Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:05, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Введение…………………………………………………………………...…………………….3
Раздел 1 Налоги: сущность и виды:……………………………………………………………5
Экономическая сущность налогов………………………………………………….5
Виды налогов………………………………………………………………………...7
Основные функции налогов………………………………………………………..11
Раздел 2 Налогообложение: принципы и механизм:……………………………………...…18
2.1 Теория налогообложения…………………………………………………………..18
2.2 Сущность и принципы налогообложения……………………...………………....21
2.3 Методы налогообложения………………………………………………………….26
2.4 Государственное регулирование налогообложения……………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………
Для капитала, вложенного в производство, формально существуют налог на прибыль и налоги на доходы от капитала. Однако первый налог на деле сконструирован таким образом, что им фактически облагается только капитал, выводимый из производства: капитал, примененный в процессе производства, защищен от налогообложения щедрыми амортизационными льготами, а полученная на этот капитал прибыль практически всегда освобождается от налога, если она реинвестируется на развитие производства в рамках этого же предприятия.
Наконец,
последний запрет касается в основном
международных отношений и
Таким
образом, эти основополагающие принципы
налогообложения во всех ведущих развитых
странах мира соблюдаются уже на протяжении
многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать,
что в отдельных странах и в отдельные
критические периоды власти - вынужденно
или произвольно - отходили от этих принципов
и даже прямо их нарушали. Так, в США в период
рузвельтовского "нового курса" налоговые
ставки достигали невероятно высоких
размеров (обсуждался даже вопрос о введении
временного 100%-го налога на особо крупные
наследства). В военные периоды в некоторых
странах Европы вводились чрезвычайно
жесткие налоги в отношении иностранцев,
применялись особые формы налогообложения
- в виде долгосрочных принудительных
займов и т.д. Но такие отклонения носили
подчеркнуто временный, преходящий характер,
и с прекращением таких особых условий
власти обычно без промедления восстанавливали
прежние порядки.
2.3 Методы налогообложения
Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.
Равное налогообложение - метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога. Иначе - это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях. Пример - некоторые целевые налоги.
Регрессивное налогообложение - (от лат. regressus - обратное движение) - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.
Прогрессивное налогообложение - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Используется во многих странах, в т.ч. в РФ, главным образом в отношении доходов физических лиц.
Пропорциональное налогообложение - метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. В РФ примером П.н. является налог на прибыль юридических лиц. [15.с.288]
Наконец, определение налоговой политики требует также уяснения основных ее методов изымания самих налогов, а точнее способствования этому. В данном случае следует исходить из того, что к числу таковых в первую очередь относятся методы: управления, информирования (пропаганды), консультирования, воспитания, льготирования, контроля, принуждения. Анализ практики налогообложения за последние годы позволяет сделать вывод о том, что до недавнего времени финансовыми и налоговыми органами преимущественно использовались методы контроля и принуждения, теперь же достаточно активно наряду с ними осуществляется информирование, консультирование и воспитание налогообязанных лиц. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.
Информирование или налоговая пропаганда предполагает целенаправленную деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п. Установлено, что информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и отмене региональных и местных налогов должны направляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Минфин России и ФНС России, а также в соответствующие финансовые и налоговые органы (ст. 16 НК РФ).
Что касается воспитания, то оно в рамках проводимой налоговой политики имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
С
учетом изложенного, государственную
налоговую политику можно определить
как совокупность организационно-правовых
мероприятий, осуществляемых наделенными
соответствующей компетенцией органами
государственной власти посредством использования
специфических методов с целью создания
эффективной, справедливой и экономически
обоснованной налоговой системы, отвечающей
финансовым интересам государства и общества.
2.4 Государственное регулирование налогообложения
Налоговая
политика подчиняется решению социально-
Задачами налоговой политики являются:
• обеспечение
государства финансовыми
• создание условий для регулирования экономики страны на отраслевом и региональном уровнях;
• сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения;
• налоговая поддержка решений, содействующих ускорению рыночных реформ;
• макроэкономическая стабилизация системы налогообложения.
Результативность налоговой политики зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. К таким принципам относятся:
• обеспечение единства налоговой политики и налоговой системы;
• конституционность актов налогового законодательства;
• регулятивность (гибкость) налоговых платежей;
• самостоятельность местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжений своими бюджетными средствами;
• равенство прав (равный подход ко всем налогоплательщикам);
• эффективность и справедливость взимания налога.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Выделяется три типа налоговой политики.
Первый тип— политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов.
Подобная налоговая политика проводится государством в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.
Максимализация налогов впоследствии приводит к резко негативным явлениям. Повышение налогов ведет к снижению мотивации деятельности и не дает прироста государственных доходов, поскольку это приводит к укрывательству от налогообложения.
Массовый характер приобретает «теневая» экономика.
Второй тип —политика оптимальных налогов. Она способствует экономическому развитию, обеспечивает благоприятный климат для развития предпринимательства и малого бизнеса. Но максимальное выведение предпринимательства из-под налогообложения ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные доходы сокращаются.
Третий тип — налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.
При
эффективной экономике все
Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета, ее проведение связано с принятием новых законодательных и нормативных актов.
На Минфин России совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, возложена задача разработки предложений о налоговой политике государства, развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы страны.
Проведение
налоговой политики обеспечивается
с помощью таких налоговых инструментов,
как налоговая ставка, налоговая льгота,
налоговая база, система налоговых стимулов
и некоторые другие.
Заключение
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В
новой налоговой системе, исходя
из Федерального устройства России в
отличие от предыдущих лет, более
четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней
И
все же новое налоговое
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. [6.с.158]
На основе изученного материала, можно сделать выводы, которые дают право предложить один из путей решения данной проблемы: