Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть понятие несовершенной конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом.

Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе
охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них,
рассмотреть проблему монополизации экономики страны
определить основные пути решения этой проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава I Несовершенная конкуренция, её сущность и значение
Понятие несовершенной конкуренции и её роль в экономике……..5
Экономические теории несовершенной конкуренции………………9
Глава II Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция на рынке
Характерные черты монополии…………………………………….17
Олигополия как современная рыночная структура………………27
Монополистическая конкуренция………………………………......33
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

курсач ЭТ.docx

— 68.91 Кб (Скачать)

Содержание    Введение……………………………………………………………………….…..3

    Глава I   Несовершенная конкуренция, её сущность и значение

    1. Понятие несовершенной конкуренции и её роль в экономике……..5
    2. Экономические теории несовершенной конкуренции………………9

    Глава II    Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция на рынке

    1. Характерные черты монополии…………………………………….17
    2. Олигополия как современная рыночная структура………………27
    3. Монополистическая конкуренция………………………………......33

Заключение………………………………………………………………………35

Список  использованной литературы………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

         Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Чистая монополия и совершенная конкуренция это два крайних случая рыночной структуры, которые встречаются в экономической практике чрезвычайно редко. Промежуточной и гораздо более реалистичной стадией является монополистическая конкуренция и олигополия. В этом случае фирмы , хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других фирм, входящих в отрасль или уже существ. продавцов, но обладают некоторой властью над ценами на свои товары. Для этой рыночной структуры характерна дифференциация товаров, т.е. многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные, а так же взаимозаменяемые товары. Кроме того данные структуры имеют место на сырьевых рынках и в случае конкуренции абсолютно различных товаров(борьба за «карман» покупателя, между секторами рынка). Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

       Выбранная мною тема «Несовершенная конкуренция», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

         Цель данной работы - рассмотреть понятие несовершенной конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом.

     

    Задачи, которые необходимо рассмотреть в  данной работе

    • охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них,
    • рассмотреть проблему монополизации экономики страны
    • определить основные пути решения этой проблемы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

Глава I       Несовершенная конкуренция, её сущность и значение

    1. Понятие несовершенной конкуренции и её роль в экономике

         НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - состояние рынка, на котором много покупателей и мало продавцов и наоборот, действия по подавлению конкуренции со сторон других фирм. Используемые для этого средства: демпинговые цены, создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров; ценовая дискриминация, т. е. продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам; неправомерное получение, самовольное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации; распространение ложных сведений в рекламной или иной информации относительно способа и места изготовления или количества товаров; замалчивание важной для потребителей информации; иные действия, направленные на вытеснение с рынка других производителей или покупателей. Может принять крайнюю форму, когда в отрасли существует только один производитель (монополия) или один покупатель (монопсония). Потери от несовершенной конкуренции: неоправданный рост цен; увеличение издержек производства и обращения; замедление научно-технического прогресса; снижение конкурентоспособности на мировых рынках; падение эффективности экономики. Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно. Данная глава посвящена рассмотрению поведения фирм на рынках несовершенной конкуренции. Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

    • значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
    • неоднородность продукта;
    • наличие барьеров для входа в отрасль;
    • несовершенство информации.

       Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть — могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует — поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли. Поэтому главным критерием рынка несовершенной конкуренции можно назвать отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы.

      Моделям рынка с несовершенной конкуренцией присущи следующие признаки:

    • много (но не множество), несколько или одна фирма;
    • наличие барьеров вступления в отрасль;
    • возможность в определенных пределах влиять на рыночную цену и объем производства;
    • использование неценовых методов конкурентной борьбы (дифференциация продукта, реклама, послепродажное обслуживание и т.п.);
    • сочетание рыночной саморегуляции и планового регулирования как государственного, так и внутри- и межфирменного.

       Государство, стремясь поддержать рыночную систему, защитить права потребителей, не допустить недобросовестную конкуренцию, регулирует в той или иной степени деятельность на рынках несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX - начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно - технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ». Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к "вытеснению" последних из отрасли. Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые "барьеры входа" могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть просто слишком дорого для новых конкурентов "прорваться" в отрасль.

         Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Взаимодействие между продавцами и покупателями, выступающими предъявителями предложения и спроса, происходит на рынке. Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования могут быть различные классификации рыночных структур.

         По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка (в экономической литературе их также называют видами рыночных структур):

    • совершенная (чистая) конкуренция
    • монополистическая конкуренция
    • олигополия
    • монополия

        На рынке совершенной конкуренции расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2   Теории несовершенной конкуренции

        В конце 19-го и особенно в начале 20-го веков усилились монополистические тенденции, приведшие в результате к мировому экономическому кризису 1929-1933гг. («годы великой депрессии»). Наиболее резкое проявление монополизма наблюдалось в США, которая к рубежу 19-го -20-го веков стала самой богатой и развитой в экономическом отношении страной. Именно в США впервые в наиболее острой форме и проявились проблемы, связанные с всеобъемлющим процессом перехода от экономики свободной конкуренции к преимущественно монополистической. США стали пионерами антимонопольных мер в экономике, которые апробировались там в виде антитрестовского законодательства еще в конце 19-го века. «Закон рынков» Сея, на который более 100 лет опирались классики, а потом и маржиналисты, утратил свое незыблемое значение вслед за институалистами и у неоклассиками предметом исследования экономической теории стала несовершенная экономика. Проблемы несовершенного рынка из числа неоклассиков почти одновременно рассматривали профессоры Гарвардского университета Э. Чемберлин и Кембриджского - Дж. Робинсон.При всей несхожести их работы объединяет глубокий анализ действия рыночного механизма в условиях несовершенной конкуренции. Но в отличие от институционалистов основную причину нарушения равновесия в экономике они рассматривают только в категориях и законах экономики. М. Фридмен характеризует их работы следующим образом: «Теория несовершенной или монополистической конкуренции, развитая Чемберлином и Робинсон, является попыткой ... построить более общую теорию... К сожалению, она не обладает ни одним из признаков, которые сделали бы ее действительно полезной общей теорией. Ее вклад был в значительной степени ограничен улучшением изложения экономической теории индивидуальной фирмы и, следовательно, выводом следствий из маршаллианской модели, усовершенствованием маршаллианского анализа монополии и обогащением словаря, пригодного для описания промышленной практики». Но заслуга их в том, что они показали главное: конкуренция - монополистическая или совершенная - обязательно нуждаются в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение. По словам Ф. Хайека - они были близки к пониманию его правила: «Поставьте монополиста в положение мальчика для битья ( в экономическом смысле), и вы увидите, как быстро способные предприниматели вновь обретут вкус к конкуренции». Автор книги «Теория монополистической конкуренции (реориентация стоимости)» Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899--1967), уроженец штата Вашингтон (США) из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. идо кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального в 1951 г. турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений. Важной вехой в творческой и научной биографии Э.Чемберлина явилось избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета (1939--1943), включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как В. Леонтьев, Э. Хансен, И. Шумпетер и др., а также назначение на пост редактора гарвардского «Куортели джорнел оф экономике» (1948--1958). В 1965 г. был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия». В течение 1933--1962 гг. его произведение переиздавалось в США 5 раз, являясь и ныне одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. Одно из основных теоретических положений состоит в том, что главным условием овладения рынка, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Э.Чемберлин по этому поводу пишет: «Вместе с дифференциацией появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся все значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более несовершенных заменителей». Исходя из этого он полагает, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции». Рынки, на взгляд Э.Чемберлина, взаимосвязаны, поскольку на каждом из них независящие друг от друга продавцы вынуждены взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. При этом ученый убежден, что «рынки в реальной действительности более несовершенны», а «наивное умозаключение, гласящее, что фактическим результатам свойственно «стремиться» к равновесию, не имеет под собой оснований». 
В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста, формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта» которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях «чистой» конкуренции. Монополия продавца на свой продукт и монополисты, конкурирующие между собой в условиях монополистической конкуренции, невозможны, по мысли Э.Чемберлина, без главного условия - дифференциации продукта. Согласно теории Э.Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя ее уровень, и быть хозяином «на своем рынке». Введенное им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции: рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т.е. ту иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец, как говорят, «вход» в отрасль в рынок группы товаров не ограничен. Если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкретная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э.Чемберлина, конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе «дифференциации продукта», когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить свое предпочтение одному из товаров этого вида. Суждения Э.Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. Отсюда уместными становятся выводы о возможности в условиях монополистической конкуренции покупателю предпочесть один конкурирующий товар другому и одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. Это, по логике Э.Чемберлина, также означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть монополистом может и мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель, т.е. монополия, вопреки марксистским критикам, не обязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны и усвающие конкуренцию тенденции.

      Автор книги «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Вайолет Робинсон (1903--1983) закончила Кембриджский университет, став одним из видных представителей и продолжателей учения «школы А.Маршалла». Должность профессора в этом же университете занимала с 1965 по 1971 г. Она относится к числу тех авторов в экономической науке, кому мировую известность принесла работа, написанная в самом начале творческого пути, если учесть, что «Экономическая теория несовершенной конкуренции» вышла из-под ее пера в возрасте всего 30 лет. Главная идея книги заключается в выявлении рыночных аспектов функционирования монополий, конкуренция в условиях существования которых и между которыми в связи с нарушением равновесия в экономике является, на ее взгляд, несовершенной (а по терминологии Э.Чемберлина - монополистической). Как и Э.Чемберлин, Дж. Робинсон ставит перед собой исходную задачу - выяснить механизм установления цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Э.Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Дж. Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней, прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже «эксплуатацию» наемного труда. Как видно из содержательной части «Теории несовершенной конкуренции», сущность монополии рассматривается в ней негативно, как фактор, дестабзирующий социально-экономические отношения рыночной среды. Поэтому в этой работе можно выделить следующие основные положения.

     Во-первых, по убеждению Дж.Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и «поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли». Во-вторых, на взгляд Дж. Робинсон, кроме того, что монополия требует заметной обособленности продукции от «товаров-субститутов» , говоря по-другому, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым «фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные». В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж. Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, «каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей». Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых, завершая собственное «теоретическое исследование, Дж. Робинсон приходит «...к заключению, что преобладание и действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усваивается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы» ,«... что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости в распределении богатства». Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации производства Дж.Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы: эффективность справедливость. По ее мнению, «...чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства». Однако, как заметил М.Блауг, «вера в то, что «эффективность» и «справедливость» могут быть каким-то образом разделены, представляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки». В результате своего исследования Дж. Робинсон вполне могла бы сделать и другие логические выводы, в том числе о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции. Обстоятельное обоснование таких мер предложил спустя три года после выхода в свет книги Дж.Робинсон другой ученый (также представитель Кембриджской школы и один из учеников А.Маршалла) Дж.М.Кейнс. Теория несовершенной конкуренции - это мелкобуржуазная теория рынка, признающая господство на нём монополий и их всесилие в формировании цены в эксплуатации мелких собственников. Исследует возникающие в связи с процессом монополизации новые формы цени изменения в прибыльности с позиций буржуазного реформизма и левого кейнсианства. В отличие от монополистической конкуренции теории, теория несовершенной конкуренции не рассматривает конкуренцию внутри монополистического сектора, а исследует ценообразование в местах столкновения возникающих монополий торгово-промышленного типа с немонополизированными фирмами, т. е. процессы образования монопольной прибыли. Теория несовершенной конкуренции возникла в условиях кризиса 1929-1933 и отразилась в работах Дж. Робинсон. Согласно теория несовершенной конкуренции, максимализация текущей прибыли за счёт рыночных контрагентов является непосредственным мотивом и основной характеристикой деятельности монополий, а норма прибыли монополии превышает среднюю и исключена из процессов выравнивания прибылей. Было признано, что создание монополий приводило к нарушениям действия стихийных регуляторов экономики («экономическое несовершенство») и требует государственного вмешательства. Этот вывод совпал с основным положением теории Дж. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики. Социальное несовершенство рыночного механизма, возникновение эксплуатации сторонники теории несовершенной конкуренции видели в том, что монополист (продавец или покупатель) получает сверхприбыль за счёт падения доходов мелких капиталистов, мелких собственников земли или трудящихся ниже стоимости их «предельного продукта» Под эксплуатацией труда фактически подразумевается не извлечение капиталом прибавочной стоимости, а выплата недостаточной зарплаты - ниже предельной производительности труда. С другой стороны, если мощные профсоюзы добиваются зарплаты, ущемляющей «обычную» прибыль собственников капитала, то уже сами рабочие якобы «эксплуатируют» мелких собственников. Современный термин «несовершенная конкуренция» стал чаще применяться буржуазными экономистами (П.Сэмюэлсон, Р.Дорфман и др.) уже к самим немонополизированным отраслям (переполненным мелкими капиталистами), с высокими издержками производства и низкой прибыльностью. Переход к господству «зрелых монополий» трактуется как якобы уже устраняющий погоню за монопольной сверхприбыльностью и воссоздающий конкурентный механизм более совершенным эффективным. При этом критика в адрес теория несовершенной конкуренции со стороны буржуазных экономистов направляется не против её вульгарных общетеоретических посылок (теории предельной полезности, факторов производства и т.д.), а против её антимонополистической направленности.

Информация о работе Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция на рынке