Метод группировок в экономическом анализе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:57, реферат

Описание работы

Сущность явлений, процессов или предметов материального мира, в том числе финансово-хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой — в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Содержание

Введение
1.Методы экономического анализа
2.Метод группировок

3.Виды группировок
4. Групповые таблицы

Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат по тэа.doc

— 88.00 Кб (Скачать)
 
 

План: 

Введение 

1.Методы экономического анализа 

2.Метод группировок

    

3.Виды группировок 

4. Групповые  таблицы 
 

Заключение 

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Сущность явлений, процессов или предметов материального  мира, в том числе финансово-хозяйственных процессов экономических субъектов, характеризуется внутренними, устойчивыми признаками и связями, которые находят отражение в их содержании. Она проявляется, с одной стороны, в единстве всего многообразия форм существования предметов материального мира, а с другой — в сложности и противоречивости развития предметов, явлений и хозяйственных процессов. Последние в совокупности и взаимодействии обусловливают осуществление хозяйственной деятельности коммерческих организаций различных организационно-правовых форм. 

Значение метода группировок в экономическом  анализе трудно переоценить. С его  помощью решаются достаточно сложные  задачи исследования. Группировки –  используются для исследования зависимости  в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

  Экономический  кризис требует отработки подходов  к структурной перестройке системы управления предприятиями. Это возможно на основе усиления взаимодействия органов власти и бизнеса в таких областях как развитие инфраструктуры, проектное управление, реструктуризация и модернизация предприятий, их рекапитализация при мобилизации внутренних и внешних ресурсов.  

В качестве инструментов используется и метод группировок  как один из эффективнейших методов  для исследования явлений хозяйственной  жизни. Можно особо отметить один из его видов - кластерный подход, который  лежит в основе исследований многих проблем и служит источником инновационных решений.

1.Методы экономического анализа 

Метод – это  подход к изучению реальной действительности, способы ис-

следования природы  и общества. Методы позволяют вскрыть  причинно-

следственные  взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные

показатели; наиболее точно измерить степень влияния  каждого фактора; вы-

явить имеющиеся  резервы, использование которых  повышает уровень эффек-

тивности деятельности предприятий.

Метод (от др.-греч. мЭипдпт — путь) — это систематизированная  совокупность шагов, действий, которые  необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь  определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии с временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли 

В анализе, как правило, используется система показателей, формируемая в процессе оперативного бухгалтерского учета и контроля. Часть недостающих показателей рассчитывается в ходе исследования. Обусловленность экономических явлений и процессов причинной связью требует от анализа изучения факторов, вызывающих изменение тех или иных показателей. Посредством анализа устанавливаются наиболее существенные факторные показатели, оказывающие влияние на изменения результатов деятельности банка.

     Вторая  характерная особенность метода экономического анализа - изучение причин, вызвавших изменение тех или иных хозяйственных показателей. Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимостью, то задача анализа - раскрытие и изучение причинно-следственных связей. На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельный показатель, могут влиять многочисленные и разнообразные причины. Выявить и изучить действие абсолютно всех причин, как отмечалось ранее, весьма затруднительно, к тому же не всегда это практически целесообразно. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель. 

     Таким образом, предварительным условием, предпосылкой правильного анализа  является экономически обоснованная классификация причин, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.

     Как и в любой науке, методы экономического анализа можно разделить на общенаучные  и конкретнонаучные. К первым относятся  методы, свойственные всем наукам. Они  связаны с наблюдением, сравнением, детализацией, абстрагированием, моделированием, экспериментом. Анализ и синтез также относятся к общенаучным методам. Конкретнонаучные методы формируются в рамках отдельных наук и являются детализацией и конкретизацией общенаучных методов познания. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Метод группировки в экономическом анализе

Широкое применение в экономическом анализе находит  группировка информации – деление  массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Если статистика использует этот способ для обобщения и типизации явлений, то в анализе группировка помогает разъяснить смысл средних величин, показать роль отдельных единиц в этих средних, выявить взаимосвязь между изучаемыми показателями. 

Группировка — это метод экономического исследования, который используется при изучении совокупности (большого количества) качественно однородных явлений.

 Группировкой  называют выделение среди изучаемых  явлений характерных групп по  тем или иным признакам (группировочный признак).

Группировка позволяет  изучить те или иные экономические  явления в их взаимосвязи и  взаимозависимости, выявить влияние  наиболее существенных факторов, закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам, классифицировать явления и процессы, а также причины и факторы, обусловливающие их. 

Группировке всегда предшествует “ранжирование” по избранному признаку. Используя методику статистики, определяют интервалы в группах  и рассчитывают средние значения показателей в группах. 
 
 
 

3.Виды группировок

Научная классификация  экономических явлений, их объединение  в однородные группы и подгруппы  возможны лишь на основе их тщательного  изучения. Нельзя группировать явления  по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую  природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели.

В зависимости  от задач используются типологические, структурные и аналитические группировки.

Ранее в системе  тракторного и сельскохозяйственного  машиностроения, например, осуществлялись типологические группировки и анализ по однородным предприятиям в целом и по видам производства (переделам). С помощью группировок и сравнительного анализа изучались литейное производство (с выделением серого и ковкого чугуна, стального и цветного литья), кузнечное производство, холодная штамповка, термообработка, механическая обработка, сварка, сборка, защитные покрытия; инструментальное, складское, ремонтное и транспортное хозяйства. 

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности и т.д.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту, выполнению норм выработки; состав предприятий по степени выполнения плана производства продукции, понижению ее себестоимости и т.д. Особенно большое значение имеют структурные группировки при анализе сводной отчетности объединений, министерств, так как они позволяют выявить передовые, средние и отстающие предприятия, определить направления поиска передового опыта, скрытых резервов. 

Аналитические (причинно-следственные) группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной (когда признак не имеет количественного выражения) или количественной. 

По сложности  построения различают два типа группировок: простые и комбинированные. С помощью простых группировок изучается взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по какому-либо одному признаку. В комбинированных группировках такое деление изучаемой совокупности делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы – по другому признаку и т.д. Таким образом, могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Они позволяют изучать очень разнообразные и сложные взаимосвязи. Но необходимо отметить и их существенный недостаток. Построение таких группировок отличается высокой трудоемкостью, а полученные результаты очень трудно воспринимаются. Поэтому для изучения сложных взаимосвязей лучше такую группировку заменить несколькими простыми. 

При построении группировок нужно очень серьезно относиться к делению совокупности на группы, выбору количества групп  и интервалов между ними, потому что в зависимости от этого могут существенно измениться результаты анализа. 

Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма: 

1) определение  цели анализа; 

2) сбор необходимых  данных по всей совокупности  объектов; 

3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку; 

4) выбор интервала  распределения совокупности и  ее деление на группы; 

5) определение  среднегрупповых показателей по  группировочным и факторным признакам; 

6) анализ полученных  средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат. 

В случае построения комбинированных группировок этот алгоритм расширяется за счет повтора (несколько раз) четвертого и пятого пунктов. 

В отличие от литературного изложения сгруппированный материал более наглядно отражает взаимосвязь между изучаемыми явлениями. При группировке индивидуальные величины показателей заменяются среднегрупповыми. В результате этого взаимно погашаются разные случайные отклонения, вызванные неявным воздействием других факторов, поэтому взаимосвязь проявляется более четко. 

Таким образом, правильная группировка информации дает возможность изучить зависимость  между показателями, более глубоко  разобраться в сущности изучаемых  явлений, систематизировать материалы анализа, определить главное, характерное и типичное.

  Метод группировки  используется для выявления скрытых  резервов и воз-

можностей предприятия.

Например.

1. Зависимость  заработной платы от стажа  работы, возраста, образования, ква-

  лификации, вредности и т. д.

2. Связь между  уровнем заработной платы и  выработкой. Выработка зависит

  от количества  оборудования, вида материала, технологии  производства, воз-

  раста оборудования, автоматизации

3. Связь между  уровнем выработки и фондоотдачей, и фондовооруженностью.

Информация о работе Метод группировок в экономическом анализе