Международная торговля и Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях активное участие страны в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

Содержание

Введение


Международная торговля и Россия


1.1. Закон сравнительный преимуществ

Функции международной торговли
Протекционизм и либерализация внешней торговли


Торговый баланс


2.1. Импорт

Экспорт
2.3. Торговый режим и внешнеторговая политика


Развитие внешнеэкономических отношений


3.1. Внешнеторговая деятельность Российских предприятий

3.2. Проблемы внешнеэкономической деятельности России

Роль государства во внешнеэкономических отношениях


Заключение

Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Международная торговля и Россия.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

    Динамика  мировых цен оказала негативное воздействие на внешнеэкономические  связи нашей страны: на основные товары российского экспорта цены упали, а на импортные товары – возросли. Показатели внешнеторгового  обмена России в 1994 году оказались более чем в два раза ниже показателей 1990 года.

    В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье: 50% экспорта в стоимостном выражении приходится на топливо-энергетические товары, 25% - на металлы и алмазы, доля машин и оборудования в общем объеме продолжает снижаться. При весьма скромном общем объеме экспорта 1994 года (48 млрд. $) Россия продала за рубеж машин и оборудования лишь на 2,5 млрд.$.Их доля неуклонно снижалась – с 8,7% до 5,3% в 1994 году. Причиной этого, кроме технической отсталости производственной базы предприятий, набора кризисов, включая является отсутствие четкой системы государственной поддержки экспортного производства сложной техники и самих экспортеров.

    Идет  работа по созданию новой системы  регулирования внешнеэкономической  деятельности. Приняты законы о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, Таможеннвй кодекс. С 1 июля 1994 года отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг из России (Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года №1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт»). Исключение составляет продукция, которая экспортируется в соответствии с международными обязательствами России. Отменяются льготы по обложению вывозными таможенными пошлинами, кроме льгот, предоставляемых в соответствии с действующим тарифным и налоговым законодательством.

      К сожалению, это открыло дорогу лишь экспорту опять же сырьевому. Производство машин и оборудования, способных конкурировать на мировом рынке, требовало прежде всего крупных долгосрочных инвестиций и кредитов, ставших невозможными в условиях инфляции и всеобщих неплатежей. Изменившаяся сегодня ситуация в экономике, на финансовом и валютном рынках сделала реальными такие кредиты – многие коммерческие структуры, банки ищут теперь сферы приложения капитала на фондовом рынке и даже перспективные проекты для прямых инвестиций.

    Введены новые ставки импортного тарифа, увеличилось  количество товаров, подпадающих под тарифное регулирование. Предполагается поэтапное снижение ставок ввозимых пошлин, в первую очередь по товарам, уровень ставок пошлин по которым превосходит 30%.

    Но  все же постепенно внешнеторговый режим  России становится более гибким, активно реагирующим на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства усиливается государственный контроль.

    Вместе  с тем необходимо отметить, что предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической –деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность.  Приходится как бы вслед  разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной налоговой службой.

    Получается, что ведомственные инструкции очень  часто являются основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций.

    Хотя  вопросы повышения эффективности  внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономики страны в целом, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь к ним относятся:

  • завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства;
  • принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг;
  • налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта;
  • создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;
  • формирование благоприятного правового климата для российского экспорта;
  • совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов);
  • совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию.
 
 

3.3. Роль государства  во внешнеэкономических отношениях 

    Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено   предприятиям   самостоятельно   осуществлять экономическую  деятельность.      Указом  Президента  Российской Федерации "О либерализации  внешнеэкономической  деятельности"  разрешено   всем зарегистрированным на  территории  Российской  Федерации  предприятиям и их  объединениям  независимо  от  форм  собственности  осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.  Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется  предприятиями и организациями, зарегистрированными    МВЭС    РФ   для   этих   целей.

       Зарегистрированные предприятия  вносятся в специальный реестр,  который публикуется в  периодической печати.  Отказ в регистрации и исключение их из  реестра  могут    быть  в  случае  нарушения  действующего законодательства РФ   или   зарубежных   стран,  повлекшего  за  собой экономический и   политический   ущерб   для   России;    невыполнение обязательств по  экспортным  поставкам.  Перечень стратегически важных сырьевых товаров     установлен     соответствующим     постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).

        Предприятия могут    осуществлять   экспортно-импортные   операции  непосредственно или на  договорной  основе  через  внешнеэкономические организации. К  таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества,  торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая    деятельность   осуществляется   на   основе контракта. Российское   законодательство   предписывает   обязательную письменную форму  внешнеэкономического  контракта.  Сделка  может быть заключена либо путем составления и подписания одного  документа,  либо путем обмена   письмами,  телеграммами.  Внешнеэкономический  контракт содержит несколько    разделов,    расположенных    в     определенной последовательности. При   этом   каждый  контракт  имеет  определенные юридические атрибуты,  без наличия которых он теряет правовую силу,  и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и  их юридические адреса,   полное   имя  и  фамилию  лица,  представляющего организацию, его  должность,  а  также  указание,  на  основании  чего осуществляется представительство.   

    Управление    внешнеэкономической деятельностью в   Российской   Федерации   осуществляет   Министерство внешнеэкономических связей,    Государственный   таможенный   комитет. Регулирование валютных   операций   производят   Валютно-экономическая комиссия Российской   Федерации,   Центральный   банк   России.  Общее руководство возложено  на  Президента,  Правительство  и  Министерство экономики Российской Федерации.

        На территории  Российской   Федерации   действует   единый   режим квотирования и   лицензирования,   основой  которого  являются  единые перечни лицензируемых товаров,  система установления  и  распределения квот и  лицензий.  Общие  квоты  экспорта  из России отдельных товаров устанавливаются Министерством    экономики    по    согласованию     с соответствующими министерствами.

      Постановлением  правительства   РФ "О продаже экспортных квот,  устанавливаемых  для  государственных  нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной

основе продажу    неиспользованных    предприятиями-изготовителями экспортных квот  в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо  невыполнения  ими  указанных поставок.

         Продукция, получаемая  регионами  в  счет  платы  за   пользование недрами, акваторией  и участками морского дна,  может быть реализована на экспорт в  пределах  установленных  региональных  экспортных  квот.

    Реализация  квот  по  нефти  и  нефтепродуктам  региональными  органами государственного управления  осуществляется  через  нефтедобывающие  и нефтеперерабатывающие предприятия-производители  указанной  продукции. Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств и доводится до МВЭС в течение года.  При аукционной продажи экспортные квоты  подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке  лицензий  на экспорт. Сертификаты  подразделяются  на  два  вида:  "страновой"  - с указанием конкретной  страны-покупателя;  "открытый"  -  без  указания страны-покупателя. Производителям   товара  выдается  только  открытый сертификат. Срок его действия ограничивается кварталом.

        Выдача сертификатов  осуществляется   уполномоченными   МВЭС   в регионах. Лицензии  выдаются  субъектам   хозяйственной   деятельности независимо от  форм  их  собственности;  не  подлежит  передаче другим юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании заявлений представленных на   типовых  бланках  в  соответствии  с  инструкцией, утверждаемой МВЭС  и  в  соответствии  с  кодами  товаров  в  Товарной номенклатуре внешнеэкономической   деятельности.   Лицензии   выдаются владельцам сертификатов  при предъявлении   договоров   на   поставку товаров, а   также  парафированных  экспортных  контрактов.  Заявители отвечают за достоверность  сведений,  представляемых  в  заявлении  на лицензию. Лицензии  бывают  генеральные  и разовые.  Лицензия выдается  на один вид товара независимо  от  количества  от  количества наименований товаров   включаемых  в  контракт.  В  отдельных  случаях допускается предоставление генеральной  лицензии  на  несколько  видов товаров, если они входят в одну товарную группу.

        Генеральные и разовые лицензии  являются разрешением на экспорт  или импорт товаров  в   установленные  в  них   сроки.  Генеральная лицензия  выдается сроком на один календарный  год для совершения экспортных  или импортных операций   на   основе   долгосрочных   межправительственных обязательств Российской Федерации.  Экспортные или импортные  операции по генеральной  лицензии  могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовая  лицензия  предоставляется  заявителю  сроком  до  12 месяцев для  экспортных  или импортных операций  по каждой отдельной сделке. По мотивированной просьбе  заявителя  срок  действия  лицензии может быть продлен. Продление ее подтверждается в письменной форме.

    Решение о выдаче лицензий принимаются не позднее 25  дней  с  даты поступления заявлений.  Решение об отказе должно быть мотивированным и отправляться заявителю в  письменной  форме.  Экспортеры  осуществляют отгрузку товаров  для  экспорта  только  после  получения лицензии.  В случае нарушения установленного порядка лицензирования  Министерство внешнеэкономических связей   может   приостановить   или аннулировать выданные лицензии.   Льготы,   предусмотренные   для   предприятий   с иностранными инвестициями,  по  налогообложению и валютным отчислениям не распространяются на экспорт этими предприятиями продукции  согласно приобретенным сертификатами.

    Общий контроль  за  вывозом  с  территории  Российской   Федерации лицензируемых товаров   возлагается   на   Государственный  таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским    предприятиям    и    гражданам - владельцам транспортных  средств  запрещено  принимать  к  отгрузке за пределы Российской Федерации товары без разрешения таможенных  органов в товаросопроводительных   документах.   С   владельцев   транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров  без  разрешения  таможенных органов, взыскивается  штраф в размере рыночной стоимости перевозимого товара органами федеральной налоговой  службы,  причем  независимо  от санкций, применяемых таможенными органами. 

    Заключение 
 

    Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до 10 %.

Информация о работе Международная торговля и Россия