Модели экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования я полагаю выявить сущность экономического роста и изучить весь спектр взглядов ученых-экономистов на проблему экономического развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Базоаые положения теории экономического роста………………….. 5
1.1 Понятие экономического роста 5
1.2 Факторы экономического роста 7
2. Модели регулирования экономического роста………………………. 9
2.1 Кейнсианская модель 9
2.2 Модель Домара 10
2.3 Модель Харрода 12
2.4 Неоклассические модели 15
2.5 Многофакторная модель 17
2.6 Двухфакторная модель 19
3. Государственное регулирование экономического роста……………. 21
Заключение…………………………………………………………………... 25
Список литературы…………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 195.50 Кб (Скачать)
  • Политика налогов. Эта связь исследована в теории наиболее полно. Налоги не являются нейтральными, искажение поведения, вызванное введением налога, выливается в потери эффективности, и чем выше уровень налогообложения, тем выше такие потери. На рост влияет, тем не менее, не сам уровень налогообложения, а темп его изменения. Другая связь в экзогенных теориях роста лежит в налогообложении накопления факторов производства (особенно капитала). При этом связь отражает лишь аспект статики: уровень налога влияет на уровень выпуска. По-другому дела обстоят в эндогенных теориях роста. Подоходный налог снижает отдачу от сбережений (после уплаты налога), снижая тем самым стимулы для накопления физического капитала. Но эффект этот неочевиден, поскольку неочевидно влияние этого налога на остальные факторы, сотрудничающие с физическим капиталом, например человеческий капитал (предполагая, что эти другие факторы не попадают под налогообложение). В одном случае, предположим, производство человеческого капитала требует только человеческий капитал. Тогда эффект подавления роста налогом на физический капитал полностью вытеснится возросшим накоплением человеческого капитала. По аналогии, предположим, что в производстве человеческого капитала требуется и человеческий, и физический капитал. В этом случае, поскольку вытеснение частично, эффект налога на рост будет негативным. Иными словами, степень влияния на экономический рост налоговой политики зависит от существующих производственных технологий. Следовательно, правительству следует сосредоточить применение механизмов регулирования на стимуляции развития технологии, базой которой всегда являлась сфера НИОКР, которая получает от государства слабую поддержку. По сравнению с развитыми странами, именно в этой области казахстанскому правительству следует принимать самые срочные действия.

       Большое значение имеет структура налогообложения. При одном и том же уровне налогов переключение налогообложения с доходов на потребление делает более привлекательными сбережения и вызывает бум накопления капитала. Среди других эффектов структуры налогов на экономический рост высокие импортные (экспортные) налоги ограничивают возможности экономики погашать и/или развивать новые технологии, ухудшая перспективы роста.

       Предоставление  налоговых льгот сомнительно  улучшает рост, за исключением целевых льгот. Но даже в случае целевых льгот неизбежно возникают проблемы с политэкономическими издержками, поскольку любые льготы поощряют иждивенческое поведение, коррупцию и создание групп специальных интересов.

  • Политика расходов. Любой уровень государственных расходов предполагает поглощение реальных ресурсов, которые в противном случае могли бы быть доступными частному сектору. Чистый эффект вытеснения зависит от относительной предельной производительности государственного и частного секторов. Поскольку общепризнанно, что частный сектор (за исключением внешних эффектов и производства общественных благ) более производителен, то чем выше уровень госрасходов, тем выше неэффективность и ниже уровень выпуска. Для влияния на рост имеет значение темп изменения уровня госрасходов.

       Неоднократно  подтверждавшаяся зависимость между  госрасходами на образование и темпом роста интерпретируется как:

  • улучшение человеческого капитала;
  • повышение способности страны к поглощению из-за рубежа и изобретением новых технологий.
  • Бюджетная политика. Результаты эмпирических исследований показывают негативную связь между ростом и госдефицитом. Если предположить, что финансирование дефицита деньгами невозможно, то в условиях динамической эффективности (если процентная ставка выше темпа роста, или, иначе говоря, не происходит перенакопления капитала) правительство должно быть платежеспособным для проведения программ, то есть все виды задолженности правительства должны постоянно устраняться и у правительства должны быть накоплены в приведенном к настоящему времени профициты бюджета.

       Значение  устойчивости политики для роста двояко. Если текущая политика несостоятельна, то либо должны быть пересмотрены (налоговый и/или расходный) режимы, либо должно возобновить финансирование деньгами. Первое приводит к неопределенности режима и замедлению роста. Финансирование деньгами ведет к инфляции, ставя вопросы о возможном влиянии инфляции на рост. Влияние инфляции на рост и в экзогенных, и в эндогенных моделях роста зависит от спецификации моделей. Эмпирически установлено, что существует устойчивая отрицательная корреляция между высокой инфляцией и экономическим ростом .Соответственно, государству следует продолжать антиинфляционную политику.

       Для Казахстана ключевой вопрос сегодня – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров".

       В этой связи встает вопрос о развитии системы негосударственного высшего  образования, разработке новых механизмов его финансирования. Негосударственные  ВУЗы превратились в сферу оборота средств обучающихся и зарабатывания денег. Первоначальные накопления капитала переместилось в сферу образования. Уровень подготовки специалистов падает.

       Безусловно, в экономике должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура общества. Уже сегодня с трудом, но возникают новые ее элементы – биржи, страховые компании, инвестиционные фонды, акционерные общества, малые предприятия, создается новый механизм функционирования экономики. Все эти процессы требуют профессионалов во всех сферах национальной экономики.

       Должно  целенаправленно осуществляться формирование среднего класса в обществе. Вот  почему государству необходимо проводить  политику в области образования, направленную на подготовку как специалистов-управленцев, так и специалистов, не только обеспечивающих имеющиеся новые технологии, которые будут являться базовыми в ХХI веке, но и создающих принципиально новые их типы. Причем приоритет в подготовке должен отдаваться последним.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

      Экономический рост — феномен намного более сложный, чем спад или депрессия. Он имеет свою структуру, факторы, источники, последствия. Нет роста вообще. Реально существуют его конкретные виды, выделение которых возможно по разным классификационным признакам. Например, по темпам увеличения главных экономических показателей (ВВП, ВВП на душу населения, эффективность производства и т. д.) различают медленный, бурный и устойчивый экономический рост; по степени использования экономических ресурсов — экстенсивный и интенсивный рост; по характеру взаимодействия национальной и мировой экономики—экспорторасширяющий, импортированный, импортозамещающий, разоряющий рост; по отношению к действующему законодательству—легальный, теневой и криминальный рост и др.

       Основные  современные модели экономического роста, как и любые модели представляют собой абстрактное, упрощенное выражение реального экономического процесса в форме уравнений или графиков. Целый ряд допущений, предваряющих каждую модель, уже изначально отодвигает результат от реальных процессов, но, тем не менее, дает возможность проанализировать отдельные стороны и закономерности такого сложного явления как экономический рост.

        Современный экономический  рост — системообразующий и неравномерный процесс. Но его стратегический первоисточник, истоки следует искать не столько в лабиринтах мирового рынка, сколько в ядре саморазвития национальной экономики. Это ядро представляет собой особое интегративно-инновационное образование, единый и противоречивый сплав наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

       Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании  инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима – именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны. С учетом мировых тенденций, следуя интеграции с Россией, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики. Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

  1. Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов – М.: Бек, 1997.
  2. Государственно регулирование экономики: Курс лекций / Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова и др. Под общ. ред. Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО №Мисанта", 1996. – 360 с.
  3. Казахстан на пути к новой модели развития: тенденции, потенциал и императивы роста. Ч.1. – Алматы.-2001.   
  4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М.: Юрист, 1997.
  5. Баркалов И.Б. Производственные функции и модели экономического роста. — М., 1981.
  6. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда, 11 октября, 1997.
  7. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии // Казахстанская правда, 1 марта 2006 года.
  8. Стратегия развития Казахстана до 2030 года. Материалы конференции. -Алматы: Казак университеты, 1997.
  9. Материал из Википедии- независимой энциклопедии- wikipedia.org
  10. Чепурин М. Н. Курс экономической теории. - Киров: 1995
  11. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана: Стратегия "Казахстан-2030" на Новом этапе развития Казахстана. 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики (Астана, 28 февраля 2007 года)

Информация о работе Модели экономического роста