Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 15:49, реферат
Социальными институтами, занимающимися проблемами миграции в современной России, являются различные службы, находящиеся или в ведении правительства, такие как: Федеральная служба по труду и занятости, подведомственная министерству здравоохранения и социального развития или подконтрольные президенту, например Миграционная служба в составе министерства внутренних дел и ряд других.
Курсовая работа: Миграционные потоки в России
Название: Миграционные потоки
в России |
Введение Начиная с 90-х годов двадцатого столетия, в России отмечается кризисное состояние в экономике, международных отношениях, политических и социальных институтах. Кроме того, в целом ряде регионов страны происходят экономические и техногенные катастрофы, вспыхивают военные действия, приводящие к увеличению численности переселенцев и беженцев, возникновению национальной напряжённости в стране, обострению экономических проблем и стрессовых ситуаций, ухудшению криминогенной обстановки в целом ряде регионов России. Массовые перемещения российских граждан спровоцированы распадом Советского Союза и «падением железного занавеса». Эти процессы обусловлены, прежде всего, экономическими причинами. Эмигранты из России отправляются на заработки практически во все страны мира, а в Россию прибывают, главным образом, из стран бывшего СССР. В настоящее время страны мира можно распределить по трём категориям: · Страны посылающие миграцию ресурсов; · Страны принимающие мигрантов; · Страны участвующие в обоих вариантах. Социальными институтами, занимающимися проблемами миграции в современной России, являются различные службы, находящиеся или в ведении правительства, такие как: Федеральная служба по труду и занятости, подведомственная министерству здравоохранения и социального развития или подконтрольные президенту, например Миграционная служба в составе министерства внутренних дел и ряд других.
1. Основные понятия и виды миграции населения Важнейшим фактором, отражающим
занятость различных социально- Мобильность населения обусловлена,
прежде всего, потребностью экономики
в труде определенного Выделяют социально- Первая представляет собой процесс изменения содержания трудовой деятельности под воздействием разнообразных социально-экономических причин и, прежде всего, развития науки, технических особенностей внедрения НТП в экономику. Этот вид мобильности непосредственно связан с текучестью рабочей силы. Второй вид мобильности – выделена территориальная мобильность, или миграция. Этот вид мобильности – характерное явление современного состояния российского общества. Он определяет состояние занятости на рынке труда, уровень безработицы, лежит в основе целого ряда проблем нашей действительности, а в настоящее время он приобрел значительные масштабы. Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, вызываемое изменениями в политической, экономической, социальной сферах, изменениями в развитии и размещении производства, условиях существования людей, а также экономическими бедствиями и различными политическими причинами. С миграцией населения, и в том числе рабочей силы, связаны процессы заселения и хозяйственного освоения земель, развития производительных сил общества, образования и смешения рас, языков и народов. Современное состояние миграции в России связано с общественными переменами последних десяти – пятнадцати лет, которые коренным образом изменили политическую и социальную ситуацию на территории Российской Федерации. Россия переживала в этот период настоящий миграционный бум. В разные периоды времени многие развитые страны также испытали на себе высокую степень интенсивности миграции населения, однако в отличие от них наша страна столкнулась с высокой степенью интенсивности миграционных потоков в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии. Расширение миграционных
потоков привело к В определении миграции используют два подхода: первый «весьма широкий и общий» трактует миграцию как пространственное перемещение рабочей силы, второй – (более узкий, специальный) ограничивает миграцию определенными рамками пространственного движения населения. Последний в большей степени отвечает первоначальному смыслу слова migratio (от латинского «перемещение, «передвижение») и определяет миграцию как перемещение, переселение населения из одних населенных пунктов в другие, связанное с переменой места проживания людей. Следует отметить, что современное значение миграции, по мнению многих исследователей, значительно шире. Так, в работе Д.И. Валентея и А.Я. Кваши и др. выделяется четыре позиции в трактовании миграции населения: – согласно наиболее расширительной трактовке, к миграции относят все виды движения населения, имеющие общественную значимость. Сюда включают не только пространственные перемещения, но и текучесть кадров, их движение внутри предприятия, социальные перемещения и т.д. Анализируя такой подход,
следует отметить, что отраслевое,
профессиональное и другие виды движения
населения действительно – все многообразие пространственного движения населения независимо от его характера и целей. Сюда относятся переезды из одних населенных пунктов в другие, ежедневные поездки на работу или учебу как внутри тех или иных населенных мест, так и за их пределы, прибытие в тот или иной район на временные, сезонные работы, поездки в командировки, отпуск и т.д.; – пространственные перемещения, которые совершаются между населенными пунктами и которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местами жительства и сферами труда или учебы (не включаются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и другие поездки из одних населенных мест в другие); – вид пространственного движения населения, который в итоге ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение данного вида перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую (а в ряде стран – формальной пропиской на постоянном месте жительства). Таким образом, происходит объединение места жительства со сферой приложение труда и определенной деятельностью в одном населенном пункте. Какой бы подход к определению миграции не рассматривался, очевидно, что миграция способствует обмену трудовыми навыками и производственным опытом, содействует развитию личности, влияет на половозрастную структуру и семейный состав населения, непосредственно связана с профессиональной, социальной и отраслевой мобильностью населения. Миграционное движение населения
в большинстве случаев В мировой практике получили наибольшее распространение три способа сбора статистических данных о миграции: переписи населения; выборочные обследования; текущий учет (регистрация граждан). Как правило, чем больше территория, между которыми осуществляется миграционный обмен, и численность населения, проживающего на них, тем более мощными являются миграционные потоки. Под миграционными потоками понимается совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени. Как правило, территории связаны
между собой параллельными В целях анализа миграцию населения классифицируют по видам по ряду основных признаков. 1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения. Внешняя миграция – вид перемещения населения, при котором пересекаются государственные границы. В ней выделяют два потока: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция населения – выезд из страны, переселение в другую страну с целью постоянного жительства и временного обоснования (обычно для работы). Она может быть постоянной и временной, даже сезонной, срок которой лимитируется контрактом или другими условиями найма (например, для уборки урожая). Как частный случай выделяют реэмиграцию – возвращение эмигрантов на родину (на постоянное место жительства). Иммиграция населения – въезд в страну на постоянное или временное место жительства граждан другой страны. Также как и эмиграция, процесс иммиграции населения обусловливается целым рядом причин: социально-экономическими (поиск страны с более благоприятными условиями работы, более высоким жизненным уровнем и т.д.); политическими (бегство от политического, национального преследования, религиозные и расовые притеснения, репатриация и т.д.); военными (депортация, эвакуация, реэвакуация) и другими, например, природно-климатическими, этническими, демографическими и т.п. К внутренней миграции относят
перемещения в пределах одной
страны между административными
или экономико-географическими 2. По временному признаку выделяют безвозвратную (постоянную), временную, сезонную и маятниковую миграцию. В строгом значении безвозвратная миграция (или переселение) означает перемещение населения, ведущее к его территориальному перераспределению. Это вид миграции называют еще полной, или полноценной миграцией. Такая миграция отвечает двум основным условиям: а) перемещение осуществляется из одних населенных пунктов в другие; б) перемещение населения сопровождается окончательной сменой постоянного места жительства. Временная миграция предполагает переселение, на какой либо достаточно длинный, но вместе с тем ограниченный, часто заранее обусловленный, срок. Обычно такая миграция связана с трудовой деятельностью вместе вселения. Временная миграция включает, например, переселения рабочих из одних стран в другие, перемещения в удаленные и малообжитые районы на продолжительный срок (несколько лет) для работы по контракту и т.д. В ряде отраслей экономики
большую роль играет сезонная миграция,
которая включает ежегодные перемещения
людей в определенные периоды
времени (сезоны), например, перемещения
населения в Большое значение сезонной миграции состоит в том, что она способствует повышению реального жизненного стандарта населения. Кроме того, такая миграция позволяет удовлетворить потребности отраслей сезонным характером производства, испытывающих в период наибольшее объема работ более высокую потребность в рабочей силе. Это, в первую очередь, касается таких отраслей экономики, как: сельское хозяйство (в период посевных и уборочных работ), лесозаготовки (в период сплава леса), рыбодобывающая отрасль, отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции и т.д. Однако на масштабы сезонной миграции значительное понижающее воздействие оказывают развитие агропромышленной интеграции, межотраслевое кооперирование использовании рабочей силы, применение новых технологий и методов производства. Регулярные, ежедневные или еженедельные, перемещения населения от места жительства к месту работы или учебы (и обратно) за пределы своего населенного пункта представляют собой маятниковую миграцию. Этот вид миграции играет,
как минимум, двоякую роль. С одной
стороны, маятниковые мигранты и
количественно, и качественно влияют
на трудовые ресурсы и трудовой потенциал
поселений – центров притяжения
мигрантов, где число рабочих
мест превышает собственные ресурсы
труда (спрос на трудовые ресурсы
превышает предложение труда) или
не соответствует профессионально- Маятниковая миграция характерна для многих развитых стран, где она затрагивает значительную часть городского и сельского населения. Помимо перечисленных
видов, для современных условий
является правомерным выделение эпизодич Каждый из перечисленных
видов миграции населения может
рассматриваться с позиции 3. С точки зрения форм реализации миграционного движения, принято различать общественно-организационную форму миграции, когда миграция осуществляется при участии общественных и государственных органов и при их экономической помощи, и неорганизованную миграцию, осуществляемую силами и средствами самих мигрантов без какой либо организационной помощи и материальной поддержки со стороны каких-либо учреждений. 4. В зависимости от причин, лежащих в основе перемещения людей, выделяют добровольную или принудительную (вынужденную) миграцию. 5. С точки зрения соблюдения норм действующее в стране законодательство, принято различать миграцию законную (без нарушения законодательных норм) и незаконную (с нарушением законодательства). По характеру причин, вызвавших перемещение населения, часто выделяют политическую, экономическую и социальную миграцию. Особым видом миграционного движения населения является трудовая миграция, в основе которой лежат экономические закономерности развития общественного производства, материальные, а также духовные потребности мигрирующих трудовых ресурсов. Трудовая миграция оказывает серьезное влияние на социально-экономическое развитие общества, является существенным источником восполнения трудового потенциала отдельных регионов и в целом по стране. Трудовая миграция подразделяется на внутреннюю и внешнюю трудовую миграцию. Внутренняя трудовая миграция представляет собой перемещения экономически активного населения внутри страны между отдельными регионами, отраслями экономики, предприятиями. Специфическим видом внутреннего трудового движения является межфирменная мобильность, которая существует в следующих формах: традиционная - перевод работника на постоянную работу в другую организацию; новая – лизинг персонала (или кадровый лизинг). Кадровый лизинг – это форма передачи работников наемного труда для выполнения профессиональных работ, при которой возникает (треугольник) отношений между арендодателем, арендатором и арендуемым работником. Это вид краткосрочного найма. Внешняя трудовая миграция – перемещение экономически активного населения между странами. 2. Факторы и
показатели интенсивности Миграция населения Селективная функции заключается в том, что процесс территориального перемещения ведет к изменению качественного состава населения, как в местах входа, так и выхода мигрантов. Это связано с тем, что различные социально-демографические группы обладают разной степенью территориальной подвижности. Как правило, мужчины (трудоспособных возрастов) в целом участвуют в миграционном движении более активно, чем женщины и нетрудоспособные граждане. Различный уровень подвижности имеют и лица различных национальностей. Перераспределительная функция связана с размещением производительных сил общества, распределением производственных мощностей и инвестиций между отдельными территориями страны (природными зонами, районами, различными типами городских и сельских поселений). Выполнение этой функции влияет на численность и половозрастные характеристики населения отдельных территорий, динамику демографических процессов, поскольку большая часть мигрантов-лица молодых трудоспособных возрастов, участвующих в воспроизводстве населения. Специфические функции миграции (экономическая и социальная) в отличие от общих в различных социально-экономических условиях проявляются по-разному. Экономическая функция направлена на обеспечение количественного и качественного соответствия между наличием средств производства и рабочей силы. Социальная функция миграции непосредственно определяется уровнем экономического развития страны, проводимой социально-экономической политикой, сложившимися производственными отношениями и направлена на повышение жизненного уровня и социального развития трудовых ресурсов. В целях гармоничного развития общества очень важно, чтобы экономическая и социальная функции не находились в противоречии. Факторами (причинами) миграции населения называют различные сочетания объективных и субъективных условий, взаимодействие которых вызывает его перемещение. Их выявление имеет важное значение для разработки эффективных мер миграционной политики. Основными факторами миграции являются экономические и социальные. Эти факторы тесно взаимосвязаны. Действительно, изменение образа жизни, социального статуса, создание семьи, получение образования, жилья и т.д., возможно лишь с получением высоких доходов, с выбором региона с более высоким уровнем экономического развития. Выделяют также факторы: – природно-климатические; – демографические; – этнические; – политические; – военные. Уже в ближайшее время ожидается значительное сокращение трудоспособного населения (2006–2015 гг.), и компенсировать его ни за счет роста производительности труда, ни за счет переноса производства в перенаселенные районы страны с более дешевой рабочей силой, по мнению специалистов, окажется невозможно. В этой связи труд станет одним из самых дефицитных ресурсов в России. Следовательно, единственным источников пополнения ее трудовых ресурсов может быть только иммиграция. Такая ситуация в мировой практике не является исключительной. В послевоенные годы многие развитые страны Западной Европы также столкнулись с ситуацией, когда численность трудоспособного населения значительно сокращалась. Это привело к тому, что ни одна из этих стран не смогла обойтись только собственными трудовыми ресурсами. Все они активно привлекали на работу иммигрантов. В настоящее время дефицит труда уже стал тормозить развитие экономики. По данным Госкомстата, в 2002 году в промышленности каждое пятое рабочее место не было заполнено. При чем за последние три года число вакансий в промышленности России возросло в три раза, а в отдельных областях, например, в Ивановской, Рязанской - в пять. Еще более сложное положение
с обеспеченностью трудовыми
ресурсами складывается на предприятиях
оборонно-промышленного По данным Госкомстата
России в 2000 году число вакансий составляло
2500 единиц. При этом спрос на дополнительных
работников со стороны отдельных
отраслей экономики чрезвычайно
неравномерен. Наиболее значительное
число вакансий по отчетности крупных
и средних предприятий Заявленная потребность в рабочей силе в 2002 году, по которой можно судить о спросе на труд на официальном рынке труда представлена следующими данными: – промышленность – 23%, – здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и наука – 14%, – строительство – 12%, – жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание -9%, – транспорт – 7%, – управление – 4%, – сельскохозяйственное производство – 4%, – кредитование, финансы, страхование – 1%, – прочие отрасли – 15%. Основными причинами необходимости привлекать иностранную рабочую силу на российские предприятия в современных условиях являются: нехватка рабочих специальностей и профессий; нежелание местного населения выполнять не престижную, малоквалифицированную работу, трудиться в неблагоприятных условиях и на низкооплачиваемых рабочих местах. Подобные работы есть во многих отраслях экономики, но чаще они характерны для предприятий добывающей промышленности, строительства и особенно сельского хозяйства. Миграция населения является существенным фактором формирования трудовых ресурсов в России, который влияет на их качественный состав, на конъюнктуру на рынке труда как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Это влияние определяется как внутренней, так и международной миграцией, ее интенсивностью и структурой мигрантов. Миграция населения оказывает как позитивное, так и негативное воздействие на развитие рыночных отношений в стране. Так, страны, принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества: – повышается конкурентоспособность производимых в стране товаров из-за уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценной иностранной рабочей силы; – стимулируется рост производства и дополнительная занятость в стране, так как иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги; – принимающая страна получает экономию на затратах, на образование и профессиональную подготовку квалифицированной рабочей силы при импорте работников; – появляется возможность в случае кризиса и безработицы в первую очередь уволить иностранных рабочих; – страна получает экономию на иностранных работниках в силу того, что они не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации различных социальных программ и т.д. Все это позволяет сделать вывод, что некоторые отрасли «не выжили бы» без иностранных рабочих. Есть положительные К отрицательным последствиям трудовой эмиграции, влияющим на экономику страны, следует отнести тенденции роста потребления заработанных средств за границей, сокрытия получаемых доходов от налогов, «утечку умов». К отрицательным моментам трудовой миграции, связанным с импортом рабочей силы, относятся: социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь, и, кроме того, у местных предпринимателей создается возможность выиграть от импорта рабочей силы за счет сдерживания роста заработной платы для своих рабочих. При длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда становится такой сильной, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование отраслей национальной экономики (например, строительство, сфера услуг и прочее). В итоге, можно сделать вывод о существенном влиянии миграции трудовых ресурсов на формирование рынка труда, рыночных отношений и подъем экономики в стране, а в случае, если в России процесс выхода из экономического кризиса примет устойчивый характер, то единственным источников пополнения трудовых ресурсов может быть миграция, а следовательно, основой стратегической миграционной политики должна стать иммиграционная политика. 3. Государственное регулирование и управление миграцией населения Миграция населения в
условиях неблагоприятной Снижение компенсирующей
роли миграции, негативные последствия
миграционного движения населения,
неизбежно сопровождавшие его, анализ
демографической ситуации в России
и прогноз на ближайшие десятилетия
обуславливают необходимость Миграционная политика включает систему условий, способов и мер управления миграционным движением населения на федеральном и региональном уровне. Она предполагает осуществление социально-экономических и правовых мер по стимулированию перемещения населения из одних регионов в другие либо по ограничению таких перемещений и направлена на оптимизацию территориальной подвижности населения. Основной целью миграционной политики является обеспечение наиболее эффективного перераспределения трудового потенциала по территории страны, а наиболее важным условием ее реализации – тесная увязка с социально-экономической и демографической политикой. Особое внимание при разработке
мер государственной Одной из наиболее проблемных категорий мигрантов, требующих и общественного, и государственного внимания, и, прежде всего, содействия в трудоустройстве, является категория вынужденных переселенцев и беженцев (главным образом из стран бывшего СССР и «горячих точек» России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Грузии и т.д.). Для решения проблем этих
категорий граждан с 1993 года было
принято несколько разрозненных
миграционных законов, которые не были
объединены в общую систему, и
это не позволило эффективно влиять
на социально-экономическую В целях нейтрализации
возможных криминогенных – дифференцированный подход к различным категориям мигрантов; – введение квотирования и ужесточения контроля за иммиграцией иностранных граждан в России; – ужесточение требований к привлекаемым иностранным работникам в регионах с высоким уровнем безработицы. Миграционная политика проводится
с помощью прямых и косвенных
методов регулирования Государственное управление миграцией трудовых ресурсов неотъемлемо связано с регулирующей функцией государства на рынке труда. Оно предполагает создание механизма, позволяющего на основе принятых законов проводить политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно-избранную занятость. Главной задачей миграционной политики в настоящее время должны стать меры по повышению мобильности населения, необходимым условием которой является свобода передвижения. В современных условиях она сдерживается ограничениями, связанными с регистрацией мигрантов в субъектах РФ, неразвитостью рынка жилья, проблемой защиты частной собственности, наличием института прописки. Основные направления деятельности правительства России связанны с реализацией Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, а так же федеральной миграционной программы на 2002–2008 год. Эти документы предусматривали разработку и реализацию мероприятий по государственному регулированию миграционных процессов. К ним в частности относятся: · Создание условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду (а так же беженцев, вынужденных переселенцев и др.), использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных субсидий. Акцент сделан на наиболее уязвимых и нуждающихся граждан; · Привлечение в РФ иммигрантов исходя из интересов экономики страны и её регионов. Эти меры направлены на содействие возвращению высококвалифицированных специалистов и на адаптацию иммигрантов. Предусматривается усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю привлечения иностранной рабочей силы, защите российского рынка труда, где приоритетные права на занятие вакантных мест отводятся российским гражданам. Создаётся противодействие нелегальной миграции рабочей силы; · Для лучшего обеспечения отраслей экономики отдельных территорий квалифицированной рабочей силой, создаются условия на основе развития регионального рынка жилья, необходимых социальных услуг. В регионах с экстремальными климатическими условиями используется вахтовый метод ведения работ. Среди основных мер миграционной политики следует отметить следующие: · Приём и размещение экономически активной части мигрантов и оказание им помощи в проживании и работе; · Оказание господдержки в обустройстве социально-незащищённых вынужденных переселенцев. · Помощь в жилищном устройстве вынужденных переселенцев с учётом специфики различных категорий мигрантов; · Дифференцированная поддержка территорий, предпочтительных для расселения и стимулирования мигрантов на эти территории с учётом интересов государства и населения; · Регулирование потока мигрантов из дальнего и ближнего зарубежья, применение санкций за нарушение иммиграционного законодательства; · Господдержка категорий мигрантов, как депортированные в период репрессий, военные пенсионеры, казаки, этнические мигранты, жители крайнего севера, пострадавшие в экологических и техногенных катастрофах. Главными аспектами · Обеспечение прав граждан РФ на свободу передвижения; · Гарантия защиты трудящихся-мигрантов за рубежом и их поддержка; · Гарантия беспрепятственного возвращения на родину и обеспечение помощи в адаптации мигрантов. Организационные формы и направления деятельности госорганов и негосударственных структур регулирования миграционных потоков достаточно разнообразны. Важна разработка и реализация федеральных и территориальных программ. Иммиграционная политика РФ представлена большим разнообразием законов и подзаконных актов и базируется на нормативно-правовой основе. Иммиграционное Санкции различаются от штрафов до депортации. В некоторых странах они могут предусматривать и тюремное заключение.
Вывод
Правительство любой страны
вправе определять направления и
цели миграционной политики, основываясь
на правовых нормах и стандартах, которые
закреплены в документах международных
организаций и исходя из социальной
и экономической Обострение проблем миграции
в России в современных условиях
требует более
Литература 1. «Экономика трудовых ресурсов» учебное пособие / под ред. проф. П.Э. Эшлендера. 2008 год. 2. «Государственное регулирование рыночной экономики» учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Кушлина, Н.А. Вомина. Издательство «Экономика». 2001 год. 3. «Государственное регулирование рыночной экономики» учебное пособие. «Дело». 2001 год. 4. unicod.shmeleff.com 5. kr-tgtu.narod.ru 6. multidoc.oflameron.com 7. www.stydenty.ru 8. diploms.ru 9. www.infostudy.ru |