Международные товарные биржи
Выполнила: студентка 3 курса экономического факультета
очной формы обучения Ешмолова Юлия
- Международные товарные биржи принадлежат к организованным товарным рынкам. Классические определения рассматривают товарную биржу одновременно как особенный вид постоянно действующего рынка, на котором осуществляются соглашения из купли–продажу массовых, сырьевых и продовольственных товаров, которые имеют общие родовые признаки, качественно однородные и взаимозаменяемые, и как рыночный механизм, заданием которого является выполнение ряда стабилизационных функций в экономике, а именно: ликвидности и оптимального распределения важнейших сырьевых товаров.
За своим уставом товарные биржи есть, как правило, общественными организациями — объединениями торговцев и биржевых посредников, которые совместно несут расходы из организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение, пользуются определенными привилегиям
От других видов рынка товарные биржи отличают определенные особенности:
- – наличие четко определенного предмета торговли, который фиксируется в ее правилах, что способствует концентрации биржевой торговли, стандартизации контрактов, и создает условия для высокоэффективной организации торговых операций;
- – проведение торгов на постоянной и регулярной основе, причем время торгов является четко ограниченным на уровне
4—6 часов в сутки, что способствует максимальной концентрации спроса и предложения на определенные товары в пространстве и времени;
- – наличие развитой производственной инфраструктуры (складской и транспортной сетей);
- – отсутствие права заключать соглашения купли–продажу от своего лица (биржа выступает лишь посредником);
- – специфичность субъектов торговли — ими на бирже есть не конечные потребители и производители товаров, а их представители — брокеры и дилеры, которые являются членами биржи;
- – возможность заключения соглашения не только для купли–продажу товаров, но и с целью страхования от будущего изменения цен на рынке;
- – отсутствие влияния прямых действий государства на процесс торгов;
- – гласность как возможность получения всеми желающими информации о количестве и ценах заключенных соглашений.
Функциями биржи как организованного товарного рынка есть:
- – Обеспечение высокой концентрации спроса и предложения в одном месте. Это достигается путем привлечения к биржевым операциям как можно большего количества продавцов и покупателей оптовых партий товаров. Концентрация спроса и предложения позволяет обнаружить реальную сбалансированность товарных рынков, направить ресурсы на обеспечение общества необходимыми товарами, ограничить выпуск товаров по мере насыщения потребности в них. Для обеспечения этой функции товарные биржи создаются, как правило, в местах концентрации производства и потребления продукции.
- – Регуляция оптового товарооборота на основе рыночных законов. Эта функция позволяет упорядочить оптовый товарооборот, реализовать самые эффективные пути распределения товаров от производителей к потребителям, минимизировать предопределенные этим расходы.
- – Осуществление квалифицированного посредничества между продавцами и покупателями товаров. На товарной бирже оперируют опытнейшие оптовые посредники, что хорошо ознакомленные с условиями реализации и закупки товаров, состоянием текущей биржевой конъюнктуры и в сжатые сроки могут соединить контрагентов между собой. Биржевое посредничество способствует ускорению движения товарных и денежных потоков, последующему подъему производства продукции, минимизации связанных, с этим расходов.
- – Формирование рыночных цен. Товарную биржу объективно считают инструментом формирования цены, поскольку механизм биржевого ценообразования позволяет определить реальное соотношение спроса и предложения, учесть условия поставки и оплаты товаров и другие факторы. Кроме этого, механизм биржевого ценообразования максимальной мерой учитывает экономические интересы партнеров по соглашению.
- – Сближение покупателей и продавцов в пространстве и времени. Биржевая торговля работает вне режима автаркии, способствует формированию эффективных межрегиональных связей, а также через механизм фьючерских соглашений позволяет связать не только текущие, но и перспективные, общие интересы продавцов и покупателей товара.