Модели в рамках систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 19:05, реферат

Описание работы

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Работа содержит 1 файл

эк теор.Яп шк.docx

— 29.56 Кб (Скачать)

Система использования рабочей  силы вместе с многоступенчатой структурой организации производства функционировала  чрезвычайно эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации персонала в начальной  стадии их карьеры, что благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения  компании и установлению неформальных отно-шений среди различных групп одной организации. Принятие решений на ос-нове согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших управляющих минимизировал возможные ошибки. Но подобная система усложняла аппарат управления, делала его громоздким.

Роль государства

 

Особенность экономической  модели состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении  общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства. Государственное предпри-нимательство в послевоенный период занимало скромное место. В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ ин-дикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударст-венные планы в связи с незначительной долей государственного сектора на-правлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных планов экономического разви-тия конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, ко-торые имеют директивный характер. Этим образуется сложная взаимоувя-занная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций с крупнейшими объединениями частных компаний — «Кэйданрэн», «Дюкай», «Никкэйрэн», а также с соответствующими ассо-циациями и финансово-промышленными группами.

Система общегосударственных  планов складывается из пяти групп  планов — план экономического и  социального развития, план развития и использования земель, рационального  размещения производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные  программы и региональное планирование. Планы и программы, несмотря на свою индикативность, подкрепляются широким арсеналом средств финансового, правового и организацион-ного характера, которые обеспечивают их значительную эффективность и реализуемость. Общегосударственные экономические планы — это своего рода государственные инвестиционные программы, рекомендуемые и под-держиваемые экономическими и социальными ресурсами всего государства. В условиях государственного регулирования и широкой поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распростра-нения. Только 7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств по-лучают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере ус-луг. Владельцы мелких земельных участков работают у себя в хозяйстве лишь в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и ва-лютный контроль с разделением внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший орган принятия решений банком) устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума. Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки. Наряду с количественным ограничением банковского кредитования это позволяло до начала 70-х годов эффективно осуществлять прямое кре-дитно-денежное регулирование, а также занижать издержки привлечения средств банками и в определенной мере капитальные издержки компаний. В 70-е годы началась либерализация процентных ставок на финансовых рын-ках, которая включала не только освобождение ссудного процента, но и процента по депозитам и другим инструментам мобилизации средств банками и предприятиями, который долгое время устанавливался на заниженном уровне.

Своеобразие японской экономической  модели дополняется также ролью  высших должностных лиц. По принятому  обычаю их указания обязательны для  исполнения фирмами. Если кто-то их нарушает, для назидания наказы-вают одну фирму, но сурово. Как видим, рассмотренная экономическая модель построена на значитель-ном ограничении действия рыночных сил. До конца 1993 г., по данным ко-миссии справедливых сделок, до 40% всей производимой продукции явля-лось объектом тех или иных ограничений и государственного регулирования. На основе экономических и административных принципов управления госу-дарству удавалось эффективно проводить в жизнь выработанную с участием предпринимательских кругов политику.

Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела по-степенные изменения от «полугосударственной" до более открытой и опи-рающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, осо-бенно акций и других инструментов). В 1981—1985 гг. выпуск акций и дру-гих инструментов, таких, как обратимые и гарантированные ценные бумаги, составлял 1/4 мобилизуемых фирмами средств. В 1989 г. они уже превысили 70%. Однако все это время государственные органы, в частности, министер-ства финансов внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды.

Информация о работе Модели в рамках систем