Монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершенной конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии «монополия» мы и попробуем заострить внимание в нашей работе.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение монополии, ее формы и виды
Глава 2. Особенности современных монополий
Глава 3. Антимонопольная политика в Республике Казахстан
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Монополии и их виды.rtf

— 1,002.54 Кб (Скачать)

     1) государственное регулирование;

     2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

     3) применение мер по пресечению нарушений.

     К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

  1. принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него;
  2. принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования.

    3.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

 

     Государственная монополия - услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные и, как правило, лишь частично финансируемые государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления от платных услуг физическим и юридическим лицам.

     Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования деятельности группы субъектов, выполняющих специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

     Немаловажно и то, что надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так как существенно влияет на уровень цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

     Продолжительное время в вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые центральными и местными исполнительными органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным и местным исполнительным органам по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим субъектам с негосударственной формой собственности.

     В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» Правительство Республики Казахстан принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

  1. Правила оказания услуг государственными организациями;

     2) Правила установления и определения размера платы за услуги государственных органов;

     3) Правила ведения государственного регистра платных услуг, оказываемых государственными органами.

     Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные органы в местах оказания платных услуг должны иметь наглядную информацию, а именно:

     1) настоящие правила, изложенные в полном объеме;

     2) перечень платных услуг, оказываемых данным государственным органом, с указанием сроков исполнения;

     3) цены на предоставляемые услуги, утвержденные уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами;

     4) исчерпывающий перечень документов, предъявляемых потребителем для получения услуги, образцы их заполнения;

     5) порядок и условия обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

     Настоящими правилами определены права и обязанности государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных услуг. В частности, государственные органы обязаны давать исчерпывающие бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым платным услугам, а потребитель обязан произвести оплату за саму услугу.

     При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.

     Правилами установления и определения размера платы за услуги государственных органов жестко регламентирован порядок и сроки предоставления к утверждению проектов цен. Цены на услуги государственных органов, включенных в Государственный регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.

Запрещенные действия органов государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов

 

     

     

     Заключение

 

     Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

     Отсюда можно сделать вывод что:

     l. в способности Рыночная власть в общем виде заключается продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.

     2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.

     3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

      4 Частично власть монопсонии определяется количеством покупателей на рынке. Если там только один покупатель (чистая монопсония), монопсоническая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонической властью обладает покупатель. Когда имеется несколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того, насколько агрессивно конкурируют покупатели за предложение.

  1. Рыночная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство  находится  ниже  конкурентного  уровня  и  поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
  2. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.

     7. В целом мы полагаемся на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть.

     Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где:

  1. имеется один - единственный продавец;
  2. отсутсвует товарная дифференциация;
  3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
  4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

     (То есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями.)

     Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он - «ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара, ему предоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение любую цену из возможных в соответсвии с оптеделённой кривой спроса.

     Необходимо отметить, что понятие «монополия» используется не только в строгом значении - как чистая монополия, но нередко приемняется ив широком толковании. В последнем случае монополия трактуется несколько расплывчато, как доминируещее положение экономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком варианте понятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

     Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

     Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

            Список использованной литературы

 
    1. ФЗ от 17.08.95.г.№147-ФЗ «О естественных монополиях»//Собр.законодательства РФ.-1995.-№34.Ст.3426
    2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. - С.-Пб.: АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1999. - 848 c.
    3. В.Я.Иохин. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000.-625 c.
    4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. О. Н. Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского. - Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”, 1998. - 256c.
    5. Винокурова М.А., Демина М.П. Экономическая теория. Ч1.

      Изд-во ИГЭА, 1998. - 427 c.

    1. Литвинов Д.А. Основы рыночных отношений: Учебное пособие.-Воронеж: ВИ МВД России,2000.-Гл.1,3. - 140 c.
    2. Литвинов Д.А. Экономическая теория: Учебное пособие: В 2-х частях.-Изд.2-е, переработанное и доп. -Воронеж ВИ МВД России,2001.-Ч.1гл.5; ч.2 гл.18. - 471 c.
    3. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№ 1.-С.137-151.
    4. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие.- 2-е изд.- М.;МЦ при ГУК МВД России,1998. - 568 c.

Информация о работе Монополии