Национальная экономика и система национальных счетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:42, реферат

Описание работы

Национальным принято называть хозяйство каждой страны (независимо от того, сколько нации в нем проживает). Отсюда проистекают названия многих процессов и показателей, охватывающих экономику страны в целом: национальная валюта, национальный доход и т. п.

Работа содержит 1 файл

реферат Экономика).doc

— 119.00 Кб (Скачать)

При этом учетчиками национальных счетов различаются такие  понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь  экономический агент — это  любой хозяйствующий субъект  рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения. 

Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика  и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз — как использование. Таким  образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики. 

В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом [9, c.12]: 

а) Отрасли производства товаров и услуг; 

б) Органы общего государственного управления; 

в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; 

г) Домашние хозяйства. 

Вторая классификация  — институционная — используется в счетах расходов и доходов и  в счетах финансирования капитальных затрат: 

а) нефинансовые предприятия; 

б) финансовые учреждения; 

в) органы общего государственного управления: 

г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства; 

д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия. 

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг". 

При расчете  показателей СНС накладываются  определенные ограничения, связанные  с исключением избыточности учета [10, c.217]: 

а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным  операциям, так и по отдельным  счетам; 

б) счета не должны отражать операций внутри одного и  того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться  как фиктивные купли и продажи  одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета  национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции; 

в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной  группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании  данной группы агентов на одну и ту же сумму. 

Роль национального  счетоводства в экономической жизни  общества огромна. Объясняется это  тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве [5, c.100]. 

Эта роль национального  счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС: 

1) экономической  политики; 

2) экономического  прогнозирования; 

3) оценки уровня  жизни различных групп населения  и сравнения его с уровнем  жизни других стран; 

4) связи экономической  теории с практикой. 

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем [5, c.102]. 

Вторые две  функции - более конкретные. Последняя  из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени. 

Через систему  национальных счетов видятся новые  подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда. 

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие  экономические показатели - объем  выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС  представляет собой современную  систему сбора и обработки  информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. 

Подводя итог, отметим, национальное счетоводство — информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством  статистического моделирования, анализа  и прогнозирования рыночных экономических  процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве. 
 

Все основные показатели в системе национальных счетов отражают результаты экономической деятельности за год, т.е. выражены в ценах данного года (в текущих ценах) и поэтому являются номинальными. Номинальные показатели не позволяют проводить как межстрановые сравнения, так и сравнения уровня экономического развития одной и той же страны в различные периоды времени. Такие сравнения можно делать только с помощью реальных показателей (показателей реального объема производства и реального уровня дохода), которые выражены в неизменных (сопоставимых) ценах. Поэтому важно различать номинальные и реальные (очищенные от влияния изменения уровня цен) показатели. 

Номинальный ВВП  – это ВВП, рассчитанный в текущих  ценах, в ценах данного года. На величину номинального ВВП оказывают  влияние два фактора:  

изменение реального  объема производства  

изменение уровня цен.  

Чтобы измерить реальный ВВП, необходимо «очистить» номинальный ВНП от воздействия на него изменения уровня цен. Реальный ВВП – это ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года. При этом, базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего. Последнее используется для исторических сравнений (например, для расчета реального ВВП 1980 года в ценах 1999 года. В этом случае 1999 год будет базовым, а 1980 год – текущим).  

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Общий уровень  цен  

Общий уровень  цен рассчитывается с помощью  индекса цен. Очевидно, что в базовом  году номинальный ВВП равен реальному  ВВП, а индекс цен равен 100% или 1. 

      1. Национальный доход  и его составляющие.

     Экономическое благосостояние общества той или  иной страны складывается из различных элементов, рациональное использование которых отражает множество различных показателей.

      В макроэкономике широко используются взаимосвязанные  показатели национальных счетов, которые  рассчитываются на основе ВНП (ВВП). К  ним относятся: чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.

      Уровень экономического развития общества и  его благосостояния могут отражать различные показатели. Особое значение среди них, несомненно, принадлежит  годовому показателю объема произведенной продукции, т.е. товаров и услуг. Для этого используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП), который определяется как общая, или совокупная, рыночная стоимость полного объема конечного производства товаров и услуг, произведенных на территории данной страны за один год, независимо от того, находятся факторы производства в собственности резидентов данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

      Следующим макроэкономическим показателем является валовой национальный продукт (ВНП) он определяется как - рыночная стоимость всего объема конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны (резидентов), в том числе и на территории других стран.

      Помимо  ВВП и ВНП существует ряд других важных показателей дохода и продукта. Показатель ВНП не дает точного представления  об объеме продукции, произведенной  за год, так как в него входят и амортизационные расходы, необходимые для возмещения потребленного капитала (изношенных машин и оборудования). Поэтому в экономике используется показатель чистого национального продукта (ЧНП), который определяется вычитанием из ВНП отчислений на потребленный капитал (амортизационные отчисления).

      ЧНП = ВНП - амортизационный отчисления.

      Национальный  доход выплачивается производителями  поставщикам факторов производства или ресурсов. Среди них главную  роль играют трудовые ресурсы, за которые население получает доход в виде заработной платы. Другими составляющими НД являются доходы, получаемые в виде процентов за капитал, ренту и прибыль. Таким образом, с точки зрения населения, НД представляет собой совокупный доход, получаемый поставщиками ресурсов от участия в текущем производстве. Таким образом, чтобы определить показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года, следует вычесть из ЧНП косвенные налоги на бизнес1:

      НД = ЧНП – косвенные налоги на бизнес

      Таким образом, национальный доход является важным показателем активности экономической  деятельности нации, и поэтому в  настоящее время статистическая отчетность о нем по рекомендации ООН стала вводиться во всех странах.

      Национальный  доход является основой личного  дохода. Личный доход (полученный доход) и НД (заработанный доход) отличаются друг от друга по той причине, что  часть заработанного трудом дохода - взносы на социальное страхование (налоги на социальное страхование), налоги на прибыль корпораций и нераспределенные прибыли корпораций - фактически не попадают в домохозяйства. Напротив, часть дохода, которая попадает в домохозяйства, например, трансфертные платежи - не является результатом труда. Нелишне напомнить, что трансфертные платежи состоят из таких видов платежей, как:

  1. выплаты по страхованию по старости и от несчастных случаев, а также пособия по безработице, основанные на социальных программах;
  1. выплаты по вспомоществованию;
  1. разнообразные выплаты ветеранам, например, субсидии на образование и пособия по нетрудоспособности;
  1. процентные  платежи, выплачиваемые правительствам и потребителями;
  1. частные выплаты  по вспомоществованию.

      Переходя  от национального дохода как измерителя заработанного дохода к личному доходу как показателю дохода, фактически полученного, мы должны вычесть из национального дохода такие три вида доходов, которые заработаны, но не получены, а также прибавить доходы, полученные, но не являющиеся результатом текущей трудовой деятельности. Это делается следующим образом:

      Национальный  доход (заработанный доход)

    • взносы  на социальное страхование 
    • налоги  на прибыль корпораций
    • нераспределенные  прибыли корпораций

      + трансфертные платежи, получаем: Личный доход (полученный доход)

      Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества. Его величина может быть получена путем вычитания индивидуальных налогов (подоходного, на личное имущество, на наследство) из личного дохода. Располагаемый личный доход используется домохозяйством на потребление и сбережения.

Информация о работе Национальная экономика и система национальных счетов