Модели структуры рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Структура рыночной экономики - понятие, имеющее множество аспектов. В частности, структура рыночной экономики может быть охарактеризована с точки зрения конкурентных отношений, степени их развитости. Существует ряд подходов к исследованию структуры.

Работа содержит 1 файл

к.р. эконом теория.doc

— 302.00 Кб (Скачать)
type="DISC">
  • Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции.  Продавец  продукции  не имеет возможности влиять на уровень цен.
  • Рынок  монополистической  конкуренции   характеризуется   наличием многих  продавцов.  Товар  имеет  определенные  свойства,   которые отличают его от других. Продавец  способен  влиять  на  цену  своей продукции (в определенной мере).
  • Олигополистический   рынок   характеризуется   наличием   немногих продавцов.  Они  предлагают   однородную   или   дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену,  как  и  наиболее  крупные фирмы на этом рынке.
  • Монополистический рынок характеризуется наличием  одного  продавца. Он  устанавливает  максимально  высокую   цену,   но   в   пределах платежеспособного спроса.
  •    2. Пространственный признак

    • Местный рынок
    • Региональный рынок
    • Национальный рынок.
    • Рынок покупателей;
    • Рынок продавцов;
    • Рынок государственных учреждений;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.

       3. Функциональный признак (экономическому  назначению  объектов  рыночных отношений)

    • Рынок товаров и  услуг
    • Рынок труда
    • Финансовый рынок
    • Информационный рынок
    • Рынок недвижимости
    • Валютный рынок
     

          Помимо этого рынок делится:

    По  характеру продаж:

    • Оптовый
    • Розничный
    • Фьючерсный
     

    По  степени регулируемости:

    • Регулируемый
    • Не регулируемый
     

    По  уровню насыщения:

    • Равновесный
    • Избыточный
    • Дефицитный
     

    По  соответствию законодательным  нормам:

    • Легальный
    • «Черный»
     

    По  товарным группам:

    • Рынок товаров производственного назначения;
    • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
    • Рынок сырья и материалов и т.д.
     

    По  степени зрелости:

    • Неразвитый рынок;
    • Развитый рынок;
    • Формирующийся рынок.
     

    По  характеру ассортимента товаров:

    • Замкнутый рынок, на  котором представлены  товары  только  первого производителя;
     
    • Насыщенный  рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
     
    • Рынок широкого ассортимента, на  котором есть  ряд видов товара,

      связанных между  собой и направленных на  удовлетворение  одной  или нескольких связанных между собой потребностей; 

    • Смешанный  рынок,  на  котором имеются разнообразные товары,  не связанные между собой.
     

    По  отраслевому признаку:

    • Рынок автомобилей;
    • Рынок нефти;
    • Рынок компьютерной техники и т.д.
     

    Выделяют также  следующие виды рынков:

    • Рынки  товаров  и  услуг,  куда  включают  рынки  потребительского

      назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.

    • Рынки  факторов  производства,  в  состав  которых  входят   рынки

      недвижимости, орудий  труда,  сырья  и  материалов,  энергетических

      ресурсов, полезных ископаемых.

    • Финансовые рынки,  т.е.  рынки  капиталов  (инвестиционные  рынки),

      кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.

    • Рынки интеллектуального продукта, где в  качестве  объектов  купли-продажи выступают инновации,  изобретения,  информационные услуги, произведения литературы и искусства.
    • Рынки  рабочей  силы,  представляющие  собой  экономическая  форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
     

          В реальной практике основные  виды  рынков  подразделяют  на  различные субрынки, или рыночные сегменты.

          Сегментация рынка – это разделение  потребителей  данного  товара  на отдельные  группы,   предъявляющие   к   товару   неодинаковые  требования. Сегментация рынка может  быть проведена разными путями  с использованием различных факторов:

       1. С учетом  географических факторов можно  выделить группы потребителей по регионам,    административному    делению,    плотности     населения, климатическим условиям.

       2. С учетом  демографических факторов можно  сгруппировать потребителей  по возрасту,  полу,  размеру  семьи,  уровню  доходов,  профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.

       3.  С   учетом  поведения  различных   групп  потребителей  можно   выделить следующие сегменты рынка:

    • приобретение товаров носит случайный характер;
    • поиск выгод при покупке товаров;
    • статус постоянного клиента;
    • эмоциональное   (положительное,   негативное,    безразличное) отношение к товару.

       4. Потребителей  также можно разделить на группы:

    • по социальному составу (с различной степенью достатка),
    • стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),
    • личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
     

          Типы и виды рынков не изолированы,  а неразрывно связаны  и   существуют как единая рыночная система, все элементы которой находятся  в  определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений,  пропорций  исключительно велика.

    Модель  кругооборота (продукта и дохода)

     

     РЫНКИ РЕСУРСОВ И ПРОДУКТОВ

     На рисунке 3-2 представлен необходимый нам общий обзор проблемы. На верхней половине диаграммы дана картина ресурсного рынка. Здесь домохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности торгово-промышленные корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям(Для ваших целей на уровне данного анализа предприятия следует рассматривать просто как организационные схемы, то есть как институты на бумаге, в отличие от капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской способности, которые вселяют в них жизнь и делают их "действующими фирмами".)

                                     Рисунок 3-2. Кругооборот ресурсов, продуктов,  дохода 

    Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательской способности, устанавливаются на ресурсном рынке, показанном в верхней части диаграммы. Здесь предприятия выступают в роли предъявителей спроса, а домохозяйства — в роли агентов предложения. Цены на готовые изделия и услуги формируются на рынке продуктов, показанном в нижней части диаграммы. Здесь уже домохозяйства выступают в качестве предъявителей спроса, а предприятия в роли агентов предложения. 

    Предприятия, конечно, предъявляют спрос на ресурсы, поскольку  последние служат средством, с помощью  которых фирмы производят товары и услуги. Взаимодействие спроса и  предложения на огромное множество  людских и материальных ресурсов устанавливает цену на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки этих предприятий, но одновременно они образуют потоки заработной платы, ренты, процента и прибылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы. 

    Теперь обратимся  к рынкам продуктов, показанным в  нижней половине диаграммы. Денежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи  ресурсов, как таковой, не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надевать на себя монеты и бумажные деньги. Поэтому в процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на бесчисленное множество товаров и услуг. Одновременно предприятия соединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимное воздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов (гл. 4). Заметьте также, что, с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров и услуг. 

    Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) демонстрирует  сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и  экономической деятельности. Обратите внимание на то, что и домохозяйства, и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположных их сторонах. На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, то есть на стороне спроса, а домохозяйства, как владельцы ресурсов и поставщики, выступают продавцами, то есть на стороне предложения. На рынке продуктов они меняются позициями; домохозяйства, как потребители, оказываются в стане покупателей, то есть на стороне спроса, а предприятия находятся уже в лагере продавцов, то есть на стороне предложения. Вместе с тем каждая из этих групп экономических единиц и покупает и продает. 

    Далее, за этими  сделками стоит призрак редкости. Поскольку домохозяйства располагают, лишь ограниченными ресурсами для  снабжения ими предприятий, денежные доходы потребителей также ограниченны. Это означает, что доходу каждого потребителя, таким образом, устанавливается свой предел. Ограниченное количество долларов, очевидно, не позволяет приобрести все товары и услуги, которые потребитель пожелает купить. Равным образом, поскольку ресурсы редки, производство готовых товаров и услуг также ограниченно. Весь наш анализ пронизывает проблема редкости ресурсов и выбора решения. 

    Подведем итог. В монетарной экономической системе  домохозяйства в качестве собственников  ресурсов продают свои ресурсы предприятиям, а в качестве потребителей расходуют свой денежный доход, полученный от продажи ресурсов, на покупку товаров и услуг. Чтобы производить товары и услуги, предприятия должны покупать ресурсы; их готовые изделия затем продаются домохозяйствам в обмен на потребительские расходы последних или, с точки зрения предприятий, в обмен на получаемую ими выручку. Конечным результатом этого процесса, служит реальный поток экономических ресурсов против часовой стрелки, а денежный поток доходов и потребительских расходов — по часовой стрелке. Эти потоки являются одновременными, причем они бесконечно повторяются. 

     ОГРАНИЧЕНИЯ 

     Существуют некоторые важные недостатки и пробелы в общей характеристике кругооборота ресурсов, продуктов и доходов в процессе функционирования чистого капитализма. 

    1. Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и доходов)  не отражает мириады фактов  и деталей, относящихся к отдельным  домохозяйствам, отдельным предприятиям, отдельным ресурсным и продуктовым  рынкам. Не показывает она также  и сделки, совершаемые внутри секторов предприятий и домохозяйств. В самом деле, главное достоинство модели кругооборота (ресурсов, продуктов и доходов) заключается в том, что она вскрывает фундаментальные принципы функционирования чистого капитализма, но не посвящает наблюдателя во множество его деталей. Мы здесь стремимся обозреть весь лес;

    2. Модель кругооборота (ресурсов, продуктов и дохода) совершенно  не касается экономической роли  правительства. В чем здесь  причина? Институты чистого капитализма  предполагают создание замкнутой, саморегулирующейся экономики, в которой роль правительства незначительна.

    3. На данной  стадии наша модель исключает  международные рынки. Точно так  же, как мы должны будем ниже  рассмотреть роль правительственного, или государственного, сектора, нам придется включить в наш анализ и сектор "остальной части мира". 

    Информация о работе Модели структуры рыночной экономики