Трухачёв
Владимир Владимирович
Российский Университет
Дружбы Народов, г. Москва
В данной статье речь идет о политических
механизмах выявления и реализации национальных
интересов как сферы публичной политики.
Эти механизмы тесно связаны с пятью важнейшими
факторами, такими как системность, причинная
обусловленность, осознанность, интегратив-ность
и конкретно-историчность, которые согласуют
различные, в том числе не совпадающие
интересы в единой целостной структуре.
При этом национальные интересы выступают
как результат выбора из не-скольких вариантов
политического решения того или иного
вопроса и предполагают достижение определенной
цели.
Формирование
и реализация национальных интересов
– предмет особого внимания государственных
институтов, политических партий, общества
в целом. Это сложный и многоступенчатый
процесс, требующий объединенных усилий
ученых, политиков, руководителей различных
уров-ней. Он тем эффективнее, чем лучше
организован, чем яснее организаторы представляют
его структурные и функциональные элементы,
прямые и об-ратные связи между этими элементами.
Участниками такого дискурса яв-ляются
те, кто мыслит категориями нации, национальной
идентичности, национальных интересов
и т.д., определяя и переопределяя их [13,
с. 141-152]. В качестве конструкта и системообразующей
основы формирования национальных интересов
выступают действующие в том или ином
госу-дарстве политические механизмы
по выработке и артикуляции этих инте-ресов.
Политические механизмы отражают очень
сложный комплекс, со-стоящий из агентов
и сетей, влияния среды и модуля целеполагания,
цен-ностных ориентиров и нормативных
регулятивов, знаний и эмоций, проце-дур
и операций, институциональных форм и
типов коммуникаций и т. д. [5, с. 120-121].
Исходя из комплексной природы национальных
интересов, их фор-мулирование и реализация
должны быть прерогативой, прежде всего,
го-сударства, ориентированного на улучшение
качества жизни граждан, а значит, монополией
на легитимную интерпретацию общенациональных
приоритетов обладают институты государственной
власти. Однако госу-дарство не является
единственным участником реализации национальных
интересов. В связи с этим целесообразно
рассмотреть борьбу и возможные результаты
перераспределения символической ответственности
в полити-ческом поле национальных интересов
между основными агентами поля: властью
различных уровней, бизнесом, доминирующими
партиями, по-скольку стремление утвердить
определенную интерпретацию националь-ных
интересов нередко оказывается частью
борьбы за вполне конкретные культурные
и политические «права» [11, с. 60].
Следовательно, государственные решения,
подразумевающие некие механизмы формирования
национальных интересов и содержащие
проек-ты определенных публичных акций,
выступают лишь одним из элементов (хоть
и ключевым) общей системы публично-государственной
политики [6, с. 19]. Но при этом формирование
национальных интересов с помощью политических
механизмов является следствием комплексной
и организо-ванной совместной деятельности
индивидов и их групп по легитимному разрешению
общественных проблем при руководящей
и интегративной роли институтов государственной
власти и на основе использования кол-лективных
ресурсов общества, которая включает в
себя совокупность пуб-личных целей и
задач, условий и норм, решений и действий,
а также их со-циальных результатов и последствий.
Политические механизмы формирования
национальных интересов необходимо рассматривать
в общем контексте политического процесса
той или иной страны в силу того, что на
формат и содержание различных госу-дарственных
актов оказывают влияние самые разнообразные
силы, и в том числе негосударственные
акторы: партии и группы давления, средства
массовой информации и социальные движения,
массовая и индивидуаль-ная активность
граждан. Содержание политических механизмов
формули-рования и реализации национальных
приоритетов на государственном уровне
нередко выражает определенный баланс
интересов, результирую-щий расстановку
и соотношение сил акторов, сложившиеся
на политиче-ской сцене в определенный
момент.
Эти механизмы принятия решений выступают
важным компонентом публично-государственной
политики, которая включает комплекс условий
и норм, акторов и акций. Если попытаться
дать ее общее определение, то политические
способы выработки общенациональных задач
представляют собой совместную деятельность
индивидов и их групп по легитимному разрешению
общественных проблем при руководящей
роли органов госу-дарственной власти
и на основании использования коллективных
ресурсов социума.
Механизм формирования национальных интересов
во многом зави-сит от модели государственного
управления, доминирующей в той или иной
стране: «закрытой» или «открытой», бюрократической
или согласо-вательной. В связи с этими
моделями в современном мире выстраиваются
структуры управления с доминированием
«иерархических вертикалей» или «сетевых
горизонталей». Кроме того, в управленческой
структуре выделя-ется ряд таких базовых
измерений как политическое руководство,
админи-стративное регулирование и организационная
работа, связанных с функ-циональным разделением
труда в процессе подготовки, утверждения
и ис-полнения публичных решений, связанных
с реализацией национальных интересов.
Выполнение данных задач не представляется
возможным без иссле-дования основных
сущностных черт национальных интересов.
К настоящему времени сложилось несколько
подходов к вопросу о сущности национальных
интересов. В отличие от «общественного
интере-са», который регулируется системой
законов, определяющих внутригосу-дарственную
политику, понятие «национальный интерес»
относится также и к сфере внешней политики
государства. Следует обратить внимание
на то, что сторонники строгого понимания
категории «национальный инте-рес» как
в теории, так и в политической практике
придерживаются этого разделения. Так
же, как понятие «общественный интерес»
использовалось для приумножения и защиты
общественного блага против внутренних
вы-зовов, понятие «национальный интерес»
использовалось для продвижения целей
внешней политики [26, P. 2].
Однако, учитывая позиции ряда ученых
Запада и России, необходи-мо иметь в виду
тот факт, что общественные и национальные
интересы не исключают друг друга. Общественные
интересы испытывают на себе влияние международной
обстановки (особенно сильное в периоды
ее обо-стрения). А национальные интересы
зависят от экономической ситуации, социальной
и политической стабильности и морального
климата в стране [21, с. 288-298].
Главная составляющая национального интереса
– это императив вы-живания (или самосохранения)
государства и его развития на всех уровнях
с учетом международной ситуации. В условиях
глобализации политики возникает множество
вопросов, имеющих отношение к категории
нацио-нального интереса, а значит, и к
проблемам национальной безопасности.
Сохранит ли значимость национальный
интерес в условиях интернациона-лизации
и возрастания роли международных организаций,
когда регулиро-вание осуществляет «не
правительство как субстанциональный
орган» [10, с. 7]? Что произойдет с национальными
интересами при наличии тенден-ции к размыванию
национально-государственного интереса?
Эти и другие вопросы, связанные с данной
категорией, волнуют многих ученых и поли-тиков,
некоторые из которых ставят под сомнение
актуальность самой проблемы национального
интереса в современном мире [20, с. 11].
Определение национальных интересов отдельно
взятого государства предполагает обязательный
учет интересов других государств, а в
чем-то и интересов всего мирового сообщества,
поскольку в данной связи возникает «особый
модус социального взаимодействия, логика
которого отличается как от логики рынков,
так и от логики правительсва» [25, P. 188].
В целом анализ научной литературы и в
частности определение на-циональных
интересов как совокупности причинно
обусловленных по-требностей и неотъемлемых
ценностей исторически сложившейся, объе-диненной
социокультурными связями и организованной
в государство со-циальной общности, удовлетворение
и защита которых объективно необ-ходимы
для будущего существования и развития
последней и возможны в полной мере лишь
благодаря осознанным совместным усилиям
ее предста-вителей, позволяют говорить
как минимум о пяти важнейших характери-стиках,
раскрывающих сущность данного явления.
Ими выступают сис-темность, причинная
обусловленность, осознанность, интегративность
и конкретно-историчность.
Системность национальных интересов заключается
в том, что они являются органично взаимосвязанными,
функционирующими по общим законам элементами
сложносоставной и многоуровневой системы.
Нахо-дясь в постоянном взаимодействии
между собой, они обнаруживают цело-стность
и структурную соподчиненность, которые
предполагают в том числе и наличие в системе
национальных интересов функциональных
свя-зей координации (согласуют различные,
в том числе не совпадающие ин-тересы в
единой целостной структуре) и субординации
(способствуют вы-членению приоритетов,
непосредственно зависящих от конкретных
усло-вий существования и развития нации).
По мнению С.Л. Проскурина, основной системообразующий
признак национальных интересов состоит
в строгой иерархии, предполагающей достижение
главной цели. На ее основе строятся все
остальные элементы системы национальных
интересов [19, с. 52]. Например, ключевыми
фак-торами формирования национальных
интересов являются географическое и
геостратегическое положение, обеспеченность
сырьевыми ресурсами, количественный
и качественный состав населения, уровень
экономическо-го развития, наличие внешних
и внутренних угроз, характер внутреннего
устройства и т.д.
По мысли Л.И. Абалкина, проблема детерминирования
националь-ных интересов «является весьма
многоплановой и включает в себя: необ-ходимость
обеспечения благоприятных условий для
экономического про-цветания и защиты
отечественных производителей; сохранение
и улучше-ние материальных, духовных и
нравственных устоев жизнедеятельности
соответствующей социальной общности
людей; выполнение функций и обязательств,
диктуемых геополитическим положением
страны, ее местом в системе мирохозяйственных
связей и отношений» [1, с. 7]. Другими сло-вами,
политические механизмы формирования
национальных интересов неразрывно связаны
с основными параметрами экономического,
социаль-ного, научно-технического, культурного
и духовного развития страны, а также определяются
внутри- и внешнеполитическими реалиями,
в которых она находится.
Еще одна важнейшая сущностная характеристика
национальных ин-тересов – их осознанность.
Осознание всеобщности национальных интере-сов
и необходимости их согласованной реализации
превращает последние в важнейший ориентир
текущей деятельности государства. Умение
осоз-навать и четко выражать национальные
интересы позволяет отличить го-сударственную
мудрость от политического авантюризма
и корыстного служения интересам узкой
группы лиц. Национальные интересы становят-ся
своего рода «категорическим императивом»,
критерием, с одной сторо-ны, должного,
а с другой – допустимого как в политической
теории, так и в политической практике.
Следует отметить, что вопрос о методологических
основаниях для выявления степени соответствия
программных заявлений или политиче-ского
курса правительства национальным интересам
является дискуссион-ным.
По мысли Б.В. Межуева, когда политик, исследователь
или публи-цист пишет об адекватности
той или иной политики национальному инте-ресу,
он, как правило, подразумевает, что она
отражает общественное мне-ние или выраженную
публично позицию политических и экономических
элит данной страны; отвечает культурным
традициям страны, устойчивым представлениям
о ее геополитической, конфессиональной
и т.д. идентич-ности, ее роли в мировой
истории; способствует укреплению военно-стратегических
позиций государства; ведет к улучшению
ее социально-экономического положения
[12, с. 26].
В.Л. Выборной полагает, что определенная
устойчивость националь-ных интересов
делает возможным использование для их
изучения таких методов анализа как экспертная
оценка и системная формализация: «Вы-членяя
под системную формализацию устойчивые,
определяющие элемен-ты действительности
и объективные потребности, анализируя
их в системе причинно-следственных связей
и в динамике (прошлое, настоящее, буду-щее),
а также коррелируя полученные результаты
через экспертные оцен-ки, можно с достаточной
степенью достоверности выйти не только
на дей-ствительные интересы, но и на тенденции
их развития. Это позволит уйти от мнимых
интересов и тем самым усилить эффективность
движения об-щества по пути успешного
развития» [4, с. 18].
Э.А. Поздняков считает полезным при анализе
национальных инте-ресов различать в них
мотивировочную (политико-идеологическую)
сто-рону и их практически-политическое
содержание [17, с. 81]. Мотивиро-вочный аспект
обычно служит целям оправдания тех или
иных предпола-гаемых или уже совершенных
внутри- и внешнеполитических акций госу-дарства
под предлогом защиты национальных интересов.
Данная функция национальных интересов
является довольно распространенной в
политиче-ской практике. Однако мотивировочный
аспект национальных интересов не остается
данным раз и навсегда: он может изменяться
на протяжении сравнительно коротких
исторических периодов, тогда как сами
националь-ные интересы сохраняются в
течение долгого времени неизменными.
Что же касается практически-политического
аспекта национальных интересов, то он
основывается на реальных потребностях
в развитии того или иного национального
сообщества и выражен в целях, намерениях
и средствах, с помощью которых данные
потребности реализуются. Меня-ются времена,
меняются и потребности, меняются, соответственно,
опре-деленные интересы, а вместе с ними
– цели и средства внутренней и внеш-ней
политики.
В целом многие исследователи согласны
с тем, что национальные интересы выступают
как результат выбора из нескольких вариантов
поли-тического решения того или иного
вопроса и предполагают достижение определенной
цели. Выдвигаемые же цели призваны решить
проблему достойного, соответствующего
историческому периоду и сложившимся
представлениям о таком существовании,
бытия нации. В этом смысле о су-ти политических
механизмов выработки национальных интересов
можно сказать, что это также «мотивированная
модель действий» и «сформиро-ванное в
сознании опережающее отображение процесса
достижения сис-темой заданного состояния»
[2, с. 51-52].
Четвертая характерная черта национальных
интересов – их интегра-тивность. Эффективная
реализация национальных интересов предполагает
не монополию одной партии или политической
группировки, а определен-ную систему
сдерживающих сил и противовесов, гарантированное
призна-ние прав меньшинства, гласный
демократический контроль за деятельно-стью
всех ветвей власти, словом, все то, что
образует конституирующие признаки правового
государства. Кроме того, формирование
националь-ных интересов политическими
методами неизбежно требует задействова-ния
всех институтов гражданского общества.
По мысли Э.А. Позднякова, понятие «национальные
интересы» так или иначе выражает внутренний
общественный консенсус, «объединяю-щий
в единое целое совершенно разных во всех
отношениях людей и су-ществование народов,
наций, государств как неких единых образований»
[17, с. 121]. Аналогичной точки зрения придерживается
и И.Г. Яковенко, по мнению которого «национальные
интересы принципиально диалогич-ны»
(имеется в виду диалог внутри общества
в ходе формирования кон-цепции интересов)
[23, С. 121].
Обретая по мере поступательного развития
нации все более универ-сальный для нее
смысл, легитимные политические механизмы
формирова-ния национальных интересов
становятся осевыми элементами общенацио-нальной
идеи – системы ценностей, определяющих
архетипические черты и неотъемлемые
характеристики национального сообщества
и выражаю-щих культурную преемственность
в его духовной истории.
Вместе с тем трудно отрицать, что механизмы
политической концеп-туализации национальных
интересов способны придать национальной
идее мощный интегративный заряд, который
позволяет национальному со-обществу
сохранять свою социокультурную идентичность,
а также адек-ватно реагировать на вызовы
времени и кризисные проявления человече-ской
цивилизации. Значимость национальных
интересов для исторических судеб страны
и народа позволяет рассматривать любую
угрозу этим инте-ресам как вопрос национальной
безопасности. И национальные интересы,
и национальная безопасность, таким образом,
становятся органично взаи-мосвязанными,
тесно пересекаются. Так, У. Липпман полагает,
что «нация обеспечивает свою безопасность,
когда она не жертвует своими законными
интересами для избежания войны» [27, P.
8]. По мысли Д.Коллинза, «на-циональная
безопасность - это меры, принимаемые страной
или коалицией стран для охраны их интересов
от любого рода неблагоприятных воздейст-вий
– внешних или внутренних» [24, P. 309].
Наконец, еще одна сущностная характеристика
национальных инте-ресов заключается
в их конкретно-историчности. Национальные
интересы складываются в ходе длительного
исторического процесса, характер про-текания
которого обладает своей спецификой для
каждой конкретной на-ции и во многом определяется
ее материальной и духовной культурой,
ценностными ориентирами, традициями,
памятью о героическом прошлом, идеологическими
установками и т.д.
Таким образом, имея объективную основу
– социально-экономическую, культурно-историческую,
геополитическую и т.д., – на-циональные
интересы должны быть определенным образом
артикулирова-ны. На процесс их артикуляции
способны оказывать влияние обществен-ное
мнение, политическая борьба, средства
массовой информации, содер-жание предлагаемых
различными акторами политической сцены
программ и путей реализации насущных
потребностей нации. Тем самым становится
важной роль, которую при формировании
системы национальных интере-сов играет
уровень развития гражданского общества
и его институтов. При достаточной степени
развитости последних возникает целостная
сбаланси-рованная система «нация-государство»,
в которой вырабатываются меха-низмы уравновешения
разнообразных интересов.
Выше было установлено, что понятие «национальные
интересы» на-ходится в отношениях совместимости
с понятиями «национальная идея» и «национальная
безопасность». И если последнее лишь
в определенной сте-пени можно причислить
к целям деятельности государств на международ-ной
арене, то для «национальной идеи» степень
отнесения к данной группе понятий и категорий
политической науки еще более условна
с учетом того факта, что, по мнению А.В.
Кулакова, «национальные интересы на терри-тории
государства являются наиболее общими,
включающими в себя более узкие интересы»
[9. с. 122].
Что касается содержания национальных
интересов, то, как утвержда-ет исследователь
М.А. Молчанов, в политологии категории
«националь-ный интерес» и «государственный
интерес тождественны» [14, с. 11]. Дан-ное
утверждение построено на мысли, что государство
выражает потреб-ности нации.
Высказываются и иные мнения. Другой отечественный
политолог Ильин М.В. утверждает, что –
«национальный интерес есть интерес нации
как двуединство суверенного территориального
государства и гражданско-го общества».
Он считает, что национальный интерес
является выражени-ем государственного
интереса и интересов гражданского общества.
Эти понятия, по его мнению, «не только
содержательно связаны с понятием национального
интереса, но в значительной мере определяют
его смысло-вую структуру» [7, с. 80-87].
В современной политической науке имеет
место и другая точка зре-ния, которую
разделяет отечественный ученый Пастухов
В.Б. Согласно этой точке зрения, «государство
и нация – это не два социальных субъекта,
а один» [16, с. 92]. По его мнению, современное
государство не существует без нации,
нет и современной нации без государства.
Современное госу-дарство есть лишь организационное
оформление бытия нации. Нация и го-сударство
являются парными социальными категориями,
относящимися друг к другу как содержание
и форма.
Необходимо отметить, что государство
и нация по существу являют-ся продуктами
исторического развития. В своей предыстории
они склады-вались по-разному. По мнению
ученого Е.А. Кафырина: «Среди современ-ных
наций можно выделить, с одной стороны,
страны [государства] с го-сударственной
монополией на формирование духовно-культурных
потреб-ностей людей, а с другой стороны
страны [государства], в которых наряду
с государством на формирование потребностей
культуры оказывают большое влияние разнообразные
политические партии, научные школы, институты
гражданского общества, семья, авторитетные
личности» [8, с. 28].
Вопрос о субъектах национального интереса
выступает в качестве одной из главных
проблем дефиниции этого термина [18]. Так,
граждан-ское общество, формируя свои
социальные институты, способствует объе-динению
разнородных элементов общества. Это объединение
строится на общих ценностях и гражданских
интересах. В целом гражданское общест-во
должно доминировать над интересами этнических,
религиозных и дру-гих социальных групп.
Задача состоит в том, чтобы добиться единства
ин-тересов государства и гражданского
общества, и национальные интересы по
отношению к интересам социальных групп
выступают в качестве объе-диняющей категории.
Согласие в обществе по поводу национального
ин-тереса достигается путем деятельности
институтов современного граждан-ского
общества. Важна также роль политической
элиты страны. Отечест-венный исследователь
А.Х. Шаваев считает, что «если субъекты
политики государства не осознают потребности
страны, общества, то понимание этих потребностей
многими гражданами порой ничего не решает»
[22, с. 44].
Главным субъектом защиты и реализации
национальных интересов выступает государство,
которое должно обеспечивать безопасность
стра-ны, то есть состояние защищенности
национальных интересов. Категория «национальный
интерес» учитывает участие государства
в осуществлении интересов гражданского
общества. Государство выполняет работу,
кото-рую поручило ему гражданское общество.
Но это происходит только при зрелом гражданском
обществе, сумевшем построить политическую
систе-му, соответствующую реалиям. Таким
образом, национальный интерес от-ражает
единство устремлений гражданского общества
и государства.
Рассмотрим реализацию национальных интересов
в политике. Имен-но формирование интересов
обеспечивает определенное отношение
лич-ности, социальных групп к деятельности
государства, его представитель-ных и
исполнительных органов власти в различных
сферах жизнедеятель-ности, в том числе
и в сфере безопасности [15, с. 93]. В контексте
полити-ческой науки понятие «национальный
интерес» непосредственным обра-зом связано
с концепцией национальной безопасности.
Категории «нацио-нальный интерес» и «национальная
безопасность» отражают разные функ-ции
политического процесса, который можно
разделить на две стадии: стадию формирования
и формулирования политики и стадию ее
реализа-ции внутри страны и в системе
международных отношений. Категория на-ционального
интереса относится к первой стадии, категория
безопасности – ко второй.
Национальная безопасность в политической
науке рассматривается в качестве категории
политики, обозначающей, «защищенность
жизненно важных интересов личности, общества
и государства в различных сферах жизнедеятельности
от внутренних и внешних угроз, обеспечивающей
ус-тойчивое поступательное развитие
страны» [15, с. 22]. Основные направ-ления
политики национальной безопасности определяются
национальны-ми интересами, однако определение
национальных интересов должно предшествовать
формированию политики, обеспечивающей
национальную безопасность.
Отделив национальные интересы от национальной
безопасности, об-ратимся непосредственно
к вопросам осуществления национальных
инте-ресов. Для выявления функциональной
роли национальных интересов не-обходимо
обозначить процесс формулирования национальных
интересов, политические механизмы которого
способствуют принятию публично-государственных
решений при наличии выбора альтернативы
разрешения социальной или политической
проблемы легитимным властным агентом
и функционированию всего организационного
комплекса, образуемого ие-рархизированной
деятельностью политиков, чиновников
лоббистов, парт-функционеров и граждан
как социально-политических акторов.
Таким образом, реализация национальных
интересов представляет собой сложный,
длительный, многоэтапный процесс, в котором
принима-ют участие различные субъекты
политической системы общества, стремя-щиеся
выразить общезначимые потребности различных
социальных групп и слоев. На первом этапе
происходит осмысление и формулирование
на-циональных интересов. Общественно-политические
силы, заинтересован-ные в решении проблем
социально-экономического развития, пытаются
осмыслить и сформулировать свои интересы.
Они выражают свое мнение в средствах
массовой информации, в публичных выступлениях
своих пред-ставителей, в документах, составленных
на основе изучения проблем и на-правленных
в органы государственной власти.
Органы исполнительной и представительной
власти изучают про-блему и предлагают
пути ее решения, опираясь на возможности
государст-ва и стремление общественно-политических
сил выразить свои интересы. На этом этапе
закладываются политические основы национальных
интере-сов, выраженные в документах и
программах институтов гражданского общества.
На втором этапе происходит оформление
национальных интере-сов в определенные
политические цели и задачи, которые ставят
перед со-бой государство и общество. Принимаются
решения по приоритетности осуществления
тех или иных национальных интересов,
по выявлению пу-тей претворения их в жизнь.
Национальный интерес воплощается в политике
через цели полити-ческой деятельности
государства, когда национальный интерес
трансфор-мируется в определенную политическую
цель. Отечественный исследова-тель А.В.
Возжеников А.В. отмечает, что «национальные
цели должны служить реализации национальных
интересов» [3, с. 82]. Между нацио-нальным
интересом и политической целью есть общее,
оно заключается в том, что и то и другое
отражает объективные потребности государства
и его мощь. Уровень этой мощи может служить
объективной основой опре-деления «цены»
национальных интересов и возможности
их реализации в политическом процессе.
Приоритетные национальные интересы следует
определить и поло-жить в основу главного
политического курса государства. Приоритетные
национальные интересы продолжают оставаться
неизменными при смене отдельных элементов
политического курса, выступающего в качестве
стратегии. Жизнеспособность стратегии
зависит от того, в какой степени она отвечает
этим приоритетным национальным интересам.
В этой связи стоит еще раз акцентировать
внимание на том, что постоянная обществен-ная
дискуссия по проблемам нации и есть один
из способов воспроизвод-ства национальной
идентификации, а также достижения и воспроизводства
консенсуса основных политических сил
по конкретным базовым вопросам в данной
сфере.
Таким образом, политические механизмы
формирования националь-ных интересов
как категории политики в своем сущностном
и содержа-тельном аспекте отражают осознание
обществом и государством объек-тивных
потребностей их общего (национального)
развития; при этом сами национальные
интересы непосредственно влияют на определение
задач обеспечения национальной безопасности
и реализуются путем достижения политических
целей во внешней и внутренней политике.
Формирование и реализация национальных
интересов через леги-тимные механизмы
публично-государственной сферы является
основным компонентом государственной
политики и политико-управленческого
процесса, характеризующийся воздействием
органов публичной власти на общественные
структуры, взаимодействием элитных, бюрократических
и гражданских группировок, а также содержит
некую «формулу интересов» [6, c. 27], которая
является обобщенным результатом взаимодействия
от-носительно автономных социально-политических
акторов, обладающих собственными интересами
и целями, позициями и ресурсами, стратегией
и тактикой.
Действительно, все изложенные выше концептуальные
подходы к определению национальных интересов
и политических механизмов их формулирования
и реализации должны взаимодополнять
друг друга в рам-ках понимании и объяснении
содержания политических решений. Таким
образом, политические механизмы артикулирования
национальных инте-ресов выступают многосторонним
феноменом, адекватная интерпретация
которых требует комплексного подхода
и учета множества факторов.
Дальнейшее исследование сущности и содержания
политических ме-ханизмов формирования
национальных интересов представляет
собой пер-спективное и важное направление
изучения этого политического инстру-мента,
особенно при моделировании политических
процессов разного уровня и динамики.
В этом случае принципиально важными становятся
раскрытие движущих факторов политических
изменений, а также прогно-зирование возможных
последствий для реализации национальных
интере-сов.
Список
литературы
1. Абалкин Л.И. О национально-государственных
интересах России // Во-просы экономики.
1994, № 2. С. 7.
2. Болотков В.Х. , Семенов В.М. В поисках
парадигмы нации (нациологи-ческие очерки).
М.- Нальчик, 1997. С. 51-52.
3. Возжеников A.B. Национальная безопасность
России, - М.: 2002. - С 82.
4. Выборной В.Я. Содержание и направление
национального интереса Со-ветского Союза
// Национальные интересы СССР в Азии: теоретические
и практические аспекты. М: Наука, 1991, С.
18.
5. Дегтярев А. А. Теория принятия политических
решений в структуре со-циальных и управленческих
дисциплин // Политические исследования.
2002. № 2. С. 120-121.
6. Дегтярев А.А. Принятие политических
решений. М: КДУ, 2004, с. 19.
7. Ильин M.B. Критерий современности в политике.
// Полис - 1995- № 1. - С. 80-87.
8. Кафырин Е.А. Глобализация взаимосвязь
общечеловеческого и нацио-нального. Глобальный
гуманизм. - М: 2003. - С. 28.
9. Кулаков А.В. Геополитика и актуальные
проблемы национальных инте-ресов России
на государственной границе. - М..: 2004. –
С. 122.
10. Кустарев А. Кем и как управляется мир.
// Pro et Contra. 2007. № 6 (39) ноябрь-декабрь, с.
7.
11. Малинина О. Конструирование идентичности:
возможности и ограни-чения. // Pro et Contra.
2007. № 3, май-июнь, с. 60.
12. Межуев Б.В. Моделирование понятия «национальный
интерес» (На примере дальневосточной
политики России конца XIX - начала XX века)
// Полис. 1999, № 1. С. 26.
13. Миллер А.И. О дискурсивной природе национализмов
// Pro et Contra. 1997. Т.2 № 4, с. 141-152.
14. Молчанов М.А. Дискуссионные аспекты
проблемы «национальный ин-терес». // Полис
-2000 - № 1 - C. 11.
15. Прохожев А.А. Общая теория национальной
безопасности. / - М.: 2002. - С. 93.
16. Пастухов В.Б. Национальный и государственный
интересы России: иг-ра слов или игра в
слова? // Полис - 2000 - №1 - С. 92.
17. Поздняков Э.А. Философия политики: В
2 ч. Ч. 2. М, 1994. С, 81.
18. Проскурин С.А. Национально-государственные
интересы России в со-временном мире, //
Россия в диалоге цивилизаций. - M.: 2001.
19. Проскурин С.А. Национальные интересы
и внешнеполитические при-оритеты России
// Власть. 1996, № 8. С. 52.
20. Фурман Д. Внешнеполитические ориентиры
России // Россия и му-сульманский мир.
Бюллетень реферативно-аналитической
информации. 1995. N 12(42). С. 11.
21. Цыганков П.А. Теория международных
отношений: Учебное пособие. М., 2002. С. 288-298.
22. Шаваев А.Х. Национальная безопасность
и национальные интересы, // Власть. - 3 -
2004. – С. 44.
23. Яковенко ИТ. От империи к национальному
государству (Попытка концептуализации
процесса) // Полис. 1996, № 6. С. 121.
24. Collins J.M. U.S. defence planning. A critique. Boulder, Colorado:
West-view Press, 1982. P. 309.
25. Dingwerth K., Pattberg Ph. Global Government as a Perspective of
World Politics // Global Government. 2006. No 2. P. 188.
26. Kratochwil F. On the Notion of "Interest" in International
Relations // Inter-national Organization. Vol. XXXIV. Winter 1982. P.
13.
27. Lippmann W. U.S. foreign policy. New York: McGrow-Hiil, 1953. P.
8.
28. Yarger R.H. and Barber G.F. The U.S. Army War College Methodology
for Determining Interests and Levels of Intensity. Carlisle Barraks.
1997. P. 2. |