Налоги и фискальная

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

Великий экономист К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени – в налогах».1

Содержание

1.Налоги 4
1.1. Эволюция налогов 4
1.2. Определение налога. Принципы налогообложения 7
1.3. Налоговая система. Виды налогов и налоговых ставок 8
1.4. Функции налогов 13
1.5. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 15

2. Фискальная политика 17
2.1. Цели и инструменты фискальной политики 17
2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос с
позиции кейнсианства 18
2.3. Виды фискальной политики 23
2.4. Достоинства и недостатки фискальной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 198.15 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                 3

1.Налоги               4 

  1.1. Эволюция налогов                      4

  1.2. Определение налога. Принципы налогообложения                                       7

  1.3. Налоговая система. Виды налогов и налоговых ставок                                 8

  1.4. Функции налогов                               13

  1.5. Воздействие налогов на  совокупный спрос и совокупное  предложение    15

 

2. Фискальная политика                                                                                            17

  2.1. Цели и инструменты фискальной политики                                                  17

  2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос с

          позиции  кейнсианства                                                                                     18

  2.3. Виды фискальной политики                                                                            23

  2.4. Достоинства и недостатки  фискальной политики                                         26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                               31

         

    

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Великий экономист К. Маркс писал: «В налогах  воплощено экономическое выражение  существования государства. Чиновники  и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о  рангах – все эти сказочные  создания в зародыше покоятся в одном  семени – в налогах».1

Эта мысль  представляется актуальной во все времена. Налоги, налоговая политика, налогообложение  постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом  государстве. Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств, а источником этих финансовых ресурсов, могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц).

Несмотря  на достаточную теоретическую разработанность  в области налогообложения, вопросы  экономической, социальной эффективности  налогов сегодня являются насущными  практически для всех: руководителей  предприятий и главных бухгалтеров; многочисленной армии налогоплательщиков; специалистов финансовой и налоговой  систем. Государству необходимо соединить несоединимое: обеспечить надежную финансовую базу для выполнения своих функций; создать налоговый режим, обеспечивающий стабильное развитие экономики; убедить население в необходимости полной и своевременной уплаты налогов; обеспечить эффективный контроль налоговых процедур.

Разумная  фискальная политика, как способ манипулирования  экономикой, может быть исключительно  важной составляющей работы государства  в решении вышеперечисленных  задач.

Целью данной работы является раскрытие понятий  и сущности налогов и фискальной политики, как неотъемлемых элементов  существования государства и  экономического роста.

Задачи  курсовой работы:

  • ознакомиться с развитием налогов
  • сформулировать определение налога и принципов налогообложения
  • ознакомиться с понятием налоговой системы, видами налогов и налоговых ставок
  • раскрыть функции налогов
  • рассмотреть воздействие налогов на экономику
  • раскрыть сущность фискальной политики, ее цели и инструменты
  • рассмотреть воздействие инструментов фискальной политики с позиции кейнсианства
  • рассмотреть виды фискальной политики, ее достоинства и недостатки

При написании  курсовой работы были  использованы учебные пособия по макроэкономике, налогам и налогообложению, источники  Интернет.

 

 

1. Налоги

1.2. Эволюция налогов

Определение понятия «налог» тесно связано с категорией «государство». Оно зависит от уровня развития самого государства, состояния его экономики и социально-политических отношений.

На каждом этапе развития общества понятие  «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Более того, на определенных этапах развития человеческой мысли данная категория получала принципиально иное, не похожее на предыдущие определение.

Первый  этап охватывает собою Древний мир, когда понятия «налог» еще  не существовало. В классическом Древнем  мире (Рим, Афины) государство представляло собой республику, что буквально  переводится как «общественное  дело», дело всех его граждан. Избранные  государственные служащие финансировали  исполнение своих обязанностей из собственных  средств, а в случае необходимости  осуществления крупных работ  обращались за помощью сограждан. Налоги, взимались с побежденных народов и с иноземцев и воспринимались как выражение зависимости.

В средневековом  обществе налоги все еще не могут  быть отнесены к основным источникам доходов государства, для процесса их взимания характерны высокая степень  добровольности и близость к понятию  «жертва» (что заметно даже в названиях  налогов). Во Франции понятие «налог»  соответствовало понятию «помощь», в Германии – «поддержка», «опора».

Уже на ранних этапах развития экономической мысли  налог рассматривался как безэквивалентный платеж, т.е. лица, уплатившие его не получали взамен от государства ни благ, ни особых прав.

Для государства 16-начала 17 в. характерен сословный  уклад. В то время основной его  формой была монархия, еще не располагавшая  регулярными налоговыми поступлениями  и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной  администрации за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении  регалий и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли  быть существенно увеличены в  течение непродолжительного времени, а расходы государства росли  более высокими темпами, чем его  доходы, поэтому получил распространение  принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.

По мере развития и усложнения общественных отношений государство расширяет  участие в жизни граждан, его  расходы возрастают, а потому оно  вынуждено изыскивать пути получения  дополнительных доходов. В силу того что для существования власти доходов от эксплуатации собственности недостаточно, а самосознание населения уже настолько высоко, что простое изъятие необходимых казне денег невозможно, возникают теории, объясняющие и даже оправдывающие налогообложение. Эти теории получили название индивидуалистических, в соответствии с ними налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные блага.

Представители классической теории в лице А. Смита, Д. Рикардо привнесли нечто принципиально  новое в определение налога, а  именно понятие справедливости налогообложения, без соблюдения которой налог  перестает быть налогом и переходит  в разряд штрафов, налагаемых государством, либо приобретает черты вымогательства или грабежа.

В 17-первой трети 19в. в экономических теориях господствовала идея о невмешательстве государства в экономику: предполагалось, что свободная конкуренция и рыночный механизм установления равновесия между спросом и предложением обеспечивают экономическую эффективность.

Марксизм  придал налогу классовый характер и  акцентировал взгляд на налоги как  на орудие классовой борьбы и эксплуатации трудящихся.

Великая депрессия ознаменовала начало кризиса всей существовавшей системы целей и методов управления государством в условиях свободной конкуренции и ограниченного вмешательства в сферу предпринимательства. Дж. М. Кейнс обосновал, в числе прочего, необходимость использования фискальной политики и налогов для регулирования экономики. Впервые налог рассматривался не только как способ изъятия средств, необходимых государству для выполнения своих функций, но и указывалось на его роль в регулировании экономических отношений общества.

В период с 1945 до середины 1970-х гг. в капиталистическом  мире происходят события, которые выводят  мировую экономику и все ее проблемы на принципиально новый  уровень. Формируется экономическая  теория предложения, основным направлением которой считается радикальная реформа системы налогообложения в сторону значительного улучшения предельных налоговых ставок.

Одновременно  с развитием теории экономики  предложения в послевоенный период в странах с развитыми рыночными структурами сформировалась экономика общественного сектора. Налоги в ней рассматриваются не как способ мобилизации средств для содержания неких надэкономических структур, а в качестве формы, которую приобретают затраты на производство разнообразных общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам. Предполагается, что государство, подобно другим производителям товаров и услуг, должно получать ресурсы лишь постольку, поскольку ему удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы лучше потенциальных частных конкурентов. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе становится максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага.

В результате мы получаем возможность определить понятие «налог» в нашем современном понимании.

 

1.2. Определение налога. Принципы  налогообложения

Налог –  это индивидуально безвозмездное  движение денежных средств от индивидуума  к государству, осуществляемое на основании  принуждения со стороны власти, имеющее  целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

Налоги  выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Являясь основным инструментом перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

  • гасить возникшие сбои в системе распределения;
  • заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной форм деятельности.

Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги, и столько  же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Принципы  налогообложения были сформулированы еще А. Смитом с его великом  произведении «Исследование о природе  и причинах богатства народов» опубликованном в 1776г. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

  • справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);
  • понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);
  • удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику);
  • недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы  положены принципы эффективности и  справедливости. Налоговая система  должна обеспечивать эффективность  на микроуровне (уровне отдельного производителя), способствуя рациональному размещению и использованию ресурсов. Справедливость должна быть вертикальной (люди, получающие разные доходы,  должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

 

1.3. Налоговая система.  Виды налогов и налоговых ставок

Налоговая система представляет собой совокупность разных видов налогов.

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К  ним относятся:

  • субъект налога – лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
  • объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, товары и т.д.);
  • источник налога – доход, из которого уплачивается налог. Источник может совпадать с объектом налога (например: заработная плата является и объектом и источником налога);
  • ставка налога – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах.

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой.

В теории налогов важное место занимает вопрос классификации, группировки налогов  по определенным признакам. Современная  налоговая система классифицирует налоги по различным признакам:

    • по способу изъятия (косвенные и прямые);
    • по воздействию (твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные);
    • по назначению (общие и целевые);
    • федеральные, региональные и местные налоги;
    • по субъекту уплаты (с физического или юридического лица);
    • по объекту налогообложения (имущественные, ресурсные, налоги от выручки и дохода, налоги на потребление);
    • по источнику уплаты (индивидуальный доход, на издержки производства и обращения, с выручки от продаж).

Информация о работе Налоги и фискальная