Национальное богатство РФ и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Неработающая на экономику большая часть национального богатства, трансформируется в нелегальный поток доходов, который в значительной своей части утекает за границу. Если бы удалось перекрыть этот поток, то, по самым скромным оценкам, страна могла бы дополнительно получить в бюджет 80-100 млрд.долл. дохода. Но сделать это не просто. Для этого требуется решение двух задач. Во-первых, измерение реальной величины национального богатства страны с учетом более полного отражения природно-ресурсного и интеллектуального потенциала экономики. Во-вторых, создание механизмов для эффективного использования национального богатства.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 2 стр
1. Национальное богатство РФ…………..…………………………..3 стр
2. Состав национального богатства ………………………………… 10 стр
3. Основные фонды в системе национального богатства Российской Федерации ………………………………………………………… 12 стр
4. Сравнительный анализ национального богатства России с национальным богатством РСФСР. ………………………………………………. 18 стр
5. Становление концепции национального богатства ……………. 28 стр
6. Естественное и экономическое богатство ……………………… 30 стр
7. Использование национального богатства ……………………… 32 стр
8. Измерение ………………………………………………………... 33 стр
9. Заключение ………………………………………………………. 43 стр
10. Список использованных источников ………………………….. 47 стр

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 84.26 Кб (Скачать)

Долговременный структурный тренд  воспроизводства национального  богатства СССР определялся тем, что в составе учитываемого богатства  примерно две трети составляли основные фонды (или по современной статистической терминологии - основной капитал); пятую  часть - домашнее имущество населения  и шестую часть - материальные оборотные  средства (См. табл.1).

Данные табл. 1 свидетельствуют, что  в целом в воспроизводственной  структуре национального богатства  Союза ССР постоянно шли неблагоприятные  тенденции снижения доли "богатства  для потребления", что отражало общий тренд развития экономики  в сторону падения эффективности  накопления, снижения социальной результативности экономического роста и иллюзорности самой возможности достижения существенного  прорыва в области благосостояния населения на базе "административно-командной" модели экономики.

Таблица 1. Изменения в структуре  национального богатства России 1970-2000 гг. (по данным в неизменных ценах, в % к итогу)

 

 

Составные элементы богатства

1970

1980

1990

2000

I.Натурально-вещественная структура богатства

Всего

100

100

100

100

Основной капитал

63.8

63.5

64.3

65.8

Материальные оборотные  средства и запасы

20.1

19.3

17.0

14.9

Домашнее имущество населения

16.1

17.2

18.7

19.3

II.Воспроизводственная структура богатства

Всего

100

100

100

100

Производственный фонд

50.8

54.1

56.1

56.8

в том числе:

Производственный основной капитал

36.4

39.2

42.4

44.0

Производственные запасы

14.4

14.9

13.7

12.8

Непроизводственный фонд

49.2

45.9

43.9

43.2

том числе:

Непроизводственный основной капитал

27.3

24.3

21.9

21.8

Непроизводственные запасы (запасы ТДП в торговле и промышленности)

5.8

4.4

3.3

2.1

Домашнее имущество населения

16.1

17.2

18.7

19.3


 

Источники: Национальное богатство  в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1994, с. .33; Основные показатели баланса народного хозяйства  СССР и союзных республик.

Статистический сборник. М:, 1990, с.46.

Еще в рамках экономико-политической системы бывшего Союза ССР  ряд союзных республик (например, Латвия) пытались произвести оценки своего национального богатства по территориальному признаку.

Российская Федерация не входила  в число лидеров учета национального  богатства на республиканском уровне. В этой связи первые оценки национального  богатства России были опубликованы уже после обретения ею своего государственного суверенитета.

После распада СССР "дележ" национального  богатства (за исключением отдельных  объектов) был произведен по так  называемому "территориальному признаку". При этом из общего объема национального  богатства СССР к России отошло около 60%; к Украине - 16%; к Белоруссии - 3,6% этого богатства. В республиках  Прибалтики осталось 3,2%, в среднеазиатских  республиках - чуть более 11% и в закавказских республиках - 3,9% "общесоюзного" национального  богатства.

Практика получения таких оценок и, соответственно, их использования  в целях экономического анализа  и прогнозирования сразу столкнулась  с двумя существенными трудностями, продиктованными особенностями  той ситуации, когда эти оценки появились.

Первая трудность заключалась  в чрезвычайных сложностях оценки национального  богатства в условиях глубоко  кризисного развития экономики, обвального падения инвестиций и прочих негативных явлениях в экономике, сопровождаемых гиперинфляцией. Наша экономическая  наука и статистика просто не располагали  достаточным методологическим аппаратом  для оценки и анализа богатства  в столь сложных воспроизводственных  условиях.

Вторая трудность была связана  с уже названным выше переходом  отечественной статистики к системе  национального счетоводства с заметным пересмотром представлений о  круге макроэкономических категорий, характеризующих как объемы текущего производства и потребления (национальный доход и продукт), так и располагаемого запаса накопленных благ (национальное богатство). Такой полномасштабный пересмотр статистической методологии и практики статистических измерений требует как времени, так и существенных материальных затрат. В результате, как было отмечено выше, новая модель статистики национального богатства, отвечающая современной международно-признанной методологии макроэкономического учета, в России практически пока еще не реализована и, увы, нет реальных признаков существенных продвижений в данном вопросе. Фактически имеющиеся в российской статистике блоки данных о богатстве по сути совпадают с теми, что отражались в статистике национального богатства Госкомстатом СССР, а в отдельных случаях (например, выявление доли и структуры производственного и непроизводственного фондов богатства) значительно усложнились даже те оценки, которые были доступны советской статистике национального богатства. Все отсутствующее является пока предметом экспертных оценок отдельных исследователей.

Официальные оценки национального  богатства России имеются за период начиная с 1980г. За период 1980-1990 гг. они обобщены (с включением некоторых наших оценок расчетно-экспертного характра) в табл.2.

В табл. 3 представлены в сопоставлении  Госкомстатовские и неофициальные экспертные оценки национального богатства России в середине 90-х годов.

 

Таблица 2. Изменения в структуре  национального богатства Российской Федерации (по данным в неизменных ценах, % к итогу)

Составные элементы богатства

1980

1985

1990

1995

I. Натурально-вещественная структура  богатства

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Основной капитал

64,9

65,5

66,3

65,8

Материальные оборотные  средства и запасы

18,1

18,5

16,8

14,9

Домашнее имущество населения

17,0

16,0

16,9

19,3

II.Воспроизводственная структура богатства

Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

Производственный фонд

58,4

60,0

59,9

56,8

в том числе:

       

Производственный основной капитал

42,5

43,7

44,3

44,0

Производственные запасы

15,9

16,3

15,5

12,8

Непроизводственный фонд

41,6

40,0

40,1

43,2

в том числе:

Непроизводственный осн. капитал

22,4

21,8

22,0

21,8

Непроизводственные запасы (запасы ТНП в торговле и промышленности

2,2

2,2

1,2

2,1

Домашнее имущество населения

17,0

16,0

16,9

19,3


Источники: Национальное богатство  в условиях формирования рыночных отношений. М.: Наука, 1994, с.34. Народное хозяйство  Российской Федерации. Статистические сборники за 1991-1996гг.

 

Таблица 3. Оценки национального богатства России (квадрилл. Руб.)

Элементы богатства

Официальные оценки

Альтернативные оценки

Основной капитал

17,1

19,1

Материальные оборотные средства

0,3

3,0

Домашнее имущество населения

0,3

9,0

Лесные ресурсы

-

300,0

Сельскохозяйственные угодья

-

5,0

Минерально-сырьевые ресурсы

17,7

-

ИТОГО:

1600,0

1260,0


Источник: Вопросы статистики, 1996, N.10, с. 26; 1997, N.11, с.18

 

Данные табл.3, скорее всего, следует  воспринимать не в некоем абсолютном значении (богатства в конечном итоге  не становится больше или меньше в  зависимости от того, как его измеряют) - они свидетельствуют, что в официальной  статистике имеет место огромная недооценка национального богатства  России, которая в плане видения  перспектив долгосрочного социально-экономического развития страны также опасна, как  и переоценка имеющихся ресурсов и их роли как потенциальных источников роста.

По данным академика Н.П. Федоренко  физический объем национального  богатства России за 100 с лишним лет (1895-2000 гг.) увеличился в почти в 32 раза (Таблица 4)

 

 

 

 

 

 

Таблица4. Объем и темпы прироста национального богатства России в ХХ веке

Годы

Прирост объема млрд. руб

Темпы прироста в целом по десятилетиям, %

Среднегодовые темпы прироста %

1901-1910

29

11,7

1,1

1911-1920

19

28,2

3,2

1921-1930

188

40,2

3,4

1931-1940

384

79,9

6,0

1941-1950

323-

4,6

0,5

1951-1960

1902

159,5

10,0

1961-1970

3323

107,6

10,5

1971-1980

5867

91,4

7,5

1981-1990

8296

67,7

6,7

1991-2000

997

4,7

0,5


 

Источник: Н.П. Федоренко, Россия уроки  прошлого и будущего М. : 2001 г. С. 53

Как показывают данные таблицы, в силу целого ряда объективных и субъективных причин наращивание национального  богатства России шло крайне не равномерно.

По данным Госкомстата России, в  пересчете по официальному курсу  рубля к доллару, в конце 2003 г. национальное богатство России оценивалось в 1, 2 трлн. долл.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Национальное богатство  – важнейшая социально-экономическая  категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Оно  охватывает практически все экономические  блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем  уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших  показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом  за весь предшествующий период по состоянию  на определенную дату.

Согласно современным  статистическим представлениям в объем  национального богатства включается:

  1. нефинансовые произведенные активы;
  2. нефинансовые непроизведенные активы;
  3. финансовые активы.

Система показателей национального  богатства включает в себя следующие  основные характеристики:

1. показатели накопленного  имущества, произведенных материальных  и нематериальных активов –  их наличия (объема), состава и  структуры, воспроизводства, состояния  и использования;

2. показатели наличия,  состояния и оценки природных  ресурсов и других непроизведенных  активов;

3. показатели динамики  всех активов национального богатства.

Национальное богатство  определяется, как правило, в действующих (текущих) ценах, что обеспечивает оценку его реального объема в современных  условиях ценообразования и увязку с другими социально-экономическими показателями. Важным моментом для  определения общего объема национального богатства является наиболее полная оценка его элементов.

Для определения общего объема основных фондов, их вещественной и  отраслевой структуры, а также для  исчисления износа (амортизации) основных фондов, анализа их воспроизводства  применяется стоимостная (денежная) оценка.

Информация о работе Национальное богатство РФ и его структура