Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа
Работа 2010 года, заочная фрма обучения, поставили отлично
Целью моей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях.
Массовый вывоз капитала из страны продолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Опираясь на основы экономической теории и здравый смысл, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.
Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
Введение………………………………………………………………………3
1.Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития…………………………………………………………………………………….5
1.1.Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития………………………………………………………………………………….5
1.2.Факторы развития международной миграции капитала. Причины международной миграции капитала…………………………………………………12
1.3.Показатели участия страны в процессе миграции капитала………….16
2.Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России……………………………………………………………………....22
2.1.Предпосылки возникновения бегства капитала из России…………...22
2.2.Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса……………………………………………...25
3.Тенденции международной миграции на рубеже 20 и 21 веков и статус России в этом процессе………………………...…………………………..............33
Заключение…………………………………………...……………………....38
Список использованной литературы……………………………………….40
нефтепродукты.
5. Все больше в процесс миграции капитала вовлекаются бывшие социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Включились в этот процесс Россия и другие страны СНГ.
Активное участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном процессе должно способствовать повышению эффективности функционирования их экономик.
Не стоит в стороне от процессов международной миграции капиталов и Россия. Странно, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола бизнеса России" в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом экспорт капитала, начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.
За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, но большая часть - в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.
Большинство
Российских зарубежных предпринимательских
инвестиций находятся на Западе, в том
числе в оффшорных центрах и налоговых
гаванях. Там же преимущественно находятся
и зарубежные капиталовложения российских
физических и юридических лиц в ссудной
форме (т. е. банковские депозиты, средства
на счетах других финансовых институтов
и т. п.). Часть из них размещена на короткий
срок для осуществления текущих внешнеэкономических
операций. Их величина оценивается в 25-35
млрд. долларов.
Вывоз капитала из России осуществляется
двумя путями: законным путем и незаконными
способами, принявшими форму "бегства
капитала".
Законный путь вывоза капитала основан на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом". В связи с этим к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 2009 г. составил 29,3 млрд. долл.
В настоящее время утечка капитала стала принимать изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:
Не переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.
Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;
Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.
В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл.
Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.
В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики.
Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.
"Убегая"
из России, частный капитал вывозится
за рубеж не столько по
Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.
Контроль над движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.
Нужно иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых дыр для утечки капитала.
В рамках создания комплексной системы по предотвращению или значительному сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.
Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
Значение
административных мер нельзя преувеличивать,
так как побудительным мотивом деятельности
предприятий за рубежом является экономический
интерес, и именно он определяет направление
и характер движения капитала. Стратегической
мерой по сокращению "бегства капитала"
за рубеж должно стать создание такого
инвестиционного климата в России, который
стал бы привлекательным как для внутренних
российских капиталов, так и для зарубежных
инвестиций, ищущих прибыльного применения.
Заключение
В ходе работы были изучены процессы международной миграции капитала на всех его стадиях, в результате чего можно сделать выводы:
1. Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.
2. Сравнивая ситуацию в России и других странах, в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы.
3. Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в принципе, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Конечно же, первые и действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, чем инвестиции в любых других странах мирового сообщества.
4. Основными причинами оттока капитала являются:
а) неустойчивая политическая ситуация, макроэкономическая нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадлежащее обеспечение прав собственности. Еще плохо то, что когда вывозят капитал, утрачивается производительный потенциал, налоговая база и контроль над денежными средствами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности - часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.
б)
непоследовательность реформ, слабость
институциональной основы, в том числе,
выраженной в коррупции. Меры регулирования
капитала, хотя и приносят определенную
краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость
потоков капитала, представляются все
же неэффективными с точки зрения среднесрочных
задач предотвращения оттока капитала,
и обходятся очень дорого, так как приводят
к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная
стратегия должна предусматривать график
постепенной отмены мер контроля с одновременным
проведением комплексных мер по совершенствованию
управления и макроэкономических показателей,
а также по укреплению банковской системы.
Список использованной литературы
6.
Зубченко Л. Международное
7. Хесторец Б. Влияние вывоза капитала на экономику. // Экономист.- 2008.- №6.
8. Кузнецова О. Мировой и российский опыт региональной и экономической политики. – МЭ и МО, 2003 №10.
9. Гвоздева Е. Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопр. экономики. – 2000. – №2.
10.
Данные Росстат www.gks.ru