Национальное богатство: измерение и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Увеличение общественного богатства в любой форме его проявления является целью экономической деятельности любого государства. Наряду с материальными формами богатства, существуют нематериальные формы. В условиях информационной экономики возрастает роль нематериальных форм богатства: профессиональные, интеллектуальные и физические способности, теоретические и практические знания, опыт, умения и навыки людей, образовательный, культурный и морально-этический потенциал; совокупность имеющихся в распоряжении общества духовно-культурных, художественных и литературных ценностей. Однако проблема их оценки, эффективного приумножения и использования остается на первом плане.

Содержание

1 Национальное богатство……………………………………………………....5
1.1 Понятие национального богатства……………………………...……….....5
1.2 Структура национального богатства………………………………………..7
2 Измерение и использование национального богатства…………………….14
2.1 Измерение национального богатства……………………………………...14
2.2 Стоимостная оценка национального богатства……………………………16
2.3 Использование национального богатства………………………………….20
3 Национальное богатство России и пути его увеличения……………………22
3.1 Национальное богатство России……………………………………………22
3.2 Пути увеличения национального богатства и оптимизация его использования…………………………………………………………………....29
Заключение………………………………………………………………….…....34
Список используемых источников………………………………………..……36

Работа содержит 1 файл

Национальное богатство измерение и использование.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

   Небольшое участие России в использовании потенциала мировой экономики объясняется следующими причинами:

   - совпадением затяжного кризиса национальной экономики и активного развития процессов глобализации, в связи с чем Россия оказалась неспособной занять конкурентное положение в мировой экономике;

   - геополитическим положением России в мировом процессе;

   - исторически обусловленным изолированным положением экономики СССР. Вопросы вовлечения в мировую экономику были поставлены только с распадом СССР, а поэтому Россия не смогла занять должные позиции по этому направлению;

   - глобальной приватизацией оказавшей противоречивое влияние на положение национальной экономики. Ее положительное влияние связано прежде всего с тем, что она способствовала активному формированию таких экономических институтов, как акционерная форма капитала, финансовый рынок, банковская система, фондовые рынки. Она существенным образом изменила формы хозяйственной деятельности в сторону повышения их эффективности и результативности. Под ее определяющим влиянием активизировался процесс привлечения иностранного капитала в национальную экономику и выход отечественных производителей на мировые рынки. Негативное влияние глобальной приватизации обусловлено тем, что она способствовала нарушению основных хозяйственных связей, подрыву производственного потенциала в приоритетных отраслях национальной экономики. В результате чего существенным образом снизилось качество отечественных товаров, и стала очевидной их неспособность конкурировать с иностранными аналогами. [7]

   Низкая  степень проработанности процесса приватизации привела к тому, что он способствовал концентрации значительной части национального богатства у небольшого количества населения (олигархов), и в конечном счете привел к серьезной социально-экономической дифференциации населения. Высокая степень криминализации производства снизила его инвестиционную привлекательность на мировом рынке капиталов.

   Все эти причины стали объективной  основной для определения места  России в мировой экономике, препятствием в занятии ею лидирующих позиций по использованию экономического потенциала мирового хозяйства. В результате чего национальная экономика не смогла стать активным субъектом мирового хозяйства.

   Относительно  использования мировых человеческих ресурсов: в национальной экономике  курс взят на активизацию миграционных потоков. Потребность национальной экономики в дешевой рабочей силе может быть удовлетворена за счет привлечения мигрантов из стран ближнего зарубежья, но для этого необходимо создание комплексного законодательства, минимизирующего возможные негативные последствия. Возникла насущная потребность в выработке гибкой и соответствующей интересам национальной экономики миграционной политики. На сегодня таковой не существует, а законодательный акт, ограничивающий миграционные потоки, носит локальный несистемный характер и не может решить большинство возникающих проблем.

   Для вывода национальной экономики на высокие  конкурентные показатели на мировых  рынках необходима активная государственная  поддержка хозяйствующих субъектов, работающих в трудоемких и наукоемких отраслях с последующей государственной поддержкой их конкурентных позиций на мировых рынках. Связано это с тем, что в условиях трансформации мировой экономики только крупные хозяйствующие субъекты могут удержать лидирующие позиции. Относительно внешнеэкономической политики целесообразно более тесное объединение государства и частного бизнеса, что и наблюдается сегодня. [8]

   В целом, пассивная позиция государства  по отношению к структурной перестройке  национальной экономики, социальной и бюджетной инфраструктур способствует занятию Россией места «сырьевого придатка» в системе использования потенциалов мировой экономики. 

3.2 Пути увеличения национального богатства

   По  мере развития общества национальное богатство растет. При этом оно  постоянно обновляется. Введение таких новых элементов, как интеллектуальный и духовный потенциал населения; технологическая, производственная, коммерческая, научная, культурная информация; человеческий капитал, впитавший в себя все достижения современной науки и культуры, изменили структуру национального богатства. Если до 70-х гг. XX в. основную долю в национальном богатстве составлял основной капитал, то сейчас возросло значение новых элементов. Причем доля этих элементов увеличивается значительно более быстрыми темпами. На увеличение национального богатства влияют следующие факторы:                            1. Развитие общественного производства и увеличение национальных объемов производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений спадов и кризисов. Производство имеет решающее значение для экономики. Если не создан продукт, то тогда нечего распределять, обменивать и потреблять. Уровень жизни людей в каждой стране зависит от того, сколько создается богатства в самых разнообразных его видах.                                                                                 2.Рост национального продукта. Имеется в виду превышения произведенного валового внутреннего продукта над текущим потреблением в данном году. Но здесь возникает и обратная связь. Сам рост валового внутреннего продукта, его темпы, абсолютные размеры прироста зависят от объема национального богатства и его структуры. Чем больше объем национального богатства и эффективнее его структура, тем быстрее растет валовой внутренний продукт. [12]                                                                                                   3. Все более широкое и разностороннее вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот. Природные ресурсы - это естественные, имеющиеся в природе экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, полезных ископаемых, лесов, растительного и животного мира. Человек использует природные ресурсы, особенно землю, как фактор производства. Каждый экономический агент стремится эффективно использовать ресурсы, получить при этом наибольшее количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Вопрос о том, как использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, правительством любой страны. Современная научно-техническая революция открыла ряд новых возможностей использования и увеличения природных и сырьевых ресурсов. Широко используется атомная энергия, начата разработка и применение термоядерной, проливной, солнечной и других так называемых альтернативных источников энергии. Это расширяет энергетические ресурсы, ассортимент материалов и т.д. Постоянно увеличиваются затраты на природо-охранные мероприятия.                                                                                 4. Использование научно-технических знаний и производственного опыта. Современная НТР многократно расширила сферу применения достижений науки и техники. Научно-технические исследования, разработки и нововведения охватили и всю экономику. Многие экономисты знания (информацию) и научно-технические новшества (результаты НТП) рассматривают не как бесплатные ресурсы, а как товары, которые должны быть оплачены. Инновации (новшества) представляют собой запуск в производство новых товаров, внедрение новых производственных процессов, методов, применение прогрессивных форм организации производства, предпринимательства, маркетинга. Формализованная совокупность знаний научного, технического, коммерческого или иного характера, а также объективированный опыт научного исследования выступают в виде ноу-хау. Эти знания и опыт не являются всеобщим достоянием, то есть обладают новизной. В странах с развитой рыночной экономикой существует частное право на ноу-хау, которое охраняется законом. В соответствии с этим правом передача, обмен, распространение знаний и опыта происходят посредством лицензионных соглашений. 5. Все большее овладение силами природы. На ранних стадиях развития человек боролся с природой как со «слепой» стихией. С развитием земледелия и одомашниванием животных человек вступил в новые отношения с природой. Этот период был связан не только с истреблением, как раньше, но и созиданием. В процессе труда человек использует обмен веществ между собой и природой, регулирует и контролирует его. Преобразующая и созидательная сила труда проявляется при условии, что он не наносит ущерба природе. Вовлекая природные ресурсы и источники энергии в состав производительных сил, общество усиливает свое влияние на природу, овладевает силами природы, увеличивает национальное богатство. [14] Существуют различные пути оптимизации использования национального богатства. Прежде всего, сырьевые и природные богатства страны необходимо использовать в концессионном порядке. Достоинства концессионной формы управления объектами таковы:                                                                                                              1. Концессии снимают финансовую нагрузку с государства, поскольку концессионер принимает на себя обязательства по осуществлению всех затрат по финансированию, управлению и текущему ремонту сооружений, переданных в концессию.                                                                                                   2. Концессии устанавливают достаточно жесткие, долгосрочные, юридически оформленные отношения между государством и концессионером.                         3. Концессионные соглашения позволяют привлекать частный капитал, в том числе иностранный, без потери стратегического контроля над жизненно важными системами и объектами страны. Мировая юридическая и экономическая практика концессионных форм хозяйствования насчитывает более 150 лет. В настоящее время концессии как форма управления государственной собственностью применяются более чем в 100 странах. При всем при этом Россия имеет свою историю концессионной практики. В Советской России в период нэпа концессии широко использовались во многих отраслях экономики: в обрабатывающей и добывающей промышленности, сельском хозяйстве, железнодорожном строительстве и т. д. По количеству концессий и вложенному капиталу лидировали обрабатывающая промышленность (24 концессии, 29 млн. руб.), добывающая (14 концессий, 28 млн. руб.), сельское хозяйство (7 концессий, 2 млн. руб.), торговля (7 концессий, 1,5 млн. руб.). Эффективность концессионной политики была столь велика, что разработали специальный план, позволяющий добиться сбалансированного развития различных секторов экономики на основе передовых технологий. К сожалению, этот план не был реализован по политическим причинам. [16] Необходимо ускорить принятие соответствующего закона, а также Указа Президента РФ о создании специальной институциональной структуры - временного межотраслевого комитета или комиссии по проведению комплекса мероприятий в области введения концессионных форм управления государственной собственностью - Концессионной комиссии при Президенте РФ, с собственным бюджетом, на ограниченный срок (1-2 года). Основными задачами такой структуры должны стать:                                                                                                                    -определение этапов перехода на концессионные формы управления государственной собственностью;                                                                                    -создание замкнутой законодательной базы, достаточной для введения концессий;                                                                                                                            -разработка институциональных основ функционирования концессий;                                  -прогноз экономических и социальных предпосылок и последствий концессионной деятельности;                                                                                            -осуществление организационных мероприятий по введению концессионных форм управления государственной собственностью. Необходимо разработка грамотной политики инвестирования основных фондов. Цели грамотного инвестирования основных фондов в первом приближении могут быть сформулированы следующим образом:                                                                               -структурная перестройка российской экономики, причем на первом этапе                               -восстановление значимости обрабатывающих или финишных отраслей, который, в противовес имевшему в 90-е годы разбуханию удельного веса сырьевого и энергетического комплексов;                                                                                        -восстановление дееспособности инфраструктурных «тылов» российской экономики и удельного веса данной группы отраслей в совокупном основном капитале. При нынешнем распределении доходов бессмысленно надеяться, что у нас возникнет эффективная либеральная рыночная экономика. Она возникает там, где не существует такой огромной природной ренты или где она распределяется справедливо и расходуется в интересах всего общества, используется для экономического развития - в первую очередь для инфраструктурных проектов. Пора приступать к задаче по более справедливому перераспределению доходов. Речь не идет об экспроприации экспроприаторов - чтобы этот процесс не пошел снизу, его надо инициировать сверху в цивилизованных формах. И таких возможностей немало. Гурвич В. приводит такой пример. Сегодня в Москве и под Москвой есть территории, где одна сотка земли стоит 60-80 тыс. долл. Схожие ситуации существуют и в других странах - в США, в Европе. Но в отличие от нас там положение в значительной степени нивелируют налоги на имущество и недвижимость. Согласно расчетам академика Львова, если обложить недвижимость налогом в 1,5%, то только с участков и строений, расположенных по одному рублевскому направлению Подмосковья, можно получать до 12 млрд. долл. налоговых поступлений в год.

    Заключение

      Национальное богатство является одним из наиболее важных показателей экономической мощи страны. 

      На разных этапах развития  человечества возникала проблема  оценки результатов производства, их потребления и накопления, а также их измерения с аналогичными результатами в других странах. Однако долгое время не существовало единой системы оценки элементов национального богатства.

    В денежном выражении национальное богатство  представляет собой всю совокупность потребительных стоимостей, накопленных  обществом за весь его период производственной деятельности (по состоянию на определенную дату).

    Задачей статистики национального богатства  является аналитическое изучение объема, структуры, динамики и эффективности  использования всего богатства  и его составных элементов. Для решения этой задачи разработана система показателей с обоснованием методологии их вычисления.

    Объем национального богатства рассчитывается в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах на определенный момент времени. Если объем национального богатства рассчитывается в текущих ценах, то, следовательно, поставлена задача определения стоимости его элементов в ценах приобретения в соответствующих периодах. Расчет национального богатства в постоянных ценах отражает стоимость элементов национального богатства в ценах того периода, который принят за базовый.

    Расчет  изменения физического объема национального  богатства или его элементов  исчисляется, как правило, в сопоставимых ценах.

    В данном курсовом проекте проведена  работа в области исследования национального богатства: определены основные показатели национального богатства и изучена его классификация, рассмотрена его структура, выявлены факторы, влияющие на увеличение национального богатства.

    Можно сделать выводы, что в интересах  развития национального богатства страны необходимо целесообразно обеспечить одновременно: увеличение и физического, и природного капиталов. В этом отношении важно определить основные направления развития, которые позволят достигнуть не просто максимального экономического роста, а стабильного приращения национального капитала, включая его природную составляющую. Приниматься во внимание должны комплексные результаты реализации того или иного проекта, учет которых необходим для определения эколого-экономической эффективности. Очевидно, что для обеспечения стабильного роста национального капитала, включая и природную составляющую, важно разработать чёткий организационно-экономический и правовой механизм, который позволит учитывать внешние (в первую очередь, экологические) эффекты в оценке результатов хозяйственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

  1. Авеков, В. Регулирование имущественных отношений в экономике // Экономист. – 2004. – № 7. – С. 41 – 46.
  2. Андрианов, В. Национальное богатство России // Маркетинг. – 2005. – № 2. – С. 3 – 10. 
  3. Градов, А. Национальная экономика: учебное пособие / Градов А. – 2-е издание. – СПб.: Питер, 2005.  
  4. Косов, Н. Основы макроэкономического анализа: учебное пособие. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического  университета, 2007.
  5. Кузьмина, А. Национальное богатство: измерение и использование, 265 с.
  6. Ивашковский, С. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002.
  7. Нестеров, Л.  Возможности применения расширительной концепции национального богатства // Вопросы статистики. –2005. – №. 5. – С. 27 – 34.
  8. Нестеров, Л.  Россия: население, труд и национальное богатство // Человек и труд. – 2004. – №  7.  С. 57 – 60.
  9. Россия в цифрах, 2009. – Федеральная служба государственной статистики (Росстат). – М., 2009.
  10. Симчера, В. Об эффективности использования национальных ресурсов России // Общество и экономика. – 2003. – № 7 – 8. С.123 – 145.
  11. Сухарев, О. Национальное богатство и структурная политика // Экономист. –2006. – № 2. С. 24 –38.
  12. Шапталов, Б. Экономическая экспансия: Теория и практика обретения национального богатства. – М.: Экономика, 2008.
  13. http://www.aup.ru - экономическая статистика
  14. http://institutiones.com.ru - экономический портал
  15. http://www.forecast.ru – Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

Информация о работе Национальное богатство: измерение и использование