Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:48, курсовая работа
Предметом исследования является определение значимости издержек производства, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об издержках производства для принятия краткосрочных управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции..
Введение 3
1. Экономическая природа издержек производства
1.1. Понятие и содержание издержек производства 5
1.2. Классификация издержек 9
2. Виды издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
2.1. Краткосрочный и долгосрочный периоды 12
2.2. Издержки производства в краткосрочном периоде 13
2.3. Издержки производства в долгосрочном периоде 20
3. Минимизация издержек производства 27
Заключение 32
Список литературы
Содержание
Введение
1. Экономическая природа издержек производства
1.1.
Понятие и содержание издержек производства
1.2.
Классификация издержек
2. Виды издержек производства в краткосрочном и долгосрочном периодах
2.1. Краткосрочный и долгосрочный периоды 12
2.2.
Издержки производства в краткосрочном
периоде
2.3.
Издержки производства в долгосрочном
периоде
3.
Минимизация издержек
Заключение
Список
литературы
Введение
Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода). Добиваясь реализации этой цели, которая является локальной для каждой отдельной фирмы, множество их, как хозяйственных ячеек экономики государства, обеспечивают достижения общей цели – удовлетворение материальных и духовных потребностей всех категорий граждан страны.
Проблема издержек занимает центральное место в рыночной экономике, так как в зависимости от них определяется конкурентное предложение на рынке. Имея ясное представление об издержках, можно найти методы, с помощью которых можно сократить или уменьшить издержки, а тем самым добиться наибольшей отдачи от ресурсов и материалов, оборудования и рабочей силы. Под издержками подразумеваются все расходы, или затраты, на производство определенного объема продукции. Обращаясь к энциклопедическому словарю по экономике можно выделить общее понятие издержек производства. Итак, издержки производства – это совокупность затрат материальных средств (сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и др.) и необходимость труда (труда, затрачиваемого на производство товара), показывающих, во что обходится производство и реализация продукции на данном предприятии. В денежном выражении они представляют собой себестоимость продукции, текущие затраты предприятия. Их размерами определяется минимальная цена товара, в то время как максимальная - спросом. Предприятие (компания, фирма) стремится назначить за товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. Издержки – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму. Издержками называют денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.
Уровень издержек производства оказывает определяющее воздействие на размер прибыли и на возможность расширения производства, а также на то, останется ли фирма на рынке или будет вынуждена его покинуть. В этом и проявляется актуальность темы курсовой работы. В ней раскрывается значение факторов, определяющих политику фирмы по повышению доходности, а, следовательно, и снижению издержек, то есть затрат фирмы.
Актуальность определила цель исследования данной курсовой работы –исследовать сущность и виды издержек производства, их структуру и минимизацию, а также проанализировать вопросы, связанные с формированием и регулированием издержек в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Предметом исследования является определение значимости издержек производства, совокупность теоретических, методологических и практических вопросов по использованию информации об издержках производства для принятия краткосрочных управленческих решений с целью повышения эффективности деятельности предприятия и выбора реальных способов выживания его в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Объектом курсовой работы является целостная экономическая система регулирования издержками.
Поставленная
в работе цель исследования предопределила
необходимость решения
Представленная
курсовая работа состоит из введения,
трех глав, делящихся в свою очередь на
параграфы, заключения и списка литературы.
1.1. Понятие и содержание издержек производства
Каждое предприятие, фирма, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить. Прибыль предприятия, фирмы зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело – затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называемых «издержками производства»1. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве. Что же понимается под издержками производства, прибылью и валовым доходом?
В общем виде издержки
В издержки производства и реализации продукции включаются затраты, связанные с:
непосредственным производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
использованием природного сырья;
подготовкой и освоением производства;
совершенствованием технологии и организации производства, а также улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств (затраты некапитального характера);
изобретательством
и рационализацией, проведением
опытно-экспериментальных
обслуживанием производственного процесса: обеспечением производства сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом и другими средствами и предметами труда, поддержанием основных производственных фондов в рабочем состоянии, выполнением санитарно-гигиенических требований;
обеспечением нормальных условий труда и техники безопасности;
управлением производством: содержанием работников аппарата управления предприятия, фирмы и их структурных подразделений, командировками, содержанием и обслуживанием технических средств управления, оплатой консультационных, информационных и аудиторских услуг, представительскими расходами, связанными с коммерческой деятельностью предприятий, фирм и т.п.;
подготовкой и переподготовкой кадров;
отчислением
на государственное и
отчислением по обязательному медицинскому страхованию и др.
Конкретный состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).
Существует два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. И бухгалтеры, и экономисты согласны с тем, что издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. В финансовых отчетах фирмы зафиксированы фактические («явные») затраты, которые представляют собой денежные расходы на оплату используемых производственных ресурсов (сырье, материалы, амортизация, труд и т. д.). Однако экономисты, кроме явных, учитывают и «неявные» затраты. Поясним это на следующем примере.
Предположим, что в производство продукции фирма вкладывает заемный капитал, который она взяла в банке; тогда в издержки включались бы и средства на погашение банковского процента. Следовательно, при условии, что вкладывается привлеченный капитал, из дохода фирмы необходимо исключить неявные затраты в размере банковского процента.
Однако
даже понятие «неявные затраты» не
дает полного представления об истинных
затратах на производство. Это объясняется
тем, что из множества возможных
вариантов использования
Так, например, увлекаясь телевизором, вы упускаете возможность прочесть книгу, поступив в институт, мы теряем возможность получения заработной платы, если бы занимались той или иной работой.
Поэтому, принимая то или иное производственное решение и оценивая действительные затраты, экономисты рассматривают их как затраты упущенных (утраченных) возможностей.
Под
«издержками упущенных
Обратимся к примеру. Допустим, некий предприниматель, работая в собственной фирме ИЧП «Эдельвейс» по 10-12 часов ежедневно, получает годовую прибыль в 6 млн. руб. С бухгалтерской точки зрения, это ИЧП относится к прибыльным предприятиям. Однако экономист исходит из того, что труд предпринимателя рассматривается как производственная затрата. И хотя наш предприниматель не выплачивает себе зарплату, получая доход, его трудовая деятельность может быть оценена зарплатой в размере 8 млн. рублей, которую он получил бы за год, работая в другой фирме по найму. Подсчитав действительную прибыль, приходим к выводу, что ИЧП убыточно (6 млн. руб. - 8 млн. руб. = -2 млн. руб.) для своего владельца.
Другой пример. АО «Сантехника» инвестировала 300 млн. руб. в производство кранов-смесителей; по данным финансового отчета, чистая прибыль составила 35 млн. руб. Но если бы эти 300 млн. руб. были инвестированы в производство мебели, то АО могло бы получить 67 млн. руб. чистой прибыли.
Какова же прибыль АО «Сантехника» с точки зрения бухгалтера? 35 млн. руб. А вот с точки зрения экономиста очевиден убыток в 32 млн. руб. (67—35). Таким образом, затраты упущенных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме факторы производства, если бы они были более выгодно использованы в альтернативных вариантах.
Подведём итог всему выше сказанному.
Издержки фирмы в любой период равны стоимости ресурсов, использованных для производства реализованных в течение этого периода товаров и услуг. Прибыль предприятия, зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Здесь, цена изменяется под воздействием законов рыночного ценообразования, а издержки могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов.
Так
же нужно отметить, что конкретный состав
затрат, которые могут быть отнесены на
издержки производства, регулируются
законодательно практически во всех странах.
1.2. Классификация издержек
С точки зрения отдельного предпринимателя (фирмы) выделяют индивидуальные издержки производства, представляющие собой затраты конкретного хозяйствующего субъекта. Затраты, понесенные на производство определённого объёма какой-то продукции, с точки зрения всей национальной экономики есть общественные издержки. Кроме непосредственных затрат на производство какого-либо ассортимента продукции, они включают в себя затраты на охрану окружающей среды, подготовку квалифицированной рабочей силы, проведение фундаментальных НИОКР и иные затраты.
Различают издержки производства и издержки обращения. Производственные издержки - это издержки, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Издержки обращения - это издержки, связанные с реализацией произведенной продукции. Они подразделяются на дополнительные и чистые издержки обращения. Первые включают в себя расходы на доведение произведенной продукции до непосредственного потребителя (хранение, расфасовка, упаковка, транспортировка продукции), увеличивающие конечную стоимость товара; вторые - расходы, связанные со сменой формы стоимости в процессе купли-продажи, превращением её из товарной в денежную (оплата труда торговых работников, расходы на рекламу и т.п.), не образующие новой стоимости и вычитаемые из стоимости товара.