Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:00, курсовая работа
Макроэкономические модели основываются на балансовом методе, т.к. предполагается, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические проблемы: занятости, экономического роста, инфляции и т.д
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.
1.1. Объект исследования макроэкономики.
1.2. Предмет изучения макроэкономики.
1.3. Теоретические основы и функции современной макроэкономики.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МАКРОЭКОНОМИКИ.
2.1. Общеэкономические методы исследования макроэкономики.
2.2.Специфические методы исследования макроэкономики. Методологические особенности макроэкономического анализа.
Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.
Метод научных абстракций.
Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий, таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи – продукты труда, предназначенные для продажи.
Анализ и синтез, системный подход.
Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям -анализ(анализ показателя себестоимости по элементам затрат(сырье, энергоресурсы, зарплата и т.д.)), так и в целом-синтез(определения показателя себестоимости продукции, как суммы всех затрат).
Благодаря сочетанию
анализа и синтеза
Индукция и дедукция.
Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция, ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.
Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).
Исторический и логический методы
Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.
К примеру, ученые
детально исследовали конкретный подход
и особенности опыта
Графический метод.
Широкое применение
в экономических науках имеет
графический метод отображения
хозяйственных процессов и
Например, на рисунке
видна зависимость между ценами
на товар и предложением. Чем выше
цены, тем больше предлагающих товар.
Позитивная макроэкономика имеет целью объяснение сущности происходящих экономических процессов и явлений, и выработку рекомендаций по экономической политике на основе анализа реальных экономических параметров.
Нормативная макроэкономика
выражает мировоззренческие, идеологические
принципы, постулаты и предписания
экономического поведения, служащие основой
для оценки желательности результатов
экономической деятельности.
Основной
специфический метод
Агрегирование проводится по трем направлениям.
• Сектор домашних хозяйств является основным потребителем рыночных продуктов и собственником факторов производства. Он формирует предложение рабочей силы и спрос на блага. Взамен получает доход, часть которого потребляет, а часть сберегает.
• Предпринимательский сектор поставляет продукцию на рынок благ. Он предъявляет спрос на факторы производства и производит инвестирование.
• Государственный сектор производит общественные блага, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег и создает условия для оптимального функционирования народного хозяйства.
• Иностранный сектор представляет собой совокупность экономических субъектов за границей и иностранных государственных институтов. Используется для определения состояния национального платежного баланса.
2)По рынкам. Все множество микроэкономических рынков на макроуровне группируются в следующие типы:
- рынок товаров и услуг;
- рынок реального капитала;
- рынок труда;
- рынок денег;
- рынок капитала или ценных бумаг;
- международный рынок.
3)По показателям. Используются только те показатели, которые характеризуют всю национальную экономику – валовый национальный продукт, национальный доход, уровень цен, инфляции и безработицы, объемы потребления и сбережения инвестиций, рыночная ставка процента и др.
Издержками
Моделирование - это описание экономических процессов или явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов с целью выявления функциональных
зависимостей между ними. Процесс моделирования включает в себя следующие этапы:
1. Формулировка предмета и цели исследования.
2. Выделение
в данной экономической
3. Выявление
наиболее важных характеристик
каждого изучаемого
4. Математическое
моделирование. Перевод
5. Выбор метода решения и его получение.
6. Анализ решения.
Проверка на соответствие
Любая экономико-математическая
модель абстрактна, имеет ряд допущений
и упрощений, что ограничивает область
ее применения. В то же время именно
на основе экономико-математического
моделирования можно получить достаточно
полное представление о характере
происходящих в экономике процессов,
определить закономерности функционирования
экономического объекта, сделать прогноз
развития экономики, обосновать рекомендации
по экономической политике. В макроэкономике
используется множество экономико-
• по степени обобщения - абстрактно-теоретические и конкретно-экономические ;
• по продолжительности
анализируемых процессов —
• по характеру взаимосвязей элементов - линейные и нелинейные.
• по степени охвата иностранного сектора — закрытые (представлена только национальная экономика) и открытые (учитывающие воздействия иностранного сектора на национальную экономику);
• с учетом фактора времени — статические и динамические. В статических моделях все экономические показатели привязываются к определенному моменту времени. В динамических моделях рассматривается временная взаимосвязь экономических показателей. Они предполагают учет таких проблем, как проблема вовлечения ресурсов, проблема
накопления, проблема внедрения достижений НТП, фактор времени, проблема альтернативности издержек.
Любая модель может быть представлена алгебраически, графически, в виде бухгалтерских записей и в таблично-матричной форме. Наиболее часто используются алгебраическая и графическая формы моделей.
Экономические переменные, величина которых задается до построения модели принимают за экзогенные (внешние). Макроэкономическая модель дает возможность определить эндогенные (внутренние) экономические переменные, величина которых устанавливается в процессе решения выдвинутой задачи. Задачей макроэкономики является объяснение развития эндогенных переменных при существующих экзогенных.
Обычно в качестве
экзогенных параметров в макроэкономических
моделях выступают
Функциональные зависимости между экзогенными и эндогенными величинами бывают следующих видов:
• поведенческие, которые отражают предпочтения экономических субъектов. Примером такого рода зависимостей могут служить функции потребления или инвестиционного спроса;
• технологические, показывают технологические зависимости в экономике. Примером может служить производственная функция, показывающая связь между объемом и факторами производства;
• дефиниционные, отражают содержание явлений и их структуру. Например, определения совокупного спроса, безработицы, инфляции;
• институциональные, выражают зависимости, вытекающие из институционально установленных в экономике норм и правил. К их числу можно отнести функцию налоговых поступлений как зависимость от размера дохода и установленной налоговой ставки.
Таким
образом, макроэкономический анализ –
это изучение экономики в целом.
Он позволяет объяснить
Анализируя экономические
процессы, происходящие в масштабе страны,
прежде всего, следует определить цели
экономического развития общества. Очевидно,
что каждая страна должна стремиться к
росту благосостояния, повышению уровня
жизни населения. Это достигается при
условии, что все, кто хочет и может работать,
имеют такую возможность, цены устойчивы,
объем производства постоянно увеличивается,
страна имеет сбалансированную внешнюю
торговлю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы:
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина; под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 448с. |
2.Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие / Н.И. Базылев. – Минск, 2007. – 288с. |
3.Бондарь, Н.Н.
Социальная политика в |
4.Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2005. – 256с. |
Макроэкономика: Учебник
5.Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. год издания — 1994 5. Демчук, М.К. Республика Беларусь: системные принципы устойчивого развития / М.К. Демчук. – Минск: РИВШ БГУ, 2003. – 342с. |
6.Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – М.: Дело, 2004. – 472с. |
7. Лемешевский, И.М. Макроэкономика.
(Экономическая теория. Ч.3): учеб. Пособие
/ И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУА информ»,
2004. – 576 с.
8. Макроэкономика: учебное пособие / Под ред. Л.П.Зеньковой.- Мн: ИВЦ Минфина, 2007.- 380 с. |
9. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студ. вузов/Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, Н.Я. Кажуро; Академия управления при Президенте Республики Беларусь; под ред. Э.А. Лутохиной. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 400с. |
10.Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов; под ред. М.И. Плотницкого.- 2-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2004. – 461 с. |
11.Национальная |
12.Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. – СПб.: Питер, 2000. – 448 |
13.Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. Пособие / Т.В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. |
14.Тарасевич, Л.С.
Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич,
П.И. Гребенников, А.И. |
Информация о работе Методы исследования современной макроэкономики