет налогоплательщиков и обязательных платежей в бюджет, контроль за своевременностью предоставления отчетов и балансов, их проверка. Органы налоговой службы имееют право приостанавливать работу предприятий и граждан по расчетным счетам в банках и других финансово- кредитных учреждениях, изымать у предприятий документацию, применять финансовые санкции, взыскивать в бюджет недоимки, налагать штрафы и т.д. 

 В 1993 году  был принят Закон РФ «О федеральных  органах налоговой полиции». Ее  задачей является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности работы налоговых органов. Налоговая полиция наделяется правами: проводить оперативно-розыскные мероприятия. Осуществлять производство по делам о налоговых преступлениях, исполнять принятые судами решения, налагать арест на имущество юридических и физических лиц. 

III. Заключение. 

 Недостатки  налоговой системы России. 

 Налоги –  один из древнейших финансовых  институтов: они возникли вместе  с появлением государства и  использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти. В настоящее время перед государством стоят несколько иные задачи, однако, главное предназначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, осталось. 

 Налоги –  совокупность финансовых отношений,  они связаны с формированием  денежных доходов государства  (бюджета и внебюджетных фондов), которые необходимы ему для  выполнения его функций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и др. Налоги это объективная необходимость, они обусловлены развитием общества. Государство формирует налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. 

 Основной  недостаток налоговой системы  России состоит в том, что  она ориентирована на устранение  дефицитности бюджета изъятием  доходов предприятий. Налоговая система и предприятия слабо связаны между собой.

 Потеря взаимосвязи  привела к тому, что налоговая  система развивается сама по  себе, а предприятия, испытывая  ее чрезмерное давление, - сами  по себе.

 Многие поставлены  на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения. 

 Налоговая  политика России строится пока  исходя из принципа - “чем больше  ставка, тем лучше для государства  и построения рыночной экономики”.

 В итоге  - недобор налогов (как минимум  20-30% налоговых сумм), сокращение  производства товаров, падение  инвестиционной активности и  отсутствие какой- либо заинтересованности  предприятия в развитии производства. 

 Налоговая  система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада.

Информация о работе Налоги и налоговая система