Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:15, доклад

Описание работы

Важнейшей целью всей аграрной политики в 1990х гг., в особенности в первую половину этого десятилетия, было реформирование сельскохозяйственных предприятий, причем одной из главных целей было создание массового числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако, не говоря уже о необходимости преодоления влияния действовавших социальных, исторических факторов, сложившегося крупного производства, создания новой психологии хозяйствования, требовались еще колоссальные средства на обустройство таких фермерских хозяйств и создание соответствующей инфраструктуры.

Работа содержит 1 файл

национальная.docx

— 17.71 Кб (Скачать)

Важнейшей целью  всей аграрной политики в 1990х гг., в  особенности в первую половину этого  десятилетия, было реформирование сельскохозяйственных предприятий, причем одной из главных целей было создание массового числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако, не говоря уже о необходимости преодоления влияния действовавших социальных, исторических факторов, сложившегося крупного производства, создания новой психологии хозяйствования, требовались еще колоссальные средства на обустройство таких фермерских хозяйств и создание соответствующей инфраструктуры. Таких средств у государства, в особенности в период длительного финансового кризиса, естественно, не было, и материальная помощь этим хозяйствам была весьма ограниченной.

Несмотря на то, что наибольшее сокращение производства произошло в крупных хозяйствах и сейчас больше половины валовой продукции дают хозяйства населения (в основном личные подсобные хозяйства), основным поставщиком товарной продукции (порядка 3/4) являются крупные хозяйства, большинство из которых прошли той или иной путь реформирования. Сейчас вместо двух типов прежних крупных хозяйств — колхозов и совхозов — имеется широкий спектр самых разнообразных по своему юридическому статусу предприятий. 
Реформы привели к значительным структурным изменениям в системе АПК при общем спаде сельскохозяйственного производства и поставок продовольствия. 
Особенно болезненно сказался ход реформ на первой сфере АПК — производстве средств производства. Радикальное изменение паритета цен, общее ухудшение экономического положения хозяйств привели к резкому сокращению закупки Сельскохозяйственной техники и соответственно к уменьшению ее производства и сокращению парка в хозяйствах. Меры по организации лизинга техники и ограниченный льготный кредит пока не играют значительной роли в общем весьма существенно ухудшившемся положении в сельскохозяйственном машиностроении и в обеспеченности сельскохозяйственных предприятий техникой. 
В значительной степени поиному обстоит дело в другой важнейшей отрасли первой сферы АПК — в химической промышленности по производству минеральных удобрений. 
В период реформ эта отрасль, целиком приватизированная, вступила с весьма значительными мощностями, введенными в строй в 1970—80х гг., дешевыми сырьем, энергией и рабочей силой. Это позволило отрасли после первого шока реформ в основном восстановить уровень дореформенного производства, с учетом выбытия некоторых амортизированных мощностей. Однако это производство сейчас в основном ориентировано на экспорт, а не на поставки отечественному потребителю изза его низкой платежеспособности; также существуют высокий уровень спроса на удобрения на мировом рынке и ограничения во многих развитых странах на такое экологически вредное производство. 
В результате отрасль работает в основном на мировой рынок.

Если рассматривать  систему распределения и торговли, входящей в сферу АПК, то это единственная часть агропромышленного комплекса, где наблюдается существенный рост деловой активности. Уровень рентабельности в торговле существенно выше, чем в промышленности, и в особенности в сельском хозяйстве, гораздо ниже фондоемкость. Это и привлекает сюда как отечественный, так и иностранный капитал, начиная от примитивных ларьков и базаров до крупных западных фирм с мощными системами распределения продовольствия. Таким образом, под влиянием рыночных сил произошло существенное, хотя далеко не всегда положительное, изменение структуры АПК. 
В связи с резким сокращением первой сферы АПК, уменьшением сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, а также относительным снижением цен на сельскохозяйственную продукцию доля вклада АПК в доходы народного хозяйства с начала реформ стала быстро снижаться. 
Это произошло в первые же годы реформ. Если в 1990 г. АПКдавал 20,0% национального дохода, то в 1991 г. — уже только 14,0, а в 1993 г.9,9%. 
Вклад же самого сельского хозяйства как основы АПК быстро снижается практически по всем показателям. 
Сокращение внутреннего производства в значительной степени покрывается за счет импорта, чему также способствуют низкие импортные пошлины (в среднем 14%), а также субсидирование экспорта из Европейского союза, США и ряда других стран, из которых поступает основное ввозимое продовольствие. При этом по сравнению с до 
реформенным периодом коренным образом изменилась структура импорта. Если раньше в первую очередь ввозилось зерно, то теперь в основном, продукты животноводства, в особенности мясо. При оценке внутреннего производства в пересчете на доллары оно составляет 
32 млрд Кш орт достиг 11 млрд долл., т.е примерно одной трети внутреннего производства; причем он идет главным образом в крупнейшие города России, где составляет основную часть поставляемого продовольствия Это, несомненно, представляет серьезную проблему с точки зрения продовольственной безопасности. 
Однако этот импорт не перекрывает внутреннее падение производства, что в конечном счете привело к снижению потребления продовольствия, которое существенно ниже, чем рациональные нормы и дореформенный уровень потребления. 
При общем сокращении потребления важно и изменение его структуры — с меньшим удельным весом мясомолочных продуктов и большим картофеля и хлеба, что в особенности характерно для слоев населения с низкими доходами.


Информация о работе Национальная экономика