Методы прогнозирования экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы посвящена вопросам прогнозирования темпов, качества экономического роста и макроэкономических показателей. Дается понятие экономического роста, рассматривается как объекты прогнозирования экономический рост, макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета. Формулируются макроэкономические цели и система макроэкономических показателей. Раскрывается сущность основных методов, используемых для прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста приводятся формулы.

Содержание

Введение

1. Методические основы социально-экономического прогнозирования

1.1 Социально-экономическое прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. Планирование и рыночная экономика

1.2 Основные понятия и определения

1.3 Задачи, функции и принципы прогнозирования

1.4 Классификация прогнозов и объектов прогнозирования

2. Прогнозирование темпов, качества экономического роста, макроэкономических показателей

2.1 Экономический рост как объект прогнозирования

2.2 Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования

2.3 Методы прогнозирования макроэкономических показателей и экономического роста

2.4 Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

2.5 Прогнозные оценки показателей экономического роста Российской Федерации

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Методы прогнозирования экономического роста.doc

— 273.50 Кб (Скачать)

     Сущность  производственного, распределительного методов и метода конечного использования  ВВП сводится к следующему.

     Производственный  метод. ВВП определяется как сумма добавленной стоимости путем вычета из прогнозируемого валового выпуска промежуточного потребления.

     Валовой выпуск представляет собой стоимость  произведенных товаров и услуг. В его состав включается производство промышленной и сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении, перевозка грузов, стоимость строительно-монтажных работ, производство других отраслей. В объем услуг включаются услуги оптовой торговли, материально-технического снабжения и заготовок, услуги связи, здравоохранения, культуры, науки, общественных организаций, органов государственного управления, обороны, услуги финансовых учреждений (банков, страховых компаний), пенсионное обеспечение, услуги различных организаций по обслуживанию предприятий и организаций, т.е. в валовой выпуск включается вся сумма произведенной продукции и услуг в стране.

     В состав промежуточного потребления  входят: используемая в производственном процессе продукция и материальные услуги (покупные и собственного производства); оплата нематериальных услуг; дополнительные расходы (командировочные расходы, спецодежда, спецпитание и т.д.); покупка продуктов питания и напитков гостиницами, ресторанами, кафе, медицинскими и учебными заведениями; расходы на текущий ремонт; питание и обслуживание военнослужащих; расходы на покупку военной техники. В состав промежуточного потребления включается оплата услуг финансовых посредников.

     Распределительный метод. ВВП исчисляется как сумма доходов всех предприятий, учреждений и населения, занятых производством материальных благ и оказанием услуг: сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль и другие доходы), перераспределенных доходов (проценты по вкладам, доходы от облигаций, дивиденды, поступления по социальному страхованию и др.) и амортизационные отчисления основных производственных и непроизводственных фондов.

     Метод конечного использования ВВП. На прогнозируемый период ВВП рассчитывается по элементам использования: конечное потребление, валовое накопление и экспортно-импортное сальдо (разница между экспортом и импортом). Расчеты базируются на основополагающем уравнении Кейнса: 

     Y = C + G + I + (Е – М ). 

     Конечное  потребление (C + G ) представляет собой сумму расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: покупка товаров в государственном и кооперативном секторах, на колхозном рынке, у частных лиц и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью; покупка рыночных потребительских услуг; квартирную плату и оплату коммунальных услуг; оплату бытовых услуг; покупку путевок в санаторий, дома отдыха, пансионаты: платежи за услуги платных медицинских учреждений, расходы на приобретение билетов в кино, театры, зоопарки; оплату услуг транспорта и связи; оплату финансовых и юридических услуг; плату за обучение на курсах, занятия в кружках; торговую наценку на товары, приобретенные через комиссионные магазины; стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления.

     Расходы на конечное потребление государственных  учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают стоимость индивидуальных услуг, оказанных бесплатно этими  учреждениями частным лицам (охрана здоровья, социальное обеспечение, физкультура и спорт, просвещение, культура и искусство) и обществу в целом (наука, управление, оборона).

     Валовое накопление (I) включает накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств. Валовое накопление основного капитала представляет собой увеличение средств, вложенных хозяйственной единицей в продукцию и объекты длительного пользования со сроком службы более одного года, включая стоимость относящихся к ним услуг (основные фонды, затраты на геологоразведочные и буровые работы, капитальные работы по улучшению земель, незавершенное производство, капитальный ремонт). Запасы материальных средств охватывают все товары, которые имеются в данное время у хозяйственных единиц, не включенные в валовое накопление основных фондов: запасы промышленных продуктов (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, готовая продукция); запасы сельскохозяйственной продукции из собранного урожая; скот на откорме; запасы государственных материальных резервов. 
 
 

     2.4 Организация государственного прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

     Непременным условием эффективного регулирования  и прогнозирования социально-экономического развития страны является система четкого  функционирующих органов. Такая система в России создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти. Рис.3 смотреть в приложении В.

     Законодательные органы - это государственная Дума и Совет Федерации. Они устанавливают  правовую базу прогнозирования, рассматривают и утверждают выносимые Правительством страны проекта прогнозных документов. Исполнительные органы - это Правительство, которое в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по государственному прогнозированию. В систему рабочих органов Правительства входят:

     Министерства  РФ: экономического развития и торговли; финансов, природных ресурсов, труда  и социального развития и др.;

     Государственные комитеты РФ: по статистике; по связи  и информации, жилищной и строительной политики, охраны окружающей среды и др.

     Технология  разработки годового прогноза социально-экономического развития страны:

     1. Основанием для разработки прогноза  служит Постановление Правительства  РФ «О разработке прогноза  СЭР страны на _____ год», которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному.

     2. Министерство экономического развития  и торговли разрабатывает прогнозы  основных индикаторов социально-экономического  положения страны на предстоящий  год, в частности:

     объем и динамика ВВП;

     прогноз инфляции;

     объем производства и реализации товаров, работ и услуг;

     объем инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования;

     расчеты фонда оплаты труда;

     объемы  прибыли (доходов),

     показатели  экспорта и импорта;

     прогноз курса рубля и ставок рефинансирования Центрального банка РФ;

     основные  характеристики финансового баланса  страны.

     Данные  показатели разрабатываются как  правило в двух вариантах, которые  в комплекте с методическими  материалами доводятся до Министерств, ведомств и регионов в начале марта.

     3. Министерства ведомства и регионы с учетом исходных показателей, предложенных Министерством экономического развития, разрабатывают подробные собственные прогнозы и направляют их на рассмотрение в Министерство экономического развития в конце мая - начале июня.

     4. Министерство экономического развития  обобщает полученную информацию, уточняет, балансирует прогнозные  параметры и формирует прогноз  социально-экономического развития  страны. Прогноз направляется в  Правительство на рассмотрение  и уточнение. После одобрения Правительства прогноз становится основой для разработки проекта федерального бюджета. Этот этап завершается в июне.

     5. Начиная работу параллельно с  Министерством экономического развития  на основе предложенных на  первом этапе индикаторов социально-экономического положения Министерство финансов разрабатывает проект бюджета и также направляет его в Правительство. В начале осени прогноз социально-экономического развития страны и проект бюджета направляется Правительством в Государственную Думу на рассмотрение и утверждение.

     6. В ноябре предпрогнозного года  Министерство экономического развития  проводит уточнение параметров  прогноза, учитывая итоги утвержденного  бюджета и информацию о текущей  экономической ситуации в стране. В декабре Министерство экономического развития направляет итоговый документ в Правительство. 
 

     2.5 Прогнозные оценки показателей экономического роста Российской Федерации

     В 90-е годы в нашей стране и за рубежом неоднократно предпринимались  попытки разработки прогнозов социально-экономического развития РФ, большинство из которых очень быстро устаревало вследствие продолжавшегося экономического кризиса. Так, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны до 2005 года, утвержденном Правительством РФ в 1996 году, предполагалось, что в соответствии с оптимистическим вариантом прогноза в 1998-2005 годах будет обеспечен рост ВВП в пределах 4.5-5 % в год. К 2005 году предполагалось достигнуть уровня ВВП 1992 года, по пессимистическому варианту предполагалось, что среднегодовая динамика ВВП в 1998-2005 годах составит 3.5 – 4 %. При этом имелось ввиду, что по первому варианту в экономику РФ за 10 лет будет привлечено 112.5 млрд.долларов в основном иностранных инвестиций; по второму варианту предполагалось использовать в основном внутренние источники инвестиций. Однако, как показала практика, указанный прогноз оказался не вполне реальным из-за продолжавшегося кризиса.

     В большей степени заслуживает  внимания прогноз социально-экономического развития РФ, разработанный в начале 90-х годов коллективом работников института научного прогнозирования РАН. Согласно этому прогнозу депрессия в Российской экономике продлится до конца 20 века. После 2000 года начнется экономическое оживление, 2001-2005 годах среднегодовые темпы роста ВВП составят 3.4 %. В 2006-2010 годах они могут составить 5.7-6 %. После 2010 года экономика РФ перейдет к стационарному режиму развития с темпом роста 5.5-6 %. По оптимистическому варианту этого прогноза выйти на уровень потребления 1990 года удастся не ранее 2007 года, а по реалистическому не ранее 2012 года.

     В полной мере преимущества экономики  рыночного типа могут проявиться в России через 45-50 лет после начала реформ. В соответствии с результатами исследований, проведенных учеными института экономики РАН совместно с работниками ММВБ под руководством академика Л.И. Абалкина и опубликованных в монографии “Россия – 2015: оптимистический прогноз”, среднегодовые темпы роста ВВП в 1999-2000 годах составят 4-6 %, 2001-2008 годах – 6-8 %, 2009-2015 годах – 3.5 %. Согласно предложенной стратегии развития в ближайшие два года деятельность государства должна быть направлена не только на остановку спада производства, на реформирование банковской системы страны и укрепление рубля, но и на создание предпосылок для последующего подъема.

     На  втором этапе в 2001-2008 годах экономический  рост прогнозируется в первую очередь  в отраслях потребительского сектора. Прирост реальных доходов населения  может составить 5-7 % в год, инвестиций в основной капитал 8-12 % в год, возрастут показатели занятости, улучшится финансовая ситуация, значительная часть банков будет сориентирована на реальный сектор.

     На  третьем этапе 2009-2015 годах процесс  модернизации экономики России будет  предполагать улучшение конкурентоспособности  в отраслях конечной продукции, произойдет укрепление рубля, вновь начнется широкомасштабное включение России в мировой рынок. К 2015 году будет завершена модернизация отечественного машиностроения на информационно-индустриальной основе. Вероятно, большая часть экономики России будет использовать ресурсосберегающие и наукоемкие технологии. Однако, к 2015 году процесс построения информационно-индустриального общества будет еще далек от завершения, а по социальным параметрам Россия лишь приблизится к индустриально-развитым странам. Задачу построения полномасштабного информационно-индустриального общества можно будет решить лишь к середине следующего столетия. 

 

     Заключение

     Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

     1) Глобальная функция государства  в рыночных условиях заключается в создании условий жизнеобеспечения общества.

     2) Формирование рыночного механизма  предполагает наличие определенного  временного периода и требует  разработки программы реформ  с определением конкретных этапов, обеспечивающих необходимые изменения в социально-экономической жизни страны, где важное значение в этом процессе играют планирование и прогнозирование, позволяющие предвидеть возможности и последствия всех изменений.

     3) Принципы прогнозирования меняются  в зависимости от экономических  условий, которые существуют на том или ином историческом этапе развития общества. В частности, со сменой социально-экономического строя. Исследование различных классификационных схем методов прогнозирования позволяет выделить в качестве основных классов фактографические, экспертные и комбинированные методы, специализация которых обусловлена спецификой целей и задач, количеством и качеством исходной информации, периодом упреждения прогноза.

Информация о работе Методы прогнозирования экономического роста