Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 18:55, реферат

Описание работы

Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Работа содержит 1 файл

cbrr2038.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

    С другой же стороны,  существуют  очень весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что н  позволило  им  завоевать господствующее положение на рынке (кроме,  однако,  "естественных монополий",  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности на рынке).  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

    Вместе с тем не следует  преувеличивать роль монополий   в обеспечении  научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в  науке и технике осуществляются сравнительно небольшими,  так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями.  На  этой основе могут возникнуть крупные фирмы (великолепный пример - Microsoft,  имевшая в 1981 году численность 100 сотрудников в США,  ныне имеющую 16400 сотрудников в 49 странах,  рыночную стоимость порядка $40 млрд. и годовой оборот $5 млрд.).

    Кроме того. крупные масштабы  производства позволяют снижать   издержки и в целом экономить ресурсы.  Так,  повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК  крайне  негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности.  Лишь использование крупными компаниями  результатов научных исследований позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.

    Не следует также забывать  и того, что крупные монополистические  объединения (особенно межотраслевые, такие как НЛМК с его столь разными производствами, как металлургический завод,  мгновенно ставший известным завод холодильников  "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.

    Учитывая двойственный характер монополистических объединений,  правительства всех стран с капиталистически ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.

Защита  конкуренции

    Конкуренция служит основным  регулирующим  механизмом  в капиталистической экономике. "Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату покупателя или суверенитету  потребителя.  При  конкуренции  именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе  определяют рыночные цены". ((/3/, стр. 132))

    Это значит,  что индивидуальные  производители могут лишь приспосабливаться  к  желаниям покупателя,  которые рыночная система доводит до сведения продавцов. При возникновении монополий ситуация резко меняется,  когда продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать  на  нем ценами  к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом.  С целью предотвратить такое положение правительство проводит ряд  антимонопольных,  или антитрестовских, законов для защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора  проведения бизнеса.

Антимонопольное регулирование в России

    Меры по борьбе с монополизмом  в России определяются преимущественно  спецификой монополистических отношений в нашей экономике.

    Серьезное изучение  методов борьбы  с монополизмом в России началось  относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается два варианта антимонопольной политики:

    первый из них предусматривает,  что демонополизация производства  должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка;

    второй вариант - это путь борьбы  с монополизмом  в  процессе  перехода  к  рыночным отношениям  и после такового.  В данном случае прямому воздействию на предприятия-монополисты предпочитается косвенные, создающие возможности для самопроизвольного протекания демонополизации.

    На практике,  проводимая ныне  демонополизация и разгосударствление,  переход к рынку,  функционирующему  на  основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонополъного, предусматривающего  как прямые силовые методы (разделение фирм-монополистов),  так и косвенные методы противодействия монополиям. 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    /1/ Учебник  по основам экономической теории   Изд-ва "ВЛАДОС" и МГТУ им. Баумана,  М., 1995

    /2/ Советский   энциклопедический  словарь,  издание   4,  М.,Советская энциклопедия, 1987

    /3/ К. Р. Макконелл, С. Л. Брю   Экономикс. М.,1993

    /4/ Дж. Ф. Стэнлейк   Экономикс для  начинающих. М.,1994

Информация о работе Монополии