Модели потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).
Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Работа содержит 1 файл

макро на четверг.doc

— 62.00 Кб (Скачать)


Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов (совокупного расхода или дохода домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.).

Другими словами, модель, объясняющая формирование потребления, должна описывать факторы, от которых зависит объём потребления, и механизм влияния этих факторов на потребление.

Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей, направлениями использования, включенными в модель переменными и т. д. Начиная с первой половины ХХ века, ученые сосредоточили свое внимание на построении модели формирования потребления в зависимости от дохода как единственного фактора.

Модель потребления Дж. Кейнса

С точки зрения Кейнса главным фактором, определяющим решение субъекта о выделении необходимой суммы на потребление, является располагаемый доход. Связь между потреблением и располагаемыми доходами называют функцией потребления. При этом вводят понятие средней склонности к потреблению (АРС), которое показывает какую часть располагаемого дохода субъект тратит на потребление.

Введено понятие предельной склонности к потреблению (МРС), которое отражает какую часть дополнительного дохода субъект тратит на потребление.

При этом МРС находится в пределах от 0 до 1, так как прирост располагаемого дохода распадается на прирост потребления и прирост сбережений.

След.Джон Мейнард Кейнс, лорд (05.06.1883 - 21.04.1946) -- Значительную часть своей знаменитой работы «Общая теория занятости процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления.

Выделим предположения, на которых строится модель потребления Дж. Кейнса: Значение предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждой дополнительной единице дохода, находится между нулем и единицей. Кейнс установил, что «основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

Отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению, уменьшается по мере роста дохода. Дж. Кейнс полагал, что сбережения - это роскошь, и поэтому богатые семьи сберегают большую часть своего дохода по сравнению с бедными.

Доход является основным фактором, который определяет потребление, и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли. Дж. Кейнс признавал, что процентные ставки могут оказывать влияние на потребление лишь в экономической теории. Ученый писал, что «главный вывод, который, как мне кажется, вытекает из предшествующего опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим».

На основании этих трех предпосылок, функция потребления Дж. Кейнса записывается следующим образом:

C = Ca + Cy * y

Ca > 0,

где 0 < Са < 1

С - потребление,

Са - автономное потребление,

Су - предельная склонность к потреблению.

Вскоре после того, как Кейнс предложил свою интерпретацию функции потребления, экономисты начали собирать и анализировать данные для проверки его предположений. Ранние исследования показали, что функция потребления Кейнса достаточно точно описывает закономерности поведения потребителей.

В некоторых из этих исследований ученые анализировали бюджеты семей и собирали данные о потреблении и доходе. Они обнаружили, что семьи с более высоким доходом потребляют больше, а это означает, что предельная склонность к потреблению больше нуля. Кроме того, выяснилось, что семьи с более высоким уровнем дохода имеют больше сбережений, что свидетельствует о том, что предельная склонность к потреблению меньше единицы. Эти данные подтверждали гипотезу Кейнса о том, что значение предельной склонности к потреблению находится между нулем и единицей. Кроме того, было установлено, что семьи с более высоким уровнем дохода откладывали в сбережения большую часть своего дохода, что подтверждало догадку Кейнса о сокращении средней склонности к потреблению по мере роста дохода.

В других исследованиях ученые анализировали показатели потребления и дохода в период между двумя мировыми войнами. Эти данные также подтверждали правильность выведенной функции потребления. В годы, когда доходы первоначально были низкими, как, например, во время Великой депрессии, низкими были и потребление, и сбережения, т.е. значение предельной склонности к потреблению находилось между нулем и единицей. Кроме того, в эти годы низких доходов отношение объема потребления к доходу было высоким, что подтверждало вторую догадку Кейнса. Наконец, поскольку связь между доходом и потреблением была столь прочной, никакая другая переменная не имела существенного значения для определения потребления. Таким образом, полученные данные также подтвердили третье предположение Кейнса о том, что размер потребления, прежде всего, определяется размером дохода.

Д.М. Кейнс формулирует четыре правила, характеризующих совокупное потребление:

1) потребление является функцией располагаемого дохода;

2) MPC находится в интервале от 0 до 1; это объясняется тем, что доход распадается на потребление и сбережение, а приращение дохода распадается на приращение потребления и приращение сбережения; если приращение дохода берем за 1, то MPC=1-MPS, т.е. в интервале от нуля до единицы.

3) по мере роста располагаемого дохода APC убывает. Это связано с тем, что MPC < APC и математической зависимостью между средними и предельными величинами.

4) по мере роста располагаемого дохода МРС падает.

При анализе потребления  выделяют два периода:

а) краткосрочный (до 15 лет). Потребление в этом периоде описывается уравнением Кейнса:

б) долгосрочный (примерно 50 лет). В долгосрочном периоде рассматривается весь период сознательной жизни человека, включающий как трудовой, так и пенсионный. И весь заработанный доход тратится на потребление на протяжении всей сознательной жизни. Потребление в этом периоде описывается функцией Саймона Кузнеца:

Функция Кузнеца подтверждает первых два правила Кейнса, а 3 и 4 отвергает.

В рамках кейнсианства была рассмотрена подоходная функции потребления, которая анализировала потребительское поведение различных слоев в зависимости от их дохода в данный момент времени.

Анализ позволил выявить, что домохозяйства с низкими доходами практически весь доход направляют на потребление и даже живут в долг.  Чем выше доход домохозяйств, чем больше сберегается. Таким образом, был подтвержден основной психологический закон Кейнса и четвертое правило: о падении МРС по мере роста располагаемого дохода.

Потребление зависит не только от величины располагаемого дохода. Существуют факторы, которые приводят к изменению объема потребления при неизменном располагаемом доходе. К этим факторам относят:

1) изменение размера богатства (прямая зависимость);

2) изменение уровня цен в экономике (обратная зависимость);

3) изменение ожиданий потребителей;

4) изменение величины потребительской задолженности (обратная);

5) изменение налогов (обратная);

Существуют подоходные налоги, величина которых зависит от величины налогооблагаемого дохода. Они приводят к неодинаковым изменениям величины потребления по мере роста дохода, т.к. по мере роста дохода величина налога растет в большей степени.

Существуют автономные налоги, величина которых не зависит от величины дохода. В этом случае кривая потребления сдвигается вниз на величину автономных налогов.

В 50-60 г. ХХ века экономисты, неудовлетворенные теорией Кейнса, начали разработали новые подходы к объяснению данного явления.

Теория относительного дохода

Дьюзенберри утверждал, что потребление индивида в данный момент зависит от его текущего дохода в сравнении с доходами его соседей и его собственными прошлыми доходами. Данная теория означает, что если два субъекта имеют одинаковые доходы, но живут в разных районах, при этом субъект А живет в районе, в котором соседи имеют относительно более высокие доходы, а субъект В живет в районе, где соседи имеют относительно более низкий  доход, то у первого субъекта потребление будет больше. Это связано с тем, что субъект А в своем потреблении будет ориентироваться на доходы соседей, их уровень потребления, стараясь выглядеть не хуже их. Важным моментом этой теории является положение о "демонстрационном эффекте".В тоже время субъект В будет сам являться примером для своих соседей, и поэтому в потреблении он будет ориентироваться на величину своего дохода.

Данная теория подтверждает основные правила Кейнса в краткосрочном и долгосрочном периодах. Однако теория имеет «слабое место», т.к. не применяется в случае резкого роста дохода у субъекта и не может теоретически обосновывать сокращения потребления в период кризиса.

Теория перманентного дохода Фридмена

В 1957 году в своей книге «Теория функции потребления» Милтон Фридман доказал, что концепция Дж. Кейнса, увязывающая текущее потребление с текущим доходом, неизбежно приведет к ошибочному курсу. Вместо этого М. Фридман предложил для объяснения поведения потребителей гипотезу постоянного дохода. Концепция Фридмана дополняла гипотезу жизненного цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, гипотеза постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.

Фридмен вводит понятие перманентного дохода, под которым понимается устойчивый доход, который субъект ожидает получать в течение длительного времени. Перманентный доход определяется всем богатством субъекта, связанным как с его деловыми качествами, так и располагаемыми средствами (акциями, облигациями, недвижимостью). Часть перманентного дохода тратится на потребление. Причем эта величина остается постоянной для всего периода времени, в течение которого субъект предполагает получать данный стабильный перманентный доход. А раз так, то функция потребления по Фридмену схожа с функцией Кузнеца и описывается уравнением:

Однако у каждого субъекта кроме перманентного дохода есть случайные доходы. Они могут объяснить колебания потребления в краткосрочном периоде, но практически не оказывают воздействие на потребление в долгосрочном периоде.

Фактически М. Фридмен, пытаясь опровергнуть теорию потребления Кейнса, пришел к аналогичным выводам, т.к. потребление зависит от величины перманентного дохода; МРС больше нуля, но меньше единицы.

Определенной заслугой Фридмена можно считать то, что, рассматривая доход, он включил в него не только текущие денежные средства, но и элементы реального богатства, воплощенные в ценные бумаги, недвижимость, товары длительного пользования и т.д.,  отразил влияние ожидаемого уровня инфляции.

Вместе с тем Фридмен делает вывод, что попытки государства воздействовать на совокупный спрос за счет увеличения дохода населения не имеет эффекта в виду устойчивости функции потребления.

Теория перманентного дохода Фридмана получила дальнейшее развитие в теориях адаптивных и рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий утверждает, что субъекты ожидают, что в будущем их доходы будут такими же, как и в текущем периоде времени. Поэтому расходы на потребление является постоянной величиной, т.к. субъекты стремятся поддержать потребление на неизменном уровне. Если выяснится, что они ошиблись в своих ожиданиях и доход изменился, то субъекты признают свою ошибку, изменят свои потребительские расходы и в дальнейшем будут ориентироваться на новый уровень дохода и потребления.

Теория рациональных ожиданий утверждает, что потребители владеют полной информацией обо всех процессах, происходящих в экономике, понимают законы, по которым развивается экономика, всегда стремятся максимизировать свое благосостояние на основе этой информации. А раз так, то потребление субъекта будет стабильно, ориентировано на средний доход на протяжении всей жизни. Поэтому в начале своего жизненного пути они занимают деньги, рассчитывая вернуть долг в зрелом возрасте, когда доход увеличится.

Значение теории Фридмана о постоянном доходе трудно переоценить. Большая часть последующих исследований совокупного потребления подтверждает эту теорию. В 1976 году Милтон Фридман был удостоен Нобелевской премии «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории…».

Жизненный цикл (гипотеза жизненного цикла) Ф. Модильяни

 

Франко Модильяни (18.06.1918 - 25.09.2003) -- американский экономист итальянского происхождения.

 

В своей исследовательской работе Ф. Модильяни разрабатывает дальше «потребительскую функцию» Дж. Кейнса. Он предлагает гипотезу «жизненного цикла», которая впоследствии была названа его именем. Основной целью этой гипотезы было стремление объяснить закономерности образования личных сбережений и накоплений.

Итак, рассмотрим гипотезу жизненного цикла Франко Модильяни.

Жизненный цикл Ф. Модильяни отрицает прямую связь между ростом национального дохода и потреблением, вводит понятие фаз экономической жизни (молодость, взрослость, старость), в течение которых соотношение между Y и С складывается по-разному (соответственно C > Y, C < Y, C = Y + S).

Модильяни обратил особое внимание на то, что уровень дохода колеблется на протяжении жизни человека и что сбережения позволяют потребителям перераспределять доход с периодов, когда его уровень высок, на периоды, когда он низок («молодые сберегают, старые тратят»): «Индивидуумы строят уровень своего благосостояния в течение всего начального этапа жизни ради обеспечения себя в старости, а не ради обеспечения детей» («Гипотеза поведения в течение всего жизненного цикла в отношении сбережений», 1960). Такое толкование поведения потребителей заложило основу гипотезы жизненного цикла: индивиды рассматриваются таким образом, как будто они планируют свое поведение в отношении потребления и сбережений на длительные периоды с намерением распределить свое потребление наилучшим образом на весь период жизни.

Гипотеза жизненного цикла рассматривает сбережения как следствия главным образом желаний индивидов обеспечить необходимое потребление в старости.

Функция потребления здесь имеет вид:

C = aWR + cYL,

где WR - реальное богатство, а - предельная склонность к потреблению в отношении богатства, YL - трудовой доход, с - предельная склонность к потреблению трудового дохода. Трудовой доход представляет собой доход, заработанный трудом, в отличие от дохода, получаемого другими факторами производства, такими как рента с земли или прибыль с капитала.

Информация о работе Модели потребления