Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:30, контрольная работа
Модель экономической системы выступает как теоретическое описание (отпечаток, слепок) или желаемого состояния, или реально существующих экономических отношений и взаимосвязей хозяйственной жизни.
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.
Вопрос №1: Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели.
Модель экономической
системы выступает как
При таком моделировании активно используется потенциал научного абстрагирования, приемы системно-структурного и компаративного анализа.
Особое значение экономического моделирования состоит в том, что имеет место концентрация уже накопленного опыта экономического развития. Моделирование позволяет четко обозначить вектора и динамику социально-экономического развития, его основные противоречия. Прочтение составленной экономической модели открывает возможность для заимствования передовых форм хозяйствования.
Множественность опыта, а
также наличие разных теоретических
подходов в свою очередь обусловливает
появление множественности
Для того чтобы избрать
экономически верный путь развития страны,
необходимо правильно поставить
цель развития национальной экономики,
а в дальнейшем отслеживать основные
показатели, характеризующие
Современные модели национальной экономики.
Модель национальной
экономики представляет собой
вербальное или
В реальной действительности
модель национальной экономики может
выступать как концепция (программа)
дальнейшего социально-
Очень важно, что при построении такой модели концентрируется опыт хозяйствования, обобщаются новейшие экономические технологии, уточняются общее направление и параметры социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе.
Функционирование современной
модели рыночного типа предполагает
наличие у нее следующих «
а) используется рыночная технология распределения ресурсов и установления хозяйственных связей, которая доказала свою высокую эффективность;
б) рыночное саморегулирование
дополняется эффективной
в) формируется «социально ориентированная экономика», что подчеркивает единство экономического и социального развития;
г) диффузия отношений собственности, что отражается через преодоление одиозных форм отчуждения; стремление обеспечить единство собственности, труда и управления; появление ассоциативных, комбинированных и смешанных форм собственности;
д) открытость национальной экономики по отношению к внешнему миру, что сопровождается участием в интеграционных процессах, обеспечением свободы перемещения факторов производства и созданного продукта;
е) переход национального
производства от индустриального к
постиндустриальному
Идея общности «генетически
черт» современных моделей
Смешанная экономика. Данную концепцию можно воспринимать как результат обобщения передового опыта хозяйствования, накопленного на данный момент странами Запада, и как обоснование базиса прогрессивной системы рыночного типа.
В качестве основных признаков смешанной экономики выступают взаимная дополняемость частного и государственного сектора, плюрализм форм собственности и свобода частного предпринимательства.
В условиях смешанной экономики механизм координации сочетает принципы рыночного саморегулирования, экономического самоуправления и государственного регулирования. Это дает основание утверждать, что на макроуровне обеспечивается синтез плана и рынка.
Известно, что прогрессивная подсистема экономического самоуправления (форма ассоциативной власти) вырастает как реакция на те социально-экономические проблемы, которые возникают в функционировании рыночного механизма. Данная подсистема самоуправления есть совокупность институтов и организаций, созданных добровольно по инициативе хозяйствующих субъектов и за их счет. Развитие экономического самоуправления на Западе рассматривается как новейшее достижение институционального строительства. Очень важно, что такая тенденция реализуется по инициативе снизу вслед за осознанием обособленными хозяйствующими субъектами общности экономических интересов.
Под эгидой экономического
самоуправления осуществляется переход
от «экономического» к «социальному
человеку», от рыночной экономики к
цивилизованному рыночному
Наличие у державы мощного авторитета и значительных резервов предопределяет возможность формирования подсистемы государственного регулирования национальной экономики. Такая подсистема выступает как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации социально-экономических процессов.
Смешанная экономика - это
еще и доминирующая тенденция
перехода от пятого к шестому технологическому
укладу. Активно вытесняются старые
технологии, основанные на машинной технике.
Формируются новые
Смешанная экономика - это современный тип развитой экономики, обеспечивающий единство экономических и неэкономических начал в организаций хозяйственной деятельности.
В формировании смешанной экономики как современного базиса сказывается логика единства экономического и социального развития. Так, если производство немыслимо без рабочей силы, то современное производство немыслимо без расширенного воспроизводства человеческого капитала. Социальный фактор становится внутренним моментом стабильного экономического роста. За его счет во многом обеспечивается общее равновесие национальной экономики. Социальная устойчивость становится столь же значимым фактором экономического развития, как труд, капитал, технология и предпринимательство.
Социальная устойчивость как главный критерий социально ориентированной рыночной экономики - это такое состояние общества и его членов, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности.
Вывод: в современных условиях смешанная экономика отражает генеральную линию социально-экономического развития человечества.
Надо признать, что нарастающая
стандартизация и глобализация экономических
взаимосвязей являются важнейшими признаками
современной экономической
Применительно к данной теме
глобализация означает, что национальные
экономики разных стран все более
становятся однотипными, функционируют
на базе одних и тех же принципов.
Идет активный обмен передовым хозяйственным
опытом. Размываются национальные границы
хозяйственной деятельности. В процессе
интернационализации
Белорусская модель - это не модель идеального государственного устройства, а модель именно развития, причем, только на переходный период. Никто не предлагает строить новый социализм или новый коммунизм, т.е. создавать государственное устройство, принципиально отличающееся от того, что наработано в развитых западных странах. Более того, мы видим и признаем, что западная модель развития, демократическое устройство этих стран привели к значительным достижениям в их экономике и обеспечили достаточно высокий уровень жизни населения.
Но нельзя одномоментно скопировать этот опыт. Мы вышли из системы с иным государственным и экономическим устройством. Методы управления, традиции, психология людей - все это не поддается слишком быстрым изменениям. Более того, попытки искусственно ускорить, подстегнуть переходные процессы приводят к плачевным последствиям. Вместо демократического общества западного типа с рыночной экономикой, свободой предпринимательства и конкуренцией возникают уродливые структуры с криминальными методами управления и диктатом олигархического капитала.
Поэтому главная черта белорусской модели - это эволюционный путь развития, предполагающий постепенный переход от сверхцентрализованной системы управления экономикой и обществом к демократическому устройству общества и рыночным принципам регулирования экономики.
Таким образом, белорусская модель - это модель только на переходный период, главной чертой которой является постепенный, эволюционный характер проводимых преобразований.
Важнейшей и принципиальной чертой этой модели является ее социальная направленность. Не люди для государства и для экономики, а государство и экономика для людей, для народа - вот основополагающий принцип, которым руководствуется наше государство. Что это означает на практике? Это означает следующее. Если, например, возникает вопрос, следует ли ликвидировать те или иные недостаточно эффективные промышленные или сельскохозяйственные предприятия, с тем чтобы освободиться от непроизводительных затрат и тем самым повысить эффективность экономики, то прежде всего надо посмотреть, что будет с работающими там людьми. Если экономика выиграет, а люди проиграют, то такой вариант у нас не принимается. Рост экономики за счет ущемления интересов трудящихся противоречит нашей политике. Кстати, именно отрыв производства от потребления является причиной регулярных экономических кризисов на Западе, о чем будет сказано ниже.
Другой чертой нашей модели
является сдерживание чрезмерного
социального расслоения на богатых
и бедных. Мы ушли от уравниловки, создали
материальные стимулы для проявления
экономической инициативы и поощрения
качественного труда. Но при этом
обеспечили наименьшее среди постсоветских
стран соотношение между
Столь же важным фактором социальной стабильности является равное отношение со стороны общества и государства к людям разных национальностей и разного вероисповедания. Принимая человека на работу, мы никогда не интересуемся, какой он национальности и какого вероисповедания. В Беларуси и русские, и белорусы, и поляки, и евреи, и украинцы по своим правам, условиям жизни и работы ничем не отличаются друг от друга. У нас нет фашиствующих организаций, нет национальных фобий. Вместе с тем мы должны помнить и понимать, что для такой небольшой страны, народ должен быть един. Нельзя допустить разделения общества на отдельные национальные группы со школами на своих языках, газетами, радиостанциями и т.п. Это уже будет не Родина, не единая для всех Отчизна, а географическое место проживания, колонизируемое представителями разных народностей.
Экономическая теория (макроэкономика) ч.III: Учебно-практ. Пособие
/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000
Вопрос
№2: Цели макроэкономического
Осознание необходимости
государственного макроэкономического
регулирования экономики
Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения целей государственного регулирования экономики, и взаимопереплетения и возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.
Наиболее распространен
среди официальных целей
Рисунок 1. «Магический четырехугольник»
Из названий углов следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.
Информация о работе Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели