Национальная экономика Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целями написания данной курсовой работы явились : исследование сущности макроэкономических показателей Республики Беларусь, анализ их динамики, изучение экономического состояния Республики Беларусь и изучение национальной экономики, как объект макроэкономического исследования.
Задачи курсовой работы :
Раскрыть понятие национальной экономики,
Анализ динамики результативных показателей,
Охарактеризовать понятия и виды макроэкономических показателей.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 179.31 Кб (Скачать)

  Беларусь - одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт. Природные условия Республики Беларусь позволяют успешно производить такие высокодоходные товарные виды продукции как молоко, говядина, свинина, мясо и яйцо птицы, зерно, картофель, лен-долгунец, сахарная свекла и др. Большое внимание уделяется техническому переоснащению промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию, наращиванию экспортного потенциала аграрного сектора.

     С тех пор, как Беларусь вступила на тропу рыночных отношений, многое в  жизни претерпело изменения. Изменились деньги, изменились законы, изменились условия производства, да и само производство. Повсюду провозглашается отказ от старых командно-административных методов в пользу свободным рыночным отношениям, честной конкуренции, уничтожению государственной монополии. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно- плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования – довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не только грандиозностью задач по реформированию существующей экономической системы, но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной экономики, и обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику.

     Переживаемый  Республикой Беларусь экономический  кризис требует принятия комплексных мер, направленных на его преодоление и системное реформирование экономики. Инструментом такого согласования показателей экономической политики может служить макроэкономическая модель.

     В странах с развитой рыночной экономикой большинство среднесрочных макроэкономических моделей базируется на регрессионных  методах, которые по своей сути предполагают некоторую неизменность динамики технологических  факторов, результатов институциональной  деятельности и экономического поведения в сравнении с базовым периодом. Представляется очевидной проблематичность подобного инструментария для моделирования экономики переходного периода, отличающегося нестабильностью экономических процессов. Более того, применение моделей в переходной экономике было затруднено переводом статистики Беларуси на принятую в международной практике систему национальных счетов и в этой связи наличием слишком узкой информационной базы. Последнее делает объясняющую способность модели весьма ограниченной. Необходимо также иметь в виду, что в переходный период не могут быть использованы положения теории рыночной экономики без внесения в нее корректив. Применительно к модели это касается, прежде всего, выбора факторов, объясняющих поведение экономических показателей.

     C 1994 г. в НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь началась разработка собственной среднесрочной макроэкономической модели. Основная цель первого этапа работы — создание комплексной макромодели, позволяющей осуществить прогноз взаимосвязанных потоков материально-вещественных и денежно-финансовых ресурсов в экономике республики. По аналогии с моделью Всемирного банка в основу модели был положен методологический принцип потока финансовых средств, согласно которому доходы одного сектора служат расходами другого. При этом в модели выделены четыре внутренних сектора экономики - домашние хозяйства, нефинансовые предприятия, сектор государственного управления, банковский сектор, а также внешний сектор.

     Конечной  целью построения модели является разработка инструмента, который позволил бы в зависимости от проводимой экономической политики и развития экономической конъюнктуры осуществлять прогноз комплекса не противоречащих  друг другу  счетов  основных  секторов  экономики.

     Использование в модели принципа  методологии  потока  финансовых средств автоматически  предполагает прогнозирование в  разрезе секторов  экономики и отслеживание движения потоков между секторами. Каждый сектор имеет информационную базу для прогнозирования финансовых и нефинансовых потоков: сектор  госуправления - государственная финансовая статистика; домашние хозяйства - баланс доходов и расходов населения; банковский сектор - денежно-кредитный обзор; внешний сектор - платежный баланс; в целом по экономике - счет национального дохода и продукта. Исключение составляет лишь сектор нефинансовых предприятий, для прогнозирования показателей которого информационная база отсутствует. Поэтому в рамках модели доходы и расходы данного сектора определяются как балансирующие элементы между соответствующими показателями национального дохода и показателями секторов государственного управления и домашних хозяйств.

     Характерной чертой современного развития международных  экономических отношений является тенденция к увеличению степени открытости национальных хозяйств. Участие страны в системе международного разделения труда во многом обусловлено степенью открытости ее национальной экономики по отношению к внешнему миру.

     Под малой открытой экономикой понимается экономика страны, которая осуществляет внешнеэкономические связи. В качестве макросубъекта помимо домашних хозяйств, фирм, государства выступает заграница (остальной мир). Экономическое развитие страны определяется не только состоянием макрорынков, но и мировых рынков. В условиях глобализации внешняя торговля и развитие финансовых и технических контактов с зарубежными странами, а также связи в области образования и культуры оказывают растущее влияние на состояние национальных экономик отдельных стран. Открытая экономика представляет собой хозяйство, направление развития которого определяется тенденциями, существующими в мировой экономике.

     Малая открытая экономика принимает такую  ставку процента, какая установлена на мировых финансовых рынках. Под малой открытой экономикой понимается экономика, которая представляет собой небольшую долю мирового рынка. При доступе на мировые финансовые рынки подразумевается, что правительство не препятствует международному заимствованию и кредитованию.

     Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным – распался Советский Союз, разрушилась административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему и ввести национальную валюту,  сформировать систему управления экономикой, рационально сочетающую методы государственного регулирования и рыночные механизмы хозяйствования, адаптировать предприятия к условиям конкуренции на мировых рынках товаров и услуг.

     Сегодня Беларусь обладает достаточно сильной промышленной базой, квалифицированной рабочей силой, традициями экспорта товаров, она расположена вблизи как богатых западных рынков, так и обширных рынков Востока. Наша республика ¾ одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является выпуск готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.

     Государственная политика Республики Беларусь в области  внешней торговли и осуществляемые государством практические меры позволяют хозяйствующим субъектам всех форм собственности, в том числе иностранным, работать в любой, не запрещенной законом и не наносящей ущерб экономике, сфере предпринимательской деятельности.

     Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой в 2008 году составляет около 10 миллиардов долларов (58,7 процента общего товарооборота)./3/ В структуре экспорта на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходится 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляют минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. В Беларуси зарегистрировано около 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составляют более 20 миллиардов белорусских рублей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, о том, что основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ и прежде всего Российская Федерация, с которой у нас установились особые политические и экономические отношения в рамках создания Союза двух государств./3/

     Республика  Беларусь проводит многовекторную внешнеэкономическую  политику, направленную на укрепление роли страны в мировом сообществе, расширение и закрепление перспективных рынков для отечественных товаров и услуг. Создана развитая договорно-правовая база международного  сотрудничества: Беларусь является участницей около 2700 международных договоров.  Беларусь осуществляет внешнеторговое  сотрудничество более чем со 140 странами мира.

     Характеризуя  наши отношения со странами “дальнего” зарубежья, следует отметить, что  на первом месте здесь идет Германия, которая является вторым после России торговым партнером Беларуси, опережая Украину, Польшу, Латвию, Литву, Италию и США.

     По  данным статистики, взятых из Статистического  Ежегодника Республики Беларусь, можно проанализировать, как изменялся валовой внутренний продукт с 2008 по 2010 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Анализ статистических данных ВВП  за период 2008-2010 гг.

Валовой внутренний продукт 2008 2009 2010
В текущих  ценах, млрд руб 129791 137442 162964
В сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году 110,2 100,2 107,6
Валовой внутренний продукт на душу населения, тыс руб 13407 14457 17171
 

     Проанализировав данную таблицу можно сделать  вывод, что за последние 3 года темпы роста ВВП  почти не менялись./ 4 /

     Ниже  приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров  и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов: 

     

     Диаграмма 1. Изменения основных показателей  производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 гг.

Отраслевая  структура валового внутреннего продукта

(в процентах  к итогу) 

       

    На современном этапе динамика производства валового внутреннего продукта характеризуется следующими данными:

Осуществлена  вторая оценка валового внутреннего  продукта за II квартал 2011 г. тремя методами (производственным, по источникам доходов и методом использования). Во IIквартале 2011 г. объем ВВП составил в текущих ценах 58,3 трлн. рублей и увеличился по сравнению со II кварталом 2010 г. в сопоставимых ценах на 11,4%./6/

     Таблица 2. Валовой внутренний продукт производственным методом 
по видам экономической деятельности
 

  2 квартал  2011 года Справочно 2 квартал 2010 года
  Млрд. руб В % к итогу Млрд руб. В % к итогу
Валовой внутренний продукт 58 271,1 100 38 193,6 100
в том  числе:        
Валовая добавленная стоимость сферы производства 26 005,3 44,5 17 928,3 46,9
в том  числе:        
Сельское  хозяйство, охота и лесное хозяйство 2 417,6 4,1 1 809,5 4,7
Рыболовство, рыбоводство 19,4 0,0 21,8 0,1
Горнодобывающая промышленность 778,6 1,3 127,8 0,3
Обрабатывающая  промышленность 16 132,5 27,7 11 203,7 29,3
Производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 2 055,1 3,5 1 001,1 2,6
Строительство 4 602,1 7,9 3 764,4 9,9
Валовая добавленная стоимость сферы услуг 24 314,7 41,8 15 531,7 40,7
в том  числе:        
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 7 516,9 12,9 3 990,3 10,4
Гостиницы и рестораны 398,1 0,7 603,0 1,6
Транспорт и связь 4 625,6 7,9 3 043,9 8,0
Финансовая  деятельность 3 005,4 5,2 1 714,0 4,5
Операции  с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 3 075,5 5,3 2 254,4 5,9
Государственное управление 2 034,6 3,5 1 470,5 3,9
Образование 2 894,4 5,0 1 737,7 4,6
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1 757,6 3,0 1 111,9 2,9
Предоставление  коммунальных, социальных и персональных услуг 1 043,2 1,8 817,1 2,1
Косвенно  измеряемые услуги финансового посредничества -2 036,6 -3,5 - 1 211,1 -3,2
Чистые  налоги на продукты 7 951,1 13,7 4 733,6 12,4

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь