Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 17:35, курсовая работа
Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. На протяжения столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.
Введение
Самая старая форма международных
отношений - это международная торговля.
На протяжения столетий внешняя торговля
была и есть основа международных
экономических отношений, так как
рост мирохозяйственных связей ускорил
процесс формирования международного
разделения труда, что соединяет
все страны в единое хозяйственное
целое. А это свидетельствует, что
интернационализация
Требования увеличения объема
российского экспорта и улучшения
его структуры вызывают необходимость
укреплять экспортную базу страны,
повышать конкурентоспособность
Таким образом, целью моей курсовой работы является определение роли России на мировом рынке. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи: определение динамики и товарной структуры внешней торговли, обозначит позиции России на мировом рынке сырьевых товаров и на рынке услуг; определение проблем и перспектив участия России в мировой торговле.
1. Место и роль России на мировом рынке
1.1 Динамика и
товарная структура внешней
Благоприятная ценовая конъюнктура
на внешних рынках способствовала существенному
росту экспорта товаров. Значительное
повышение контрактных цен
Высокими темпами росли как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла быстрее, так как улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта.
В то же время, импорт наращивался в основном за счет роста физических объемов, под влиянием роста доходов в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым фактором.
Экспорт товаров, в 2011 году составил 354,4 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 16,8% (в 2009 году на 24,5 процента). Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2010 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2010г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции машиностроения и продукции химической промышленности.
Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России в 2011 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы роста экспорта в страны СНГ, значительно опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%).
Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2011 г. показывает, что наибольшими темпами рос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы – пшеницы. Удельный вес основной экспортной группы – топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.
Высокими темпами
Импорт товаров в 2011 году составил 223,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2009 годом на 36% (в 2006 году – на 31,3%). Доля стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме импорта России в 2011 году увеличилась с 85,1% до 84,8%, стран СНГ уменьшилась с 14,9% до 14,2 процента.
Основными факторами, обеспечивающими
рост импорта, являлись высокие темпы
роста российской экономики, рост доходов
населения, продолжающееся укрепление
рубля. Наблюдалось увеличение физических
объемов ввозимой продукции, а также
повышение контрактных цен на
отдельные импортируемые
Таким образом, в заключение можно сделать ряд следующих важных выводов.
В течение последних двух лет (2010-2011 гг.) прослеживается тенденция к увеличению объемов импорта в условиях укрепления реального курса рубля и недостаточной конкурентоспособности российских товаров.
В структуре российского импорта в январе-ноябре 2011 г. по сравнению с январем-ноябрем 2010 г. увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них, текстиля, текстильных изделий и обуви. Снизилась доля продукции химической промышленности и каучука, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, минеральных продуктов.
Наиболее динамично развивался импорт машин, оборудования и транспортных средств, рост по данной группе товаров был стимулирован усилением в стране инвестиционной активности, а также отменой импортных пошлин на технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации.1
Сальдо торгового баланса в 2011 году составило, по оценке, 130,9 млрд. долларов США и снизилось по сравнению с 2009 годом на 9,4 процента.
В течение всего 2011 года сохранялась тенденция к сокращению экспорта и росту импорта, что предопределило уменьшение торгового баланса 8,4 млрд. долларов США.
______________________________
1Оболенский В.П. Перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России // Проблемы прогнозирования, 2007 – № 6.
Сокращение сальдо торгового баланса произошло за счет опережающих темпов роста импорта над темпами роста экспорта. При этом со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса снизилось на 9,2%, со странами СНГ – увеличилось на 13,9 процента.
Увеличивается количество стран, с которыми Россия имеет отрицательный баланс по вывозимым и ввозимым товарам. Если в 2009 году их было 20, а доля товарооборота с этими странами в общем товарообороте России составила 9,1%, то 2011 году их количество увеличилось до 26, а доля в общем товарообороте России – 32,8 процента.
Развитие внешней торговли в 2010 году и в 2011 году наглядно продемонстрировало принципиальные отличия, в механизмах формирования динамики экспорта и импорта. В текущих экономических условиях, когда загрузка производственных мощностей по выпуску основных топливно-энергетических и сырьевых товаров близка к максимальной, а спрос на внутреннем рынке продолжает расширяться, рост стоимостного объема экспорта определяется главным образом состоянием мировой конъюнктуры товарных рынков.
1.2 Место России
в международной торговле
Сегодня Россия, обладающая значительным ресурсно-сырьевым комплексом, а также наличием мощностей по добыче и переработке минерального сырья, играет большую роль в их поставках на внешние рынки.
Например, на мировой сырьевой рынок поставляется: палладия -70% от общего объема, платины - 20%. Нефтегазовая отрасль России обеспечивает около 45% экспорта, 60% валютных поступлений и примерно 20% ВВП.
Доля России в мировой добыче (производстве) и разведанных запасах основных видов минерального сырья (в процентах) особенно значительна по природному газу (29% - добыча, 33% - промышленные запасы); никелю (25 и 14% соответственно); ванадию (30 и 50); вольфраму (10 и 11); металлам платиновой группы (30 и 10); железной руде (8 и 28); промышленным алмазам (15 и 12%).
В условиях кризисного состояния экономики России, особенно в обрабатывающих отраслях, поставки продукции на экспорт способствуют поддержанию загрузки мощностей базовых отраслей промышленности - добычи и переработки нефти и газа, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса, а также сохранению рабочих мест на указанных предприятиях. Если учесть, что названные производства имеют очень высокий уровень концентрации по территории страны, то экспорт их продукции способствует обеспечению жизнеспособности не только отдельных отраслей и предприятий, но и целых регионов России.2
Таким образом, экспортный потенциал добывающих и перерабатывающих отраслей приобретает роль важнейшего стабилизирующего фактора в постдефолтных условиях развития экономики, а также выступает практически основным источником валютных поступлений в федеральный бюджет.
Одна из основных проблем
реформируемой России состоит в
поиске своего места в мировой
хозяйственной системе, попытках позиционироваться
на внешних рынках в качестве страны,
способной включиться в международную
конкуренцию в товарных нишах, которые
заняты в настоящее время
______________________________
2Батманова, Е.С., Томилов П.С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е.С. Батманова, П.С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2009.- 111с.
Россия интегрируется в глобальный рынок на весьма неблагоприятных условиях. Ее доля в мировом ВВП, при удельном весе численности россиян в населении мира в 3%, упала до 2%, а в мировых торговых и финансовых отношениях - еще ниже. Сокращается доля РФ в мировой торговле.
В настоящее время рейтинг
РФ как субъекта мирохозяйственных
связей продолжает снижаться, а степень
зависимости ее экономики от мирового
рынка постоянно возрастает. По каналам
экспорта на мировой рынок поступает
от 20 до 90% национального производства
сырьевых товаров и полуфабрикатов.
В первые годы рыночных реформ динамика
внешней торговли еще поддерживалась
быстрым наращиванием вывоза продукции
ТЭК и других базовых отраслей,
не востребованной внутренним рынком,
что обеспечивало шаткое равновесие
в экономике и позволяло за
счет валютных и финансовых доходов
решать острые хозяйственные проблемы.
Неудовлетворительна и
Экономика России, обладая крупными сырьевыми, производственными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами, а также потенциально емким внутренним рынком, вполне самодостаточна для развития с опорой на собственные силы. Основа другого подхода - иностранные инвестиции и кредиты, привлечение мощных зарубежных ТНК, которые обеспечат не только необходимую финансовую поддержку, но и новейшие технологии, привнесут передовые методы маркетинга и менеджмента. Нам представляется, что оба подхода страдают некоторыми упрощениями и неадекватны сложнейшим условиям глобализирующейся мировой экономики.
Возрождение реального сектора российской экономики в этих условиях, по мнению многих специалистов, может быть осуществлено посредством расширения и укрепления экономических, научно-технических, культурных связей с мировым сообществом, максимального использования в своих интересах тех новых маркетинговых возможностей, которые открываются процессами глобализации, в первую очередь в тех российских регионах, которые привлекательны для иностранных предпринимателей высоким уровнем своего экономического, в частности экспортного, потенциала.
2. Проблемы и перспективы участия России на мировом рынке