Международная экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство. В условиях формирования рыночной экономики сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности. Проблемы обеспечения национальной и международной безопасности стояли перед человечеством во все времена. Они приобрела особое звучание в начале XX века в связи с реальностью угрозы возникновения мировой войны, поэтому на первых порах разработки теории и политики безопасности они отождествлялись с вопросами предотвращения войн. После первой мировой войны они получили официальное признание. Одним из шагов практической политики в этом направлении стало создание Лиги Наций. Но решить вопросы предотвращения войны не удалось: разразилась 2-я мировая война, а после нее» холодная война".

Содержание

Введение 3
1. Понятие экономической безопасности 4
1.1. Показатели и критерии экономической безопасности 9
2. Международная экономическая безопасность 20
2.1. Продовольственная безопасность в системе международной экономической безопасности 20
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсова работа.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Осмысление  богатейшего отечественного и зарубежного  опыта позволяет выделить три  важнейших компонента экономической  безопасности:

  1. экономическая независимость;
  2. стабильность и устойчивость национальной экономики;
  3. способность к саморазвитию и прогрессу.

Исходя  из этого, следует согласиться с  таким определением категории "экономической  безопасности" как "совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию". Экономическая безопасность делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя составляющая означает устойчивость экономики, общества и государственных институтов к стихийным и преднамеренным угрозам вследствие экономических, и иных процессов, которые происходят внутри страны. Внешняя составляющая представляет собой спонтанные и преднамеренные угрозы, источником которых служат действия или намерения иностранных государств, экономических или политических субъектов. Следует отметить, что в CCCР вопрос об экономической безопасности трактовался достаточно односторонне и характеризовал действия исключительно внешних факторов. Речь шла о капиталистических государствах и их международных организациях типа Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной торговой организации (ВТО) и других, устанавливавших запреты, либо ограничения на поставку в СССР и вывоз из него не только передовой технологии, но и обычных товаров, на выдачу кредитов. Что касается внутренних факторов, порожденных собственными непродуманными действиями, ведущими к нарастанию экономических трудностей, то они в контексте угроз экономической безопасности никогда не рассматривались, хотя их разрушительное воздействие на экономику оказывалось порой куда более масштабным, чем внешних.C учетом современных реалий мы предлагаем дать следующую классификацию составляющих экономической безопасности:

 
Рис. 1. Элементы экономической безопасности

Как следует  из схемы, продовольственная безопасность – одна из составляющих внутренней экономической безопасности. В экономической  литературе продовольственная безопасность – это относительно новая экономическая категория. Исходный английский термин – (food security) переводится двояко: как продовольственная безопасность и как продовольственная обеспеченность. По нашему мнению, второй вариант перевода точнее отражает смысл этой категории, так как подразумевает обеспечение гарантированной экономической доступности продуктов питания для населения, хотя подстрочнику больше соответствует первый вариант. Обеспечение продовольствием стран, регионов, домашних хозяйств, граждан страны стояло перед человечеством с незапамятных времен. Правители и их советники пытались эффективно решить эту вечную проблему, так как именно нехватка продовольствия, в первую очередь, обусловливала разного рода социальные конфликты в обществе. По сути дела достижение определенного уровня продовольственной безопасности было всегда основной задачей общества в целом и конкретного индивидуума, ибо в основе этого лежит инстинкт самосохранения, на котором базируется вся человеческая деятельность. Общество уже на ранних этапах своего развития и организации формирует специфические механизмы и правила обеспечения минимума удовлетворения жизненно важных потребностей. Однако уровень продовольственного обеспечения, его структура и механизмы находятся в прямой зависимости от объемов производства сельскохозяйственных продуктов и только потом – от уровня развития перерабатывающих отраслей, торговли. Долгое время, вплоть до конца XIX в., обеспечение необходимого уровня продовольственной безопасности регулировалось именно на основе традиций в рамках общин и натурального хозяйства. Государство на этом этапе выполняло функции организации военной безопасности и лишь в крайних случаях вмешивалось в процесс перераспределения продуктов между социальными группами и слоями общества. Формирование основных запасов и резервов осуществлялось на микроуровне домохозяйством, общиной, а в период феодализма эти функции возлагались также и на помещика. Уровень сельскохозяйственного производства и неразвитость товарообменных отношений могли обеспечить только минимум потребления, а также сравнительно простую структуру питания, отражавшую местные условия жизни, национальные и религиозные особенности. С развитием капиталистических отношений кардинальным образом меняются условия существования человека. Прежде всего, на место изолированных замкнутых форм существования приходит открытое подвижное общество, в котором вследствие развития рыночных отношений создается взаимозависимое общественное производство, в рамках которого происходит смешение этнических, социальных слоев и складывается интегрированное общество, характеризуемое общепринятыми нормами и структурой потребления, создается общественный механизм обеспечения продовольственной безопасности. В этих условиях все большую роль объективно начинают играть государство и различные социальные институты, которые выступают как факторы организации производства и распределения производственных ресурсов. Важнейшим инструментом продовольственного обеспечения становится рынок, который через систему ценообразования, спроса и предложения влияет на формирование необходимых запасов и уровня потребления. Вместе с тем в обществе сохраняются и наблюдаются значительные расхождения в структуре и нормах потребления в зависимости от социальной принадлежности и уровня дохода. На начальных стадиях развития капитализма рыночный механизм не исключал недоедания и голода в различных социальных группах, со временем путем установления определенных социальных гарантий в наиболее развитых капиталистических странах эти проблемы во многом были решены, хотя различия в уровне потребления существуют до сих пор. Советская история дает пример действия другого механизма формирования продовольственной безопасности – народнохозяйственного планирования, которое также предназначалось для решения этой проблемы, но в силу исключительной сложности объекта управления далеко не всегда справлялось с поставленной задачей. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности в ущерб сельскому хозяйству, легкой и пищевой промышленности привело к тому, что уже в начале 60-х годов ХХ в. СССР превратился в импортера зерна, мяса и других продуктов питания. Между тем проблема продовольственной безопасности к этому времени стала осознаваться как категория мирового значения. Право на полноценное питание и на защиту от голода составило неотъемлемую часть Международного билля о правах человека от 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. Это право также закреплено и в Конвенции о правах ребенка от 1989 г. и других международных правовых актах [4]. Так, например, во всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., статья 25 гласит: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г. не только указывается на фундаментальное право человека на свободу от голода, но и вменяется в обязанность государства обеспечение реализации на практике этого права. В частности, в статье 11 говорится:

  1. Государства-участники настоящего Пакта признают право каждого на полноценный уровень жизни для него и его семьи, включая полноценное питание, одежду и жилище, и право на постоянное улучшение жизненных условий.
  2. Государства-участники настоящего Пакта, признавая фундаментальное право каждого на свободу от голода, должны предпринимать самостоятельно или посредством международного сотрудничества меры, включая социальные программы, которые требуются для того, чтобы:

    а) улучшить способы производства, хранения и распределения продовольствия посредством развития и реформирования аграрных систем, таким образом, который позволяет добиваться наиболее эффективного развития и использования природных ресурсов;

    б) принимая во внимание проблемы как стран, импортирующих продовольствие, так и стран, его экспортирующих, обеспечить справедливое распределение мировых продовольственных запасов в соответствии с потребностями.

Важнейшим международным документом универсального характера является Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, принятая Генеральной ассамблеей ООН 17 декабря 1974 г. Она, в частности, гласит: "Каждый мужчина, женщина и ребенок обладают неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей…". В Риме 17 ноября 1996 г. состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам голода. Главы государств подписали Римскую декларацию о всемирной продовольственной безопасности и план действий всемирной встречи на высшем уровне по проблемам продовольствия. В ней, в частности, сказано: "Мы подтверждаем нашу политическую волю и наше общее национальное обязательство по достижению продовольственной безопасности для всех и продолжению усилий по искоренению голода во всех странах, намереваясь не позднее, чем к 2015 году вдвое снизить число недоедающих по сравнению с нынешнем уровнем. Мы считаем недопустимым, что более 800 млн. человек по всему миру, особенно в развивающихся странах, не получают достаточно продуктов питания для удовлетворения своих основных продовольственных потребностей …".Следует отметить, что с тех пор проблема не только не решена, но и существенно усугубилась, в связи, с чем исследование данной темы весьма актуально и сегодня. Между тем категория "продовольственной безопасности" недостаточно изучена даже на уровне дефиниции. Так, группа экспертов Национального фонда защиты потребителей, обобщив мнения многих специалистов, предложила следующее ее определение: "Продовольственная безопасность – это обеспеченная продовольственными ресурсами, потенциалом и гарантиями способность государства вне зависимости от внешних и внутренних условий или угроз удовлетворять потребности населения страны в целом и каждого гражданина в отдельности продуктами питания, питьевой водой и другими пищевыми продуктами в объемах, качестве и ассортименте, необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства народонаселения".На наш взгляд, это определение следует считать наиболее полным, выделив в нем два существенных момента. Первый – продовольственная безопасность страны зависит от того, насколько она сама себя может обеспечить необходимым количеством пищи, в основном это, конечно, зерно, хлеб (помните пословицу "хлеб – всему голова"), т.е. продовольственная безопасность – это условие, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа "не возникает – возникает" продовольственный кризис. Второй момент включает вопросы качества продукции и возможность потребительского выбора, т.е. продовольственная безопасность – это еще и гарантия полноценного разнообразного питания людей на уровне физиологических норм.Одно из самых последних, уточненных определений продовольственной безопасности, приведенное в обновленном исследовании "Право на достаточное питание и на свободу от голода", подготовленном в рамках Комиссии по правам человека Экономического и социального совета ООН, представленное и одобренное на 51-й сессии Подкомиссии по предупреждению дискриминации Комиссии по правам человека ЭКОСОС в июне 1999 г., гласит: "В настоящее время под продовольственной безопасностью понимается доступ всех людей в любое время к продовольствию, необходимому для здоровья и активной жизни. При достижении продовольственной безопасности продукты питания имеются в достаточном количестве, их поставки являются сравнительно стабильными и каждый нуждающийся человек может получить продовольствие". На основании изложенного,  предлагается следующее определение категории "продовольственная безопасность".

Продовольственная безопасность – это совокупность экономических отношений в обществе, возникающих по поводу обеспечения  всех его членов продуктами питания, соответствующими нормативам по качеству и количеству. При таком подходе становится возможным перевести решение проблемы на уровень государства, целью которой является обеспечение всем гражданам постоянного доступа к достаточному количеству продуктов питания. Эта политика, как нам представляется, должна опираться в основном на четыре принципа: 1) наличие, 2) стабильность, 3) эффективность использования, 4) доступность, под которыми подразумевается, что:

  • продукты питания должны иметься в наличии в результате местного производства, использования запасов или импорта;
  • наличие продуктов должно быть стабильным. Люди имеют ежедневные потребности, которые не должны страдать от внезапно произошедших или значительных перемен;
  • продукты питания должны соответствующим образом перерабатываться, храниться и консервироваться, потребители должны быть уверены в том, что потребляемые ими продукты приемлемого качества и безопасны для здоровья, питание должно быть сбалансированным;
  • продукты питания должны быть доступны как в отношении их физического наличия, так и в отношении покупательной способности. Четыре упомянутых выше принципа универсальны для всех времен и всех стран.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Развитие  и углубление международного разделения труда, масштабов и роли МЭО ставят на практические рельсы проблемы взаимозависимости  стран. Сегодня крайне трудно, если невозможно назвать страну в мире с полной экономической независимостью. На деле это связано с хозяйственной и политической изоляцией. Более или менее отдаленным примером такого рода была Албания. Но это не принесло и не могло принести ее жителям чего-то хорошего, а лишь существенно снизило возможности потребления, уровень жизни, ограничило ресурсные условия и источники развития. Не случайно, что отказ от такого курса стал неизбежностью. И данный пример лишь подтверждает объективную, не зависящую от чьих-то желаний, необходимость международного обмена, МЭО, что было показано в 1-й главе. У больших стран стремление к большей (но не полной) независимости имело (как в свое время в СССР, Китае и Индии) больший резон с учетом обеспеченности разнообразными ресурсами, но и в этом случае приводило к сужению потребления, больше диктовалось политическими причинами. Отсюда можно сделать вывод, что полная экономическая независимость - это далекое и малодостоверное прошлое или миф. Вместе с тем, многие и в первую очередь развивающиеся страны выступают против своей зависимости в случае экспорта единственного или нескольких первичных продуктов, а также, когда в качестве партнера (покупателя и поставщика) выступает одна страна. Примеры такого рода можно привести по ряду стран Латинской Америки, Африки, нередко являвшимися монокультурными экспортерами (цитрусовых, кофе, тростникового сахара и т.п.). Так, по данным исследований, у 13 стран Латинской Америки и Африки один товар или одна группа товаров (кофе, какао, сахар, хлопок, железная руда, металлические руды и др.) составляли от 56 до 90% всего экспорта в конце 80-х гг. В большинстве случаев основными торговыми партнерами таких стран выступают развитые индустриальные страны, куда в основном вывозится их продукция. При этом у некоторых стран (к примеру, 4 стран Африки и Мексики от 44 до 86% экспортного рынка приходилось на одну страну (США, Великобританию, Японию, Францию или Саудовскую Аравию). Выход же один - диверсификация по возможности и экспорта и импорта. Долгосрочная стратегия протекционизма вряд ли будет плодотворной. Фактором уменьшения опасности экономической зависимости и ее последствий в современных условиях становится усиление взаимосвязи экономик стран-партнеров, когда они оказываются незаинтересованными в монопольном доминировании, а нарушение устойчивых связей означает потери для каждой из сторон. Это вполне укладывается в общий тезис о преимуществах и выгодах международного разделения труда и обмена. При этом МЭО должны в полной мере служить диверсификации и стабильному функционированию национальных экономик, обеспечивая условия взаимного стимулирования. Тем самым мы выходим на современную трактовку принципа национальной и международной экономической безопасности. Под первой понимается создание и поддержание на национальном уровне необходимых и достаточных условий для устойчивого, поступательного развития хозяйства страны, социальных, экологических, политических, культурно-правовых и психологических компонентов. Это, естественно, предполагает формирование и всемерное использование внешнеэкономических связей, МЭО для решения указанной задачи. Международная экономическая безопасность заключается в создании и обеспечении функционирования непосредственно системы мирохозяйственных связей, в том числе МЭО, а также взаимодействия национальных экономик и их основных блоков, обеспечивающих устойчивое хозяйственное развитие мирового сообщества в делом, его регионов и национальных экономик стран. Можно утверждать, что достижение целей международной и национальной экономической безопасности возможно только на основе дальнейшего развития и углубления международного разделения труда, устойчивого и масштабного мирохозяйственного обмена и взаимодействия национальных экономик, ликвидации искусственных препятствий на этом пути. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

        1.  Архипов А., Городецкий А., Михайлов  Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики, 1994. - № 12.

     2.            Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1998.

     3.            Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики, 1994. - № 12. - С.27-28.

     4.            Вельяминов Г.М. Конференция ООН по торговле и развитию и международное право//Советский ежегодник международного права. 1969. М., 1970.

     5.            Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004.

     6.            Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002.

     7.            Голос Украины. 1991. 14 дек. и 21 дек.

     8.            Известия. 1994. 26 марта; Международное право. М., 2003. С. 293.

     9.            Калинин А.Я. Продовольственная безопасность – проблема XXI века // Пищевая промышленность. – 2001.- № 7.- С. 4-7.

     11.       Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002.

     13.       Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международная экономическая безопасность