Многообразие рыночных структур и характеристика отдельных моделей рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

      2.3. Олигополия

 

      Олигополия  – наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение в производстве и сбыте какого-либо товара

      Олигополия  характерна для таких российских отраслей, как производство стали и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. Например, в судостроительной отрасли России занято около 1 млн. работников на 40 предприятиях, из них 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае.

      Олигополистический  рынок сочетает элементы конкуренции  и монополии. Хотя существование нескольких олигополий в отрасли вроде бы сохраняет конкуренцию, но между предприятиями легко возникает сговор.

      Формы сговора разноо6разны, иногда это  делается 6ез составления какой-либо документации. Например, лидерство  в ценах возникает как бы стихийно. Форма конкуренции между олигополиями чаще всего неценовая. Использование ценовой конкуренции могло 6ы сегодня привести лишь ко взаимному разорению, и всё же конкуренция сохраняется в иных формах. Это повышение качества, улучшение обслуживания, освоение новой технологии.

      Немногочисленность  фирм означает, что каждая из них  обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В таких условиях фирмы оказываются зависимыми и конкуренция между ними чревата серьезными неприятностями. Если одна из фирм увеличивает предложение товаров на рынке, то цена соответственно уменьшится, что отразится на доходах других фирм - олигополистов.

      Сбивая  цены на рынке, фирмы могут вести  настоящие ценовые войны, но чаще конкуренция регулируют взаимными  соглашениями. Вхождение новых фирм в отрасль с олигополией очень  затруднено. Количество субъектов олигополии зависит от концентрации продаж в руках той или иной фирмы и может быть разным.

      К олигополистическим структурам рынка  можно отнести такие рынки, на которых сосредоточивается от 2 («дуополия») до 24 продавцов (условно), с числа 25 идет отсчет структур монополистической конкуренции. Олигополия может быть жесткой (на рынке господствуют 2-3 фирмы) и расплывчатой (6 и более фирм делят 70-80% рынка).

      По  концентрации продавцов предлагаемой продукции олигополии делятся на плотные (2-8 продавцов) и разреженные (более 8 хозяйствующих субъектов). При плотной олигополии возможны различного рода сговоры, при разреженной олигополии это практически невозможно.

      Исходя  из характера предлагаемой продукции  олигополии можно разделить на ординарные и дифференцированные. Ординарные связаны с производством и предложением стандартных продуктов (сталь, цветные металлы, строительные материалы), вторые формируются на основе выпуска многообразного ассортимента продукции и характерны для отраслей, где есть возможность дифференцировать производство предлагаемых товаров и услуг.

            Причинами становления  олигополии являются:

  1. возможность в некоторых отраслях эффективного производства только на крупных предприятиях;
  2. владение патентами и контроль над сырьем;
  3. поглощение слабых фирм более сильными на основе финансовых операций, направленных на приобретение предприятия полностью или частично путем скупки контрольного пакета;
  4. эффект слияния, имеющего добровольный характер, при котором новая фирма может добиться ряда преимуществ: возможности контролировать рынок, цену, закупать сырье по более низким ценам;
  5. научно-технический прогресс, с которым связано расширение производства с целью реализации эффекта масштаба.

Информация о работе Многообразие рыночных структур и характеристика отдельных моделей рынка