Международный валютный фонд

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ.

Работа содержит 1 файл

МВФ и ВБ и другие международные кредитные организации в Кыргызстане.docx

— 505.89 Кб (Скачать)

МВФ и ВБ и другие международные кредитные  организации в Кыргызстане.

Международный валютный фонд, МВФ ( англ. International Monetary Fund, IMF) — специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт — высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко и среднесрочные кредиты при  дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся  стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что  выполнение рекомендаций и условий  в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики  государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

 

 

 

Официальные цели МВФ

1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;

3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между  государствами-членами, а также в  устранении валютных ограничений;

4. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные  функции МВФ

  1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  2. расширение мировой торговли
  3. кредитование
  4. стабилизация денежных обменных курсов
  5. консультирование стран-дебиторов (должников)
  6. разработка стандартов международной финансовой статистики
  7. сбор и публикация международной финансовой статистики

Основные  механизмы кредитования

1. Резервная доля. Первая  порция иностранной валюты, которую  страна-член может приобрести  в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.

2. Кредитные доли. Средства  в иностранной валюте, которые  могут быть приобретены страной-членом  сверх резервной доли (в случае  её полного использования авуары  МВФ в валюте страны достигают  100 % квоты), делятся на четыре кредитные  доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.

3. Договоренности о резервных  кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.

4. Механизм расширенного  кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно. Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита. Обязательства страны - заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «Письме о намерениях» (Letter of intent) или Меморандуме об экономической и финансовой политике (Memorandum of Economic and Financial Policies), направляемых в МВФ. Ход выполнения обязательств страной — получателем кредита контролируется путём периодической оценки предусмотренных договоренностью специальных целевых критериев реализации (Performance criteria). Эти критерии могут быть либо количественными, относящимися к определённым макроэкономическим показателям, либо структурными, отражающими институциональные изменения. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит в противоречии с целями Фонда, не выполняет взятых обязательств, он может ограничить её кредитование, отказать в предоставлении очередного транша. Таким образом, этот механизм позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны — заемщицы.

В отличие от Всемирного банка, деятельность МВФ сосредоточена  на относительно кратковременных макроэкономических кризисах. Всемирный банк предоставляет  кредиты только бедным странам, МВФ  может давать кредиты любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для  покрытия краткосрочных финансовых обязательств.

 

 

 

 

Критика действий МВФ

МВФ (как и Всемирный  банк) часто критикуют различные  учёные и политики. Причин находится  много, но чаще всего упоминают проамериканский  характер действий и неэффективность  его рекомендаций для выхода из кризисных  ситуаций.

Нужно учитывать, что голоса при принятии решений о действиях  Фонда распределяются пропорционально  взносам. Для одобрения решений  Фонда необходимо 85 % голосов. США  обладают около 17 % всех голосов. Этого  недостаточно для самостоятельного принятия решения, но позволяет блокировать  любое решение Фонда. Сенат США  может принять законопроект, запрещающий  Международному валютному фонду  выполнять определённые действия, например, выделять кредиты странам. Как указывает  китайский экономист профессор  Ши Цзяньсюнь, перераспределение квот отнюдь не изменяет базовые рамки организации и соотношение сил в ней, доля США остаётся прежней, они обладают правом вето: "Соединенные Штаты, как и раньше, руководят порядком МВФ".

МВФ предоставляет займы  с выдвижением ряда требований —  свобода передвижения капиталов, приватизация (в том числе естественных монополий  — железнодорожный транспорт  и коммунальные услуги), минимизация  или даже ликвидация правительственных  расходов на социальные программы —  на образование, здравоохранение, удешевление  жилья, общественный транспорт и  т. п.; отказ от защиты окружающей среды; сокращение зарплат, ограничение прав трудящихся; усиление налогового давления на бедных и т. п.

Большая часть кредитов, выданных МВФ Югославии в 80-ых годах, ушла на обслуживание этого долга  и решение проблем, вызванных  выполнением рецептов МВФ. Фонд заставил Югославию прекратить экономическое  выравнивание регионов, что привело  к росту сепаратизма и дальнейшей гражданской войне, унёсшей жизнь 600 тыс. человек.

В 1989 году МВФ предоставил  Руанде займ при условии, что правительство перестанет оказывать поддержку фермерским хозяйствам (что является нормой во многих странах мира, включая и США) и проведёт девальвацию местной валюты. Это спровоцировало крах доходов населения и, как следствие, кровавую гражданскую войну между хуту и тутси, в которой погибло более полутора миллионов человек.

В 80-ые годы из-за резкого  падения цен на нефть рухнула  мексиканская экономика. МВФ стал действовать: кредиты выдавались в обмен на масштабную приватизацию, сокращение государственных расходов и т. п. До 57 % государственных расходов уходило  на выплату внешнего долга. В результате из страны ушло около 45 млрд долларов. Безработица достигала 40 % экономически активного населения. Страну вынудили вступить в НАФТА и предоставить колоссальные льготы американским корпорациям. Доходы мексиканских рабочих моментально сократились.

В результате реформ Мексика  — страна, где впервые была одомашнена кукуруза — стала её импортировать. Полностью была уничтожена система  поддержки мексиканских фермерских хозяйств. После вступления страны в НАФТА в 1994 году либерализация  пошла ещё быстрее, стали ликвидироваться  протекционистские тарифы. США же своих фермеров поддержки не лишали и активно поставляли кукурузу в Мексику.

 

Международный Валютный Фонд и Кыргызстан.

Кыргызская Республика (Кыргызстан) стала членом Международного валютного фонда 8 мая 1992 года с первоначальной квотой 43 млн. СДР (около 59 млн. долларов США). В 1995 году квота Кыргызстана увеличилась до 64,5 млн. СДР (около 96 млн. долларов США) и в 1999 году – до 88,8 млн. СДР (около 122,5 млн. долларов США).

Кыргызская Республика приняла обязательства в рамках Статьи VIII Статей cоглашения МВФ в марте 1995 года. В рамках данных обязательств, Кыргызская Республика берет на себя обязательства воздерживаться от установления ограничений на обменный курс при осуществлении платежей и переводов по текущим международным операциям или установления дискрминационных валютных режимов или практики множественных валютных курсов, без одобрения МВФ.

Управляющим от Кыргызстана  в МВФ является г-н Марат Алапаев, Председатель Национального банка Кыргызской Республики. Исполнительным директором Кыргызстана в МВФ является г-н Томас Мозер (Швейцария); в группу стран, представляемых им, также входят Азербайджан, Польша, Швейцария, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Сербия и Черногория.

Кредитование  из МВФ 

После распада Советского Союза, МВФ активно поддерживает осуществляемый переход к рыночной экономике во всех бывших республиках  Советского Союза (БСС). Кыргызская Республика получила финансовую поддержку в рамках ряда различных кредитных механизмов. В первые годы помощь оказывалась в рамках механизма «стенд-бай» и механизма финансирования системных преобразований (СТФ) для противостояния сильному инфляционному давлению, ухудшению платежного баланса и разрушению производства. Однако с июля 1994 года Кыргызская Республика реализует среднесрочную программу стабилизации. Усилия правительства поддерживались вначале в рамках механизма расширенного финансирования структурной перестройки (ЕСАФ), а позже - в рамках механизма снижения уровня бедности и содействие экономическому росту (ПРГФ).

 

 

Финансовые  механизмы

Всего кредиты и ссуды  МВФ, непогашенные на 30 апреля 2007 года, составили 102.31 млн. СДР

Целью кредитов МВФ является достижение стабилизации платежного баланса, снижение инфляции, стабильная фискальная позиция, пруденциальное (благоразумное) управление внешним долгом, крепкая банковская система, и улучшение управления. Целевые показатели программы в рамках кредитов МВФ включают минимальный уровень накопления международных резервов и лимиты на внутренние активы Национального Банка Кыргызской Республики, лимиты на налоговые сборы и на размер фискального дефицита Кыргызского Правительства. МВФ также требует, чтобы Кыргызское правительство не накапливало задолженности по внешнему долгу и по обязательствам по социальным расходам.

Информация о работе Международный валютный фонд