Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Международная, или внешняя, торговля занимает особое место в сложной системе мирового хозяйства. Хотя в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, международная торговля по своим масштабам и функциям сохраняет исключительно важное значение. Она опосредует практически все виды сотрудничества, включая совместную производственную деятельность разнонациональных субъектов, международный трансферт технологий и т. п. И исторически, и логически интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Сущность и эволюция международной торговли 4
1.1 Понятие международной торговли, ее современные формы и методы 4
1.2 Основные теории международной торговли 8
Глава 2. Современная международная торговля 11
2.1 Факторы, определяющие необходимость международной торговли 11
2.2 Особенности современного мирового рынка 13
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

курсовая экт.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Оглавление

 

Введение

     Международная,  или  внешняя,  торговля  занимает  особое место  в  сложной системе  мирового  хозяйства.  Хотя  в  современных  условиях  ведущей  формой международных  экономических  отношений  является  не  вывоз  товаров,  а зарубежное  инвестирование,  международная  торговля  по  своим  масштабам  и функциям  сохраняет  исключительно  важное  значение.  Она  опосредует практически  все  виды  сотрудничества,  включая  совместную  производственную деятельность  разнонациональных  субъектов,  международный  трансферт технологий  и  т.  п.  И  исторически,  и  логически  интернационализация хозяйственной жизни всегда начиналась со сферы товарного обращения. 

     Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

     Цель  работы – изучение сущности международной  торговли в современном хозяйстве.

     Задачи:

  1. Рассмотреть сущность и виды мировой торговли.
  2. Изучить особенности международной торговли в современном хозяйстве.

Глава 1. Сущность и эволюция международной торговли

     1.1 Понятие международной торговли, ее современные формы и методы

     Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

     Под термином "внешняя торговля" понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

     Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

     Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Она обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона.

     Создание  в России рыночной экономики предполагает ее интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы. Основная роль во внешнеэкономических связях отводится торговле. Рассмотрим более подробно современные формы международной торговли.

     1.Торговля  готовой продукцией. Готовая продукция представляет собой следующие товары: машины, оборудование, аппараты, приборы, коммуникации, транспорт, вспомогательное оборудование. Экспортная ориентация готовых изделий показывает, что национальное производство основано на достижениях новых технологий, широком использовании современных патентов и лицензий, применении ресурсосберегающих и безотходных методов производства. Экспорт машин, оборудования и другой готовой продукции в странах с развитой экономикой достигает У всего экспорта страны и свидетельствует о современном уровне производства.

     2.Торговля  изделиями в разобранном виде.Экспорт  готовой продукции в виде узлов  и деталей применяется в международной  торговле для повышения ее конкурентоспособности и преодоления таможенных и административных барьеров, направленных на ограничение импорта готовой продукции. На импорт готовой продукции в виде узлов и деталей устанавливаются низкие таможенные пошлины, что, в свою очередь, способствует организации сборочных производств за рубежом. Экспортеру такая форма торговли выгодна, поскольку он не несет расходов по сборке продукции в своей стране.

     3.Торговля  комплектным оборудованием. Экспорт комплектного оборудования отражает потребности мирового рынка капитального строительства. Экспортер имеет возможность расширить свои экспортные возможности. Кроме оборудования, он продает и сопутствующие услуги. Импортер за короткий срок получает новое современное оборудование.

     4.Строительство  объектов «под ключ» – одна  из наиболее сложных форм международной  торговли, включает подрядные работы. Заказчик требует от поставщика банковской гарантии должного исполнения контракта на весь гарантированный период на случай покрытия убытков или претензий по качеству1.

     5.Торговля  сырьевыми товарами. Положение экспортеров сырья, с одной стороны, ухудшается в связи с появлением новых синтетических заменителей, внедрением материало– и ресурсосберегающих технологий, а с другой – улучшается по мере роста промышленного производства отдельных стран. Спрос и предложение на минеральное и сельскохозяйственное сырье в большей степени зависят от климатических условий.

     6.Биржевая  торговля. Товарная биржа как форма международной торговли представляет собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам, согласно установленным стандартам. Это массовые сырьевые и продовольственные товары: нефть и нефтепродукты, медь, олово, цинк, свинец, алюминий, пшеница, рожь, каучук, хлопок, шелк, сахар, какао. Важнейшие мировые биржи сосредоточены в Амстердаме, Антверпене, Виннипеге, Гамбурге, Иокогаме, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго.

     7.Торговля  продовольствием и товарами широкого  потребления. Определяется большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения. Торговля товарами широкого потребления имеет особенности, связанные с огромной номенклатурой производимых товаров и массовостью спроса, зависящего от запросов и вкусов, традиций, уровня занятости, платежеспособности населения.

     8.Торговля  результатами интеллектуальной  собственности, к которым относятся патенты и изобретения; промышленные образцы; товарные знаки; ноу-хау.

     Права использования этих продуктов в  производственных и коммерческих целях являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – лицензиаром (продавец) и лицензиатом (покупатель).

     9.Торговля  инженерно-консультационными услугами. Услуги оказывают очень сильное влияние на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и зачастую – необходимым условием продвижения товара на рынок2.

     Современные методы международной торговли представлены следующими видами:

     1.Встречная  торговля – самый давний вид  международной торговли, заключающийся  в обмене товарами. В современных  условиях она приобрела новое  содержание. К встречной торговле  относятся внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Разница в стоимости покрывается денежными платежами. Наиболее традиционная разновидность встречной торговли – бартерные операции, встречные закупки.

     В зависимости от объема обязательств возможны три варианта встречных закупок.

     Первый  вариант предполагает, что обязательство  встречной закупки содержит контракт купли-продажи. Предполагается, что  импортер оплатит полную стоимость товара в обмен на документы, подтверждающие поставку, а экспортер принимает на себя обязательство купить не позже установленного срока встречные товары на всю сумму экспортного контракта.

     Второй  вариант – подписание основного  контракта, согласно которому импортер оплачивает 70% денежными средствами и 30% – встречными поставками товара.

     Согласно  третьему варианту, импортер 50% оплачивает денежными средствами и 50% – встречной  поставкой товара.

     2.Операции  с давальческим сырьем в международной практике называются толлингом. Они имеют признаки встречной торговли и являются сбалансированными и заранее оцененными.

     3.Выкуп  техники, бывшей в употреблении. Для экспортера это возможность выпускать более конкурентоспособную продукцию, а для импортера – освободиться от морально устаревшей техники или продать ее по остаточной стоимости. Как правило, применяется при сбыте легковых и грузовых автомобилей, компьютерной и копировальной техники, морских судов, сельскохозяйственных машин, металлообрабатывающего и деревообрабатывающего оборудования.

     4.Компенсационные  операции, по сути, напоминают бартерные,  однако имеют и принципиальные  отличия:

     •в  бартерной сделке обменивают товар  на товар, а в компенсационной  – список товаров на список товаров;

     •бартерная  сделка строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть разница между стоимостью взаимных поставок.

     5.Арендные  и лизинговые операции являются  перспективными видами международной  торговли, поскольку составляют  серьезную конкуренцию коммерческим  операциям. Такие операции предполагают передачу арендодателем во временное пользование арендатору имущества за согласованную арендную плату на определенный срок с целью получения коммерческой выгоды.

     1.2 Основные теории международной торговли

     Меркантилисты первыми предложили стройную теорию международной торговли. Они считали, что богатство стран зависит от количества золота и серебра, которым они располагают, и полагали, что государство обязательно должно вывозить товаров больше, чем ввозить; регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта и сокращения импорта; запретить или строго ограничить вывоз сырья и разрешить беспошлинный импорт сырья; запретить всякую торговлю колоний с иными странами, нежели метрополия. Предвестники классической школы экономики впервые показали прямую взаимосвязь внешней торговли с внутриэкономическим развитием стран.

     В соответствии с теорией абсолютных преимуществ, разработанной А.Смитом, международная торговля является выгодной в том случае, если две страны торгуют такими товарами, которые каждая из стран производит с меньшими издержками, чем страна партнер. Страны экспортируют те товары, в производстве которых они имеют абсолютное преимущество, и импортируют те товары, в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам.

     Альтернативная  цена представляет рабочее время, необходимое для производства одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства другого товара. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ, разработанной Д. Рикардо, страны специализируются на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, то есть которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодной для обеих стран независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно более эффективным, чем в другой.

     Цена  импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт, поэтому конечное соотношение цен при торговле определяется внутренним спросом на товары в каждой из торгующих стран. В результате торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли.

     Теория относительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и любому количеству стран, а также для анализа торговли между отдельными районами, областями, республиками одного государства. В этом случае специализация стран на отдельных товарах зависит от соотношения уровней существующих в каждой из стран зарплат3.

     Фактороинтенсивность  определяет относительные затраты факторов производства на создание определенного товара, а факторонасыщенность — относительную обеспеченность страны факторами производства. В соответствии с теорией соотношения факторов производства Хекшера—Олина разница в относительных ценах на товары в различных странах, а следовательно, и торговля между ними объясняются различной относительной наделенностью стран факторами производства. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен не только на товары, но и на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

Информация о работе Международная торговля