Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 17:43, контрольная работа
Подтверждением этого стало формирование Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. 6 января 1995 г. подписано соглашение о ТС между РФ и Белоруссией, 20 января 1995 г. к нему присоединился Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизия. Развернулась работа по созданию ТС, предусматривающего полное снятие ограничений во взаимной торговле, единые торговый режим и таможенный тариф, а также согласованные меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Введение 2
1. Плюсы и минусы 3
2. Первые успехи и трудности 6
3. Какой должна быть позиция России 9
4. Таможенный союз: планы и реалии в 2010 году 12
Заключение 15
Литература 17
Имеется
и ряд других препятствий, осложняющих
формирование ТС. До сих пор не создана
эффективная система
Какую же позицию в отношении ТС должна занимать Россия в нынешних условиях, когда отчетливо выявились как успехи и достижения, так и серьезные проблемы, связанные с его формированием? В последнее время оформились два крайних подхода к этому вопросу.
Сторонники первого из них (в основном либералы-монетаристы) считают, что ТС в его теперешнем состоянии фактически является обузой для РФ, и предлагают подождать с его формированием по крайней мере до тех пор, пока страны-партнеры не сблизятся с Россией по основным экономическим параметрам.
Приверженцы второго подхода (в частности, представители обрабатывающей промышленности), наоборот, выступают за формирование ТС быстрыми темпами.
Пока верх одерживает второй подход, подтверждением чего является зафиксированное в договоре от 29 марта 1996 г. намерение ускорить создание ТС.
Ни
один из этих подходов, на мой взгляд,
нельзя считать рациональным, хотя
в общем плане признание
Представляется, что Россия вряд ли должна стремиться к завершению формирования ТС в сжатые сроки, да это и нереально, учитывая опыт последних двух лет. Сначала целесообразно создать хотя бы минимально необходимые экономические и институционально-правовые предпосылки (синхронизация хода реформ, сближение систем хозяйствования, национальных экономических законодательств и т.д.), причем Россия могла бы более настойчиво добиваться этого от своих партнеров (разумеется, и сама она должна действовать в этом направлении).3
В то же время различия между РФ и ее партнерами не являются непреодолимым препятствием на пути формирования ТС и развития интеграционного процесса в целом. Более того, сам этот процесс в значительной мере способствует преодолению этих различий. Так, например, полное снятие ограничений во взаимной торговле РФ и Белоруссии в рамках ТС, облегчая доступ на белорусский рынок российских предпринимательских структур, как бы “подталкивает” Белоруссию к углублению реформ. Поэтому для России важно сохранить и упрочить достигнутые позитивные результаты в создании ТС.
В
краткосрочном плане
В последнее время обсуждается вопрос о возможности присоединения к ТС новых членов, в частности Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана. Однако, на мой взгляд, они пока не готовы к этому, учитывая их нынешнее экономическое и военно-политическое положение. В данном вопросе наиболее целесообразной для РФ представляется следующая позиция: рассматривая такое присоединение как в принципе возможное и желательное, не форсировать пока этот процесс и добиваться от стран-претендентов создания необходимых экономических, правовых и политических предпосылок, что, очевидно, займет несколько лет.
Экономические союзы разных стран давно уже происходят в мире, механизм объединения в такие союзы отработан годами и приносит действенные выгоды их участникам. Например, Центральноамериканский общий рынок с 1961 г., Арабский общий рынок с 1964 г., Ассоциация Европейских стран с Турцией с 1963 г. и многие другие.
После распада СССР, а затем и СНГ в северо-восточном регионе впервые создается такой мощности альянс – это Таможенный союз трех государств: Белоруссии, России и Казахстана. До середины 2010 года участники планируют создать единую таможенную территорию. К 2012 году должен возникнуть единый экономический рынок, сулящий выгоды всем трем участникам. Пожелание присоединиться к Таможенному союзу выразили также Таджикистан и Киргизия. Игорь Шувалов, вице-премьер РФ видит также в Таможенном союзе создание общей валюты помимо национальных, которая стала бы резервной для стран-участниц.
. В чем же выгоды данного объединения стран, рассмотрим подробнее. Эксперты, прогнозирующие стабильное развитие отношений между странами – участниками приводят такие доводы:
Таможенный союз подразумевает под собой введение единого таможенного тарифа и упразднение пошлин и границ между государствами, появление общего экономического рынка. Планируется, что это будет существенно влиять на рост эффективности экономики стран и позволит ежегодно увеличивать ВВП стран на 1-2 % в год. С образованием Таможенного союза вырисовывается обобщенная экономика стран с совокупным ВВП в 2 триллиона долларов, товарооборотом в 900 миллиардов и увеличением ВВП на 15 % к 2015 году. Общий рынок будут составлять почти 180 миллионов человек.
Подводные камни или недостатки Таможенного союза. Многие страны, особенно с антироссийской ориентацией, бояться до сих пор любого объединения с Россией, им кажется призрак СССР или СНГ в этих альянсах, к чему они не хотели бы возвращаться, так как единое экономическое пространство в конечном итоге приводит к единой системе управления, единому центральному банку и сосредоточению власти в едином аппарате. Что существенно ограничит возможности национальной власти, а добровольно отдать эти нити не захочет никто. Представители крупных бизнес-структур стран СНГ также против создания Таможенного союза, так как считают, что его создание в большей мере выгодно России.
Единые таможенные пошлины взяты с российских пошлин, российский экспорт больше чем белорусский и казахский, что опять же дает преимущество России. Снизится прибыль у нефтедобывающих компаний Казахстана, так как они работали без этих пошлин. Ускоренное создание Таможенного союза предопределило ряд скоропалительных ошибок, от которых понесли убытки страны, при этом еще много деклараций по таможенным пошлинам не принято. Разница НДС внутри стран, например российским бизнесменам выгоднее будет оформлять товар в Казахстане, так там НДС меньше. Возможен наплыв дешевой китайской продукции через Киргизию или Казахстан, с которой не смогут конкурировать товары Белоруссии и России. Рост преступности и многие другие причины, стоящие на пути создания динамического развития Таможенного союза.
Отказ Украины ставит ее в тяжелое положение, так как с одной стороны есть Евросоюз, а с другой образовывается другой торговый гигант, что приведет к резкому осложнению бизнеса внутри страны. Так как Украинская экономика неразрывно связана с Российской – металлургии нужен газ, а производителям – рынок сбыта – то при образовании Таможенного союза возможна потеря данных связей. Внутри Таможенного союза могут образоваться замкнутые технологические звенья, не требующие внешних поставок или рынка сбыта.
Торговые
отношения с Беларусью и
При этом Украина будет стремиться не вступать в Таможенный союз, но пользоваться частью прерогатив этого экономического объединения, так сказать лавировать между двумя крупными гигантами – ЕС и ТС, сотрудничая с ними в рамках тех пунктов, которые не противоречат заключенным международным правовым договорам. Конечно, эффективен ли будет Таможенный союз или останется только на бумаге, покажет время и действия стран-участников.
В заключение хотелось бы отметить, что взвешенная, сбалансированная позиция России, исключающая как необоснованное забегание вперед, так и искусственное сдерживание объективно назревших процессов в сфере взаимных экономических отношений, может стать решающим фактором успешного развития ТС и обеспечить соблюдение и защиту интересов России в отношениях со странами-партнерами.
Исторически динамика государственного регулирования степени открытости или закрытости экономики (таможенная политика) движется от свободной торговли к протекционизму и наоборот. Однако, как известно, протекционистские барьеры эффективны в краткосрочном периоде, они создают временный эффект, приводящий затем к существенным провалам, будь то таможенная политика, экспорт и импорт товаров, инвестиции.
В
настоящее время сложилось
-
селективный протекционизм –
направлен против отдельных
-
отраслевой протекционизм –
- коллективный протекционизм – проводится союзами некоторых государств в отношении стран, в них не входящих;
-
скрытый протекционизм –
Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные (основаны на использовании тарифов) и нетарифные (все остальные методы). Нетарифные методы государственного регулирования выключают количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости ограничить импорт или форсировать экспорт.
Важная роль в защите национальных интересов отечественных товаропроизводителей принадлежит таможенным органам, которым эта задача вменена в обязанность действующим законодательством. Значительную роль в степени эффективности деятельности таможенных органов играет уровень сложности и разветвленности таможенной структуры, а также степень совершенства законодательной базы: чем органичнее структурирован аппарат таможенного регулирования и проще механизмы исполнения правовых норм, тем более эффективна работа таможни. Однако в нестабильных условиях достичь такого уровня деятельности таможенных органов практически невозможно, прежде всего, ввиду несформированности законодательства и недействующих механизмов обеспечения правовых норм.
Таким образом, в роли институционального обеспечения таможенной политики выступает Государственный таможенный комитет: именно им осуществляется протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины; меры тарифного и нетарифного регулирования. Доводы в пользу свободной торговли основаны на экономическом анализе, демонстрирующем ее выгоды как для каждой из сторон, так и для всего мирового хозяйства.