Международная торговля и торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - наиболее полно рассмотреть международную торговлю и торговую политику, выявить проблему и перспективы развития международной торговли, а также рассмотреть инструменты торговой политики .
Выделяется ряд задач:
изучить историю международной торговли, рассмотреть теории международной торговли, а также элементы международной торговли;
раскрыть основные проблемы международной торговли, рассмотреть перспективы развития международной торговли;
дать определение торговой политики, а также политики протекционизма и либерализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….………….3
Глава 1. Международная торговля……………………………………..……..…5
1.1 Теория международной торговли…………………………………..….…...5
1.1.1 Классическая теория международной торговли……………………..…6
1.1.2 Теория Хекшера-Олина……………………………………………..…….7
1.1.3 Парадокс Леонтьева……………………………………………….…..…..7
1.1.4 Неотехнологический теории………..……………………………….…..10
1.1.5 Теория «технологического взрыва»………………………………….…11
1.1.6 Теория «цикла жизни продукта»…………………………………….….12
1.1.7 Теория Портера: теория конкурентных преимуществ…………….……13
1.2 Элементы международной торговли………………………………….…..15
1.2.1 Торговцы, агенты и конфирмационные дома………………………..…15
1.2.2 Отделения, филиалы и ассоциированные компании за рубежом….….16
Глава 2. Торговая политика……………………………………………………..17
2.1 Инструменты торговой политики…………………………………………19
2.1.1 Тарифные методы регулирования международной торговли………..19
2.1.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли…….22
2.1.3 Скрытые методы торговой политики…………………………….……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..28Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

   Тесно связан с квотированием другой вид  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, называемый лицензированием.

   Лицензирование - регулирование внешнеэкономической  деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

   Лицензирование  может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным  инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:

  • разовая лицензия — письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
  • генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
  • глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
  • автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

   Лицензирование  используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.

   Количественное  ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.

   «Добровольное»  ограничение экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров  по торговле ограничить или, по крайней  мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

2.1.3 Скрытые методы торговой политики

   Наряду  с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

   Виды  скрытого протекционизма.

   По  некоторым оценкам, существует несколько  сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

  • технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.
    • внутренние налоги и сбор - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
    • политика в рамках государственных закупок - скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.
    • требование о содержании местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Международная торговая политика является основной составной частью международных  экономических отношений (МЭО). Государственное регулирование международной торговли может быть: односторонним, двусторонним и многосторонним. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли. Инструментами торговой политики служат тарифные, нетарифные и скрытые методы. Для лучшего регулирования международной торговли существуют специальные организации и союзы.

     Как отмечалось, развивающиеся (периферийные) страны включают подавляющее число  стран мира, разнородных по уровням социально-экономического развития. Это бывшие колониальные зависимые и бывшие социалистические страны, которые не входят в состав развитых стран. Проведенные в них за разные периоды времени социально-экономические преобразования ликвидировали основные формы докапиталистических и социалистических отношений.

     В 2005 г. доля стран с развивающимися рынками составила 25% ВМП, подсчитанного  на базе текущих валютных курсов, и 48% ВМП, оцениваемого на основе покупательной  способности валют (доля населения - 85%). Несмотря на успехи, достигнутые в ряде стран в социальном и экономическом развитии, в целом эта группа характеризуется наличием огромных проблем. Примерно 30 млн. детей в возрасте до пяти лет умирают каждый год из-за причин, не являющихся роковыми в индустриальных странах. Почти половина населения живет без современных санитарных удобств. Около 120 млн. детей, 20% соответствующей возрастной группы, не получают начального образования.

     Тесная  взаимосвязь между экономическим развитием и социальным прогрессом вызывает необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений развития стран мировой периферии, изменения их положения в глобальной экономической системе. Несмотря на своеобразие путей развития, отмечаются общие направления социально-экономических преобразований развивающихся стран.

     Разным  этапам развития развивающихся стран в целом и ее составным частям соответствовали свои основные долговременные цели. Они определялись состоянием хозяйства стран, соотношением политических сил внутри стран и в мировом хозяйстве в целом, привлекательностью тех или иных моделей экономического развития. Исходя из направленности основных долговременных целей в экономической стратегии большинства развивающихся стран, можно выделить два периода: период укрепления экономического суверенитета и ярко выраженных усилий по индустриализации хозяйств в 1960—1970-е годы; период открытой экономики, приспособления к потребностям ведущих развитых стран в последующие два десятилетия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2008. — 687 с.
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М,: ЮНИТИ-ДАНА,2009.-550с.
  3. Грязнова А.Г. «Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов в России». //Финансы и кредит.2008.-№6
  4. Жуков А.И. «Одна из проблем формирования местных бюджетов». //Финансы и кредит.2008.-№6
  5. Иванова Н.Г. «Реформа межбюджетных отношений в РФ: законодательство и практика». //Финансы и кредит.2008.-№6
  6. Иванникова Е.В. «Формирование и использование местного бюджета». // Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы экономики и финансов РФ и пути их решения. 2009».
  7. Левашова Е.М. «Регулирование межбюджетных отношений в РФ». //Материалы межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы экономики и финансов РФ и пути их решения. 2009».
  8. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. – 671с.
  9. Львов А., Трунов С. Местные финансы и финансирование бюджетов в муниципальных образованиях // Финансы, 2009, № 11.
  10. Казакова Л.В. «Проблемы изменения структуры доходов и расходов местных бюджетов в современной экономике».//Финансы и кредит.2008.-№12
  11. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов // Финансы 2009, № 12.
  12. Тхамадокова И.Х. «Перспективы роста доходов бюджетов субъектов РФ». //Финансы и кредит.2009.-№6

Информация о работе Международная торговля и торговая политика