Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:14, курсовая работа
Сущность монополии. Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
История монополий. Связь монополий с банками. Перспективы развития монополий.
1.Монополии (введение)………………………………………. 3
2.Развитие монополий в России………………………………..5
3. Монополизм в России…………………………………………8
4. Экономическое положение в России в настоящее время…..21
5. Антимонопольная политика………………………………….22
6.Заключение (перспективы развития монополий и
негативные стороны монополизма)……………………………….24
Список литературы………………………………………….
Преодоление
негативных явлений невозможно без
сильной государственной
Газета " Экономика и жизнь " в III – IVкв.1998г. провела опрос на тему " Эффективность взаимодействия центральных (управленческих) компаний с предприятиями производственного и финансового блока крупных корпораций ". Экспертами были руководители ряда центральных компаний корпораций и предприятий, входящих в объединения. Это взаимодействие не оценивается как достаточно рациональное, хорошо действующее.
Диаграмма №1.
Диаграмма 1 |
Насколько рациональна сложившаяся практика взаимодействий |
Центральной компании с производственными предприятиями |
Корпорации? |
Руководители
стремятся к более тесным контактам
с предприятиями, чтобы лучше
реализовать решения
Диаграмма 2 |
Насколько взаимодействие предприятий с банком |
Способствовало преодолению в корпорации дефицита |
Финансовых ресурсов? |
Опрос показал также, что лишь малая часть (36%) огромных экспертов считает, что отношения с банком, участником корпорации способствовали улучшению финансового положения. Из этого можно сделать вывод, что степень интеграции с банком пока недостаточна, а методы работы еще далеки от современных требований.
Главные причины, снижающие эффективность взаимодействия с банком, состоят в отсутствии у него экономических стимулов, необоснованности долгосрочных программ сотрудничества, в нехватке банковского капитала, невозможности гарантировать возврат средств, а также в слабой координирующей роли центральных компаний.
Долгосрочная и среднесрочная перспективы.
Стратегия государства.
Для успешного развития страны нужна серьезная долгосрочная политика в экономике и промышленности. Среднесрочная перспектива – приход на путь устойчивого развития эффективного хозяйственного порядка, создание базиса его экономики. Таким базисом могут быть около 50 – 600 конкурентно способных российских корпораций, которые, которые будут производить до 60% ВВП. Остальные 40% придутся на предприятия малого и среднего бизнеса, которые не влияют на устойчивость и самостоятельность российской экономики, т.к. легко создаются и так же легко исчезают. Но сотни мощных корпораций – перспектива 2010 года. Их самостоятельность, без чрезмерной государственной опеки, может стать движущей силой, способной вывести нашу экономику из тупика, поможет формированию в России либеральной экономической системы + подобно развитым странам ОЭСР. Среднесрочная перспектива подразумевает начало работы по формированию и развитию эффективности российских корпораций. Ориентиром для этого может стать создание нескольких десятков корпораций – " национальных чемпионов ", отвечающих минимальным требованиям геоконкуренции. (таблица №4 на стр.18 и №1 на стр.20).
Это даст России шанс за 3 – 5 лет перейти с последних мест в пятой десятке стран на одно из мест в первой двадцатке, что было бы большим достижением. Наши товары и услуги стали бы более конкурентно способными и значительно расширился бы рынок сбыта. Это привело бы к росту производительности труда и общему подъему экономики. Очень важно решить при этом, какими должны быть эти крупные интегрированные структуры и как их создавать. У каждой корпорации есть свой внутренний потенциал, свое название развития и адаптации в рыночных условиях. Одни быстро и успешно смогли приспособиться и устойчиво работают, другие – медленно и тяжело. При условии общего экономического подъема в стране многие корпорации получают возможность на успешное развитие своих предприятий, эти шансы у всех разные. лучшие возможности получают олигополии (ведущие отрасли), либо экспортеры, зависящие от генеральной линии правительства, от его политического курса. Госпромкомом России еще в 1993 году была разработана концепция рыночной политики, в которой предлагалось создать несколько форм организации групп, в том числе и ФПГ. Но как это сделать ничего не говорилось, все эти предложения так и остались на бумаге. В 1995 году был принят закон " О ФПГ ", который не получив поддержки государства и не имея связи с экономической политикой и законодательством, повис в воздухе. Теперь его положения во многом устарели, они не отвечают требованиям времени. Итоги этого оказались плачевными, но все же ряд зарегистрированных ФПГ имеют некоторые шансы на успех. Все зависит от того, сумеют ли они использовать новые возможности, которые существуют в настоящее время. В том виде, как они создаются, ФПГ не могут выполнить роль " локомотивов " российской экономики, поскольку они не нацелены на конкурентную борьбу за товарные рынки ни в России, ни в СНГ, ни в мире. Они ориентированы на краткосрочные результаты, на выживание любой ценой. Главным же должно быть опережающий рост рыночной капитализации по сравнению с оборотом и прибылью. Увеличение рыночной стоимости корпораций становится стратегической целью бизнеса. Объединяя промышленные предприятия, торговые фирмы, банки, различные фонды (страховой, пенсионный и др.) ФПГ становится " каркасом " экономики в целом. В России насчитывается 75 финансово промышленных групп. Число входящих в них предприятий перевалило уже за 1500, банков - за 90, количество работающих приближается к 6 млн. человек. Они осуществляют производство примерно по 100 направлениям. Предполагается, что в ближайшее время ФПГ будут создаваться в авиастроении, судостроении, отраслях связи, оптической техники, биотехнологии и в других высокотехнологичных сферах российской экономики.
4.Экономическое положение в России в настоящее время.
ВНП на душу населения составляет в стране около 20% уровня США, производительность в среднем по стране около 25% уровня США и продолжает снижаться. Безработными являются 15 – 18 млн. человек. Государство фактически является банкротом, не имеющим рычагов привлечения денежных средств ни внутри страны, ни за ее пределами. Россия полностью зависит от западной финансовой помощи, так же как и от рынков сбыта. В настоящее время только продажа наших природных ресурсов (нефть, газ, уголь, лес), производимых промышленностью металла и некоторых видов вооружения позволяет обеспечивать жизнедеятельность государства. Эти средства идут на выплату самых насущных потребностей –заработная плата, пенсии, пособия. На развитии экономики почти ничего не остается. Где же выход из такого положения.
Помочь государству могут предприятия – монополисты, крупные корпорации.
а) Компании, добывающие и обрабатывающие природные ресурсы, сейчас работают на грани рентабельности. (из – за падения мировых цен на энергоносители). Они вряд ли могут сыграть решающую роль в развитии экономики.
б) Предприятия, производящие потребительские товары и услуги, последние годы работали по рыночным законам, еле держатся на плаву, они тоже не окажут влияние на нашу экономику.
в) Предприятия, производящие средства производства (группа " А "), они только разрушали стоимость, выпуская либо бесполезную, либо слишком дорогую продукцию, не имеющую спроса.
В советской экономике цены на сырье были искусственно занижены, а цены на продукцию группы " А " завышены, один сектор датировался за счет другого. Когда этот механизм исчез, появился бартер – почти такое же дотирование убыточных отраслей через систему не денежных потоков. Именно это и позволило существовать убыточным предприятиям, тормозя дальнейшее развитие производства, рост экономики. В этой связи еще сильнее возрастает роль корпораций, как единственного источника денежных поступлений, как гаранта жизнедеятельности социальных структур государства.
Мощным
тормозом развития экономики России
является отсутствие или недостаток
конкуренции. Государство само сдерживает
ее и способствует монополизму. Монополисты
получают сверх прибыли, а потребители
вынуждены слишком дорого платить
за их товары и услуги. Монополисты
диктуют свои условия, государство вынуждено
идти на уступки. Так, недавно прошло повышение
цен на услуги железнодорожном транспорте,
кроме грузоперевозок, " Газпром "
заявил о повышении цен с 1 ноября 1999 года
на природный газ на 15,4% для промышленных
потребителей и для населения на 5%, а для
отдельных федеральных электростанций
– на 30%. Цены на газ не изменялись с 1996
года и повышение приведет их в соответствие
с затратами. Цены же на электроэнергию
и другие бытовые услуги хотя и медленно,
но неуклонно растут, это повышение идет
в основном на региональном уровне, это
почти незаметно на фоне общего снижения
уровня жизни и ростом цен. До июня текущего
года наблюдалось сдерживание цен и тарифов
естественных монополий. Наряду с импорт
замещением и улучшением финансового
положения предприятия – это заслуга
газовой отрасли и транспорта, т.к. газ
доминирует в топливном балансе, поэтому
и электростанции могут сдерживать тарифы
на электроэнергию. Это, в свою очередь,
позволило сырьевым предприятиям, ориентированным
на экспорт, повысить рентабельность производства
и экспорта. Это, в основном, предприятия
химической промышленности и цветной
металлургии. " Из – за сдерживания
тарифов естественных монополий произошло
изменение ценовых пропорций, сдвиг цен
от первичных товаров в пользу конечных
производств и сельского хозяйства. Сейчас
потенциал сдерживания цен уже исчерпан
и пойдет обратный процесс, при котором
цены на первичные ресурсы – газ, уголь
будут постепенно расти по сравнению с
ценами конечных производств ". Все
это скажется негативно, может возрасти
инфляция, начнется рост цен. С августа
прошлого года, после известного кризиса,
рост оптовых цен составил около 65%. Если
в ближайшем году повышение цен на газ,
электроэнергию, транспорт останется
без изменения, то рост цен не превысит
40 – 50%, т.е. рост их будет на уровне 2 –
3% в месяц. С будущего года нефтяные компании
обязались оплачивать налоги в бюджет
" живыми " деньгами, а не взаимозачетами,
это позволит быстрее развиваться другим
отраслям промышленности, своевременно
и в полном объеме финансировать социальную
сферу, снять напряжение в обществе. "
Газпрому " в этом вопросе дана отсрочка.
5 Антимонопольная политика
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.
Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: " ножницы цен ", ценовая дискриминация и др.
В августе
1995 года был принят закон " О естественных
монополиях ", также в России существует
закон от 22.03.1991 года " О конкуренции
и ограничении
Нашу экономическую политику все время кидает из административного произвола по управлению производством к стихии самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.
6. Заключение.
Негативные стороны монополизма.
Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику.
Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и " кадровый монополизм ", когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия на пороге 21 века. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес или западные компании с очень долгим стратегическим прицелом на российский рынок.