Международная миграция капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:20, курсовая работа

Описание работы

Работа 2010 года, заочная фрма обучения, поставили отлично
Целью моей курсовой работы является изучение процессов международной миграции капитала на всех его стадиях.
Массовый вывоз капитала из страны продолжается и уже несколько лет привлекает внимание экономистов. Опираясь на основы экономической теории и здравый смысл, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.
Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1.Международная миграция капитала: сущность, этапы и факторы развития…………………………………………………………………………………….5

1.1.Экономическое содержание миграции капитала: этапы и формы развития………………………………………………………………………………….5

1.2.Факторы развития международной миграции капитала. Причины международной миграции капитала…………………………………………………12

1.3.Показатели участия страны в процессе миграции капитала………….16

2.Влияние миграции капитала на воспроизводственные процессы в экономике России……………………………………………………………………....22

2.1.Предпосылки возникновения бегства капитала из России…………...22

2.2.Влияние внешней миграции капитала на эффективность осуществления воспроизводственного процесса……………………………………………...25

3.Тенденции международной миграции на рубеже 20 и 21 веков и статус России в этом процессе………………………...…………………………..............33

Заключение…………………………………………...……………………....38

Список использованной литературы……………………………………….40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ТИТ .......doc

— 313.00 Кб (Скачать)

нефтепродукты.

     5. Все больше в процесс миграции  капитала вовлекаются бывшие  социалистические страны, особенно Польша, Венгрия, Чехия, а также КНР. Включились в этот процесс Россия и другие страны СНГ.

     Активное  участие стран с переходной экономикой в международном инвестиционном процессе должно способствовать повышению эффективности функционирования их экономик.

     Не  стоит в стороне от процессов  международной миграции капиталов  и Россия. Странно, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным "Круглого стола бизнеса России" в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом экспорт капитала, начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.

     За  рубежом действуют тысячи фирм с  российским капиталом. Часть из них  была основана там еще в советское  время, но большая часть - в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

     Большинство Российских зарубежных предпринимательских инвестиций находятся на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена  на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.  
Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму "бегства капитала".

     Законный  путь вывоза капитала основан на постановлении Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 "О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом". В связи с этим к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

     Основная  масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого "бегства капитала". Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 2009 г. составил 29,3 млрд. долл.

     В настоящее время утечка капитала стала принимать изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:

     Не  переведенную в Россию экспортную выручку. Только в 1999 г. ее объем составил около 4,6 млрд. долл. В 2009 г. Эта цифра составила 2 млрд. долл. Наибольшие недодачи в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.

     Занижение экспортных и завышение импортных  цен, особенно активно используемых в бартерных сделках;

     Осуществление авансовых платежей под импортные  контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

     В результате недобросовестных бартерных  операций из России ежегодно "утекает" около 1 млрд. долл.

     Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.

     В понятие "утечка капиталов" некоторыми экономистами предлагается включать также  упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики.

     Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.

     "Убегая" из России, частный капитал вывозится  за рубеж не столько по классическим  причинам, сколько из-за стремления  его владельцев поместить его в более стабильной экономике. Одновременно, вспоминая о криминале в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их "отмывания". Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные структуры.

     Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.

     Контроль  над движением валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.

     Нужно иметь в виду, что любая система контроля и регулирования должна быть комплексной и внедряться целиком, чтобы не образовать новых дыр для утечки капитала.

     В рамках создания комплексной системы  по предотвращению или значительному сокращению "бегства капитала" предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

     Ограничение процесса "бегства капитала" может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

  1. Единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг;
  2. Особого контроля над бартерными операциями;
  3. Лицензирования вывоза капитала;
  4. Инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

     Значение  административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению "бегства капитала" за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В ходе работы были изучены процессы международной миграции капитала на всех его стадиях, в результате чего можно сделать выводы:

      1. Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость - во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию.

      2. Сравнивая ситуацию в России и других странах, в то время как в других странах с экономикой переходного типа отток капитала замедлился или прекратился, в России он достиг беспрецедентного уровня. Неэффективность мер регулирования капитала в пресечении оттока средств из страны в течение последних нескольких лет очевидна. Окончательно преодолеть вывоз капитала можно только при помощи стратегии, направленной на улучшение принципов управления и результатов макроэкономической деятельности, а также укрепление банковской системы.

      3. Одним из основных условий выживания российской экономики в ближайшие годы является резкое сокращение экспорта капитала, и усилия по возврату хотя бы части вывезенных, в принципе, разворованных средств в Россию. Россия вправе рассчитывать в возврате разворованных средств своих граждан на содействие правительств и правоохранительных органов западных государств. Конечно же, первые и действенные шаги в этом направлении должно предпринять правительство России, больше всего заинтересованное в возврате этих средств. Надо обеспечить выгодные условия инвестиций внутри страны, причем условия даже более выгодные, чем инвестиции в любых других странах мирового сообщества.

      4. Основными причинами оттока капитала являются:

      а) неустойчивая  политическая ситуация, макроэкономическая нестабильность, конфискационный характер налогообложения, несостоятельность банковской системы и ненадлежащее обеспечение прав собственности. Еще плохо то, что когда вывозят капитал, утрачивается производительный потенциал, налоговая база и контроль над денежными средствами - все это неблагоприятно влияет на общество в целом и затрудняет осуществление мер государственной политики. В то же время отток капитала может быть средством противозаконной деятельности - часть средств, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, переправляется за пределы страны и остается на индивидуальных счетах в зарубежных банках.

      б) непоследовательность реформ, слабость институциональной основы, в том числе, выраженной в коррупции. Меры регулирования капитала, хотя и приносят определенную краткосрочную выгоду, смягчая изменчивость потоков капитала, представляются все же неэффективными с точки зрения среднесрочных задач предотвращения оттока капитала, и обходятся очень дорого, так как приводят к росту коррупции. Таким образом, среднесрочная стратегия должна предусматривать график постепенной отмены мер контроля с одновременным проведением комплексных мер по совершенствованию управления и макроэкономических показателей, а также по укреплению банковской системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория : Учебник. - М.: Экономистъ, 2006. - 861 с.
  2. Гурова И.П. Мировая экономика : Учебник / И. П. Гурова. - М. : Омега-Л, 2008. - 394 с.
  3. Международные экономические отношения : Учебник / ред. В. Е. Рыбалкин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 591 с.
  4. Международные экономические отношения : Учебник / ред. Б. М. Смитиенко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 512 с
  5. Мировая экономика : Учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 2-е изд.,испр.и доп. - М. : Экономистъ, 2007, Гл. 27.

    6. Зубченко Л. Международное движение  капитала в современных условиях // Экономист. - 2001. - №6.

    7. Хесторец Б. Влияние вывоза капитала на экономику. // Экономист.- 2008.- №6.

    8. Кузнецова О. Мировой и российский опыт региональной и экономической политики. – МЭ и МО, 2003 №10.

    9. Гвоздева Е. Каштуров А., Олейник А., Патрушев С. Междисциплинарный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопр. экономики. – 2000. – №2.

    10. Данные Росстат www.gks.ru 

Информация о работе Международная миграция капитала