Молодежь на рынке труда: Анализ проблем трудоустройства современной молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание работы

Актуальна проблема социальной дискриминации молодежи (жесткие требования при приеме на работу, незаконные увольнения, низкая оплата труда, штрафы, пролонгированный испытательный срок, ограниченность профессионального выбора), что влияет на экономическое поведение молодежи, обуславливает постоянный поиск более подходящих профессиональных вакансий, занятость преимущественно неквалифицированным или малоквалифицированным трудом. Узость и «теневой» характер рынка труда противоречит установкам молодых людей на свободу и профессиональное самоопределение.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Современный рынок труда и его потребности………………………………4
2 Кадровый потенциал современной молодежи………………………..…......6
3 Основные тенденции развития российского рынка труда…………….…....8
Заключение ……….…………………………………………………………..…16
Библиографический список…………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Эконом теор.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО Сибирская  академия государственной  службы

Кафедра

Экономической теории

 
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: Экономическая теория

По  теме: Молодежь на рынке труда: Анализ проблем трудоустройства современной молодежи  
 
 

                                                                                       

   Содержание

   Введение………………………………………………………………………….3

   1 Современный рынок труда и его потребности………………………………4

   2 Кадровый потенциал современной молодежи………………………..…......6

   3 Основные тенденции развития российского рынка труда…………….…....8

   Заключение  ……….…………………………………………………………..…16

   Библиографический список…………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Безработица – одна из важнейших проблем России. Внедрение рыночных отношений обострило  проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. Молодежь (возраст 17-30 лет) составляет 28-30% экономически активного населения России, но одновременно молодежная безработица становится чрезвычайно острой экономической проблемой. Среди возрастного слоя 17-22 лет частично заняты или незаняты - 52,5%, а среди выпускников вузов только каждый четвертый работает по избранной специальности.1 Это не может не волновать общество.

   Актуальна проблема социальной дискриминации молодежи (жесткие требования при приеме на работу, незаконные увольнения, низкая оплата труда, штрафы, пролонгированный испытательный срок, ограниченность профессионального выбора), что влияет на экономическое поведение молодежи, обуславливает постоянный поиск более подходящих профессиональных вакансий, занятость преимущественно неквалифицированным или малоквалифицированным трудом. Узость и «теневой» характер рынка труда противоречит установкам молодых людей на свободу и профессиональное самоопределение. Экономическое поведение на рынке труда коррелируется с зависимостью от работодателей и акционеров, которые действуют во внеправовом поле или по принципу «протекционизма», «социального капитала». Нельзя не отметить, что только 12% молодых россиян верит в соблюдение равенства перед законом и только 9% - в наличие системы социальной защиты.2 
 
 
 

     1. Современный рынок труда и его потребности

   Рынок труда развивается по тем же законам  что и рынок товаров и услуг. Роль продавца играет специалист, а роль покупателя – работодатель. Существует цена на товар, т.е. рабочую силу. Ценой называют заработную плату (денежное вознаграждение за выполнение профессиональных обязанностей). Заработная плата начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.

   Логика  рынка подразумевает, что наиболее уникальный товар имеет наибольшую цену, а это значит наиболее выгодные условия труда для специалиста. И наоборот, чем больше на рынке специалистов, имеющих одинаковую квалификацию, тем ниже из заработная плата. Это очень выгодно для работодателей: есть возможность выбрать и сэкономить на заработной плате.

   Современный рынок труда намного сложнее, чем несколько лет назад, а  требования к профессионалу жестче. Если раньше в самой «рыночной» сфере  — торговле — один человек при  наличии образования и опыта мог выполнять почти весь цикл работ, то теперь требуются специалисты, отвечающие за узкий участок работы. Так, профессия менеджера сейчас имеет массу разновидностей: менеджер по закупкам, продажам, сбыту, продвижению, работе с клиентами, маркетингу, рекламе. Поэтому за фразой «я хочу стать менеджером» чаще всего стоит поверхностное знание предмета выбора профессии и рынка труда. По данным многолетних социологических опросов, российские выпускники из года в год выбирают одни и те же профессии: программист, юрист, менеджер, экономист, бухгалтер, автослесарь, дизайнер, парикмахер, повар-кондитер, психолог.3

         В настоящее время  рынок стал заметно оживать после  кризиса, люди не боятся менять работу в поисках лучших условий.4

         По данным Росстата, в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы составляет 16 процентов. В том числе среди городского населения - 14,7 процента, среди сельского - 18,8 процента. Таким образом, среди молодежи безработных в 2,9 раза больше, чем среди людей в возрасте 30-49 лет. В том числе в городе разница составляет 3,4 раза, на селе - 2 раза. При этом, кстати, общее число официальных безработных снижается - сейчас их 1 миллион 763 тысячи.

   Основные  причины молодежной безработицы  в России - это, с одной стороны, желание работодателя получить специалиста не только молодого, энергичного и образованного, но и с опытом работы, которого у молодежи зачастую не хватает. С другой стороны, завышенные требования самих молодых людей. Например, студенты и выпускники вузов в крупных городах, как правило, сразу рассчитывают на престижные должности, зарплату.

   Хотя, если верить исследованиям портала  Суперджоб, 59 % российских компаний готовы принять на работу выпускников вузов, не имеющих опыта по специальности, если те согласны обучаться. Чаще всего их берут на такие стартовые позиции, как менеджер по продажам, оператор call-центра, помощник бухгалтера, секретарь, менеджер по работе с клиентами, ассистент руководителя, курьер.

   При этом кадровая политика почти трети  отечественных компаний (32 процента) не предусматривает прием на работу специалистов без опыта. Основная причина - нехватка времени, возможностей и желания для обучения молодого персонала.

   Проблема  известна и на государственном уровне, и для ее решения разработана программа "Стажировка". По ней молодые специалисты, обратившиеся в службу занятости, направляются в компании, где стажируются по своей специальности и при этом получают материальное вознаграждение. Часто по окончании стажировки молодых людей принимают на постоянную работу. В прошлом году в программе приняли участие 64 тысячи выпускников учебных заведений всех уровней. В этом году их будет около ста тысяч.5

   Современный рынок таков, что основная масса  работодателей стоит на позиции  – получить энергичного, молодого специалиста, но уже с солидным опытом (не менее 1 года, как правило) работы. Опыт этот добыть можно либо за символическую минимальную оплату, либо вообще бесплатно. Поэтому многие выпускники вузов идут на более оплачиваемую работу.

   Существует  еще проблема переизбытка кадров определенных специальностей. Рынок труда переполнили такие специальности как юристы, экономисты и менеджеры. На мой взгляд, количество поступающих на данные направления должно регулироваться государством. Выпускники не могут применить свои навыки по специальности банально из-за отсутствия рабочих мест. 

   2 Кадровый потенциал современной молодежи

   Кадровый  потенциал молодежи после становления  России на новый этап развития стал играть важнейшую роль. Не случайно  позапрошлый 2009 год прошел под эгидой Года Молодежи. В рамках него прошло заседание Государственного совета, целиком и полностью посвященного вопросам молодежной политики. Завершение 2009 года отнюдь не означало, что на протяжении его реализации было выполнено все, что задумано.6

   Хочется отметить, что старшеклассники при  выборе будущей профессии имеют  достаточно субъективное представление  о ней. Это приводит к формированию проблем профессионально ориентированного трудового потенциала в России. Как  правило, только в процессе самой работы молодые люди понимают что данная профессия не отвечает их личным характеристикам. Поэтому очень важно настроить систему профориентации выпускников школ. Выпускники в основном мотивируют свой выбор профессии высокими доходами и престижностью профессии.  

   Таблица. Мотивы выбора профессии выпускниками средних школ г.Москвы7

 Мотивы  выбора    %
 9-ый  класс

 Высокая зарплата (профессия приносит большие  деньги)

 Интерес к профессии (нравятся люди этой профессии)

 Престижность

 Мечта с детства

 Совет родителей

 Другие  мотивы

 
   29.9

   22.0

   17.5

   11.6

   12.5

   8.5

 11-ый  класс

 Высокая зарплата (профессия приносит большие  деньги)

 Интерес к профессии (нравятся люди этой профессии)

 Престижность

 Мечта с детства

 Совет родителей

 Другие  мотивы

 
   25.2

   23.3

   18.4

   12.0

   9.8

   11.3

 

   Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, являются достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

   Однако  нельзя не оставить без внимания то, что молодежь не спешит осваивать  рабочие профессии, престиж которых  необходимо поднимать. Некоторые молодые  люди предпочитают получить обучение в вузе, колледже, техникуме, чтобы  после окончания работать по той профессии, а не начинать свои трудовые «подвиги» с азов по данному направлению. В итоге это выливается в то, что на рабочих специальностях заняты люди ближнего зарубежья или местное население без образования, либо люди вынужденные работать по этим профессиям за неимением лучшего выбора. Такая ситуация складывается еще потому, что наш отечественный работодатель не хочет по достоинству тот или иной труд. Пример – строительство. До недавнего времени ему было гораздо выгоднее содержать троих гостербайтеров, чем одного местного работника. Причина всё та же – дешевый рабочий труд. В погоне за сэкономленными деньгами упал и престиж профессий данного направления. Такое прослеживается и в других отраслях.

   Современная молодежь рано взрослеет. Общество говорит  об этой акселерации. Масса инновационных идей исходит от учащейся, думающей молодежи. Это поощряется, но не всегда ведет к дальнейшему продвижению. Не хватает той поддержки от вышестоящего звена, которая помогла бы внедрить все инновационные идеи в реальность.

   3. Основные тенденции развития российского рынка труда

   Рассмотрим  особенности российского рынка  труда:

   1. Современный рынок руда в России  неоднороден. Он представляет  собой многослойную структуру,  образуемую двумя взаимосвязанными  сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

   Открытый  рынок труда в свою очередь  представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями.

   Открытый  рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и  нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.

   Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями.

Информация о работе Молодежь на рынке труда: Анализ проблем трудоустройства современной молодежи