Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:01, доклад

Описание работы

В ДЕКАБРЕ 1991 Г. РУКОВОДИТЕЛИ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ-РБ,РФ И УКРАИНА,СОБРАВШИСЬ В БЕЛОВЕЖСКОЙ ПУЩЕ,ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ(СНГ),КОТОРОЕ ОБЪЯВИЛО О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛЕСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР)КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. БЕЛАРУСЬ КАК ОДНА ИЗ 15 РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР,ПОЛУЧИЛА СТАТУС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ГОС-ВА И,ЕСТЕСТВЕННО,СТАТУС СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОН.ОТНОШЕНИЙ. ПЕРЕД РЕСПУБЛИКОЙ СТАЛ ВОПРОС ОБ ИНТЕГРАЦИИ ЕЕ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ.

Работа содержит 1 файл

МЕСТО РБ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗ.СВЯЗЕЙ..docx

— 22.28 Кб (Скачать)

78.МЕСТО РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ  СВЯЗЕЙ.

В ДЕКАБРЕ 1991 Г. РУКОВОДИТЕЛИ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ-РБ,РФ И УКРАИНА,СОБРАВШИСЬ В БЕЛОВЕЖСКОЙ ПУЩЕ,ПОДПИСАЛИ  СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА  НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ(СНГ),КОТОРОЕ  ОБЪЯВИЛО О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ  СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛЕСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР)КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. БЕЛАРУСЬ КАК ОДНА ИЗ 15 РЕСПУБЛИК  БЫВШЕГО СССР,ПОЛУЧИЛА СТАТУС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ГОС-ВА И,ЕСТЕСТВЕННО,СТАТУС СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОН.ОТНОШЕНИЙ. ПЕРЕД  РЕСПУБЛИКОЙ СТАЛ ВОПРОС ОБ ИНТЕГРАЦИИ  ЕЕ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ.

МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ РБ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ:•ЧЕРЕЗ ЭКОН.ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ;•ЧЕРЕЗ ЭКОН.ОТНОШ.,СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ  В СНГ.

Рассмотрим динамику рейтинга Республики Беларусь по ИРЧП в сравнении с другими странами. В статистике ООН данные по Беларуси и другим странам СНГ фигурируют с 1990 г. На протяжении всего периода  Беларусь входит в группу стран с  высоким уровнем развития человеческого  потенциала. По данным за 2001 г. (это последние  развернутые доступные нам данные в источнике ООН [2]) Беларусь является единственной из стран СНГ, находящейся  в группе стран с высоким уровнем  ИРЧП  
(53 место из 175 стран, ИРЧП=0,804 (максимальное значение имеет Норвегия (0,944), минимальное значение – Сьерра-Леоне (0,275)), табл. 2.3. Все остальные страны СНГ попали в группу стран со средним уровнем ИРЧП.

Таблица 2.3

Место Беларуси по ИРЧП среди  стран СНГ и  ее ближайших соседей (2001 г.), [2, с.237-240]

Место в мировом рейтинге Страна Ожидаемая продолжительность  жизни 

(в  годах)

ВВП на душу населения (ППС  в USD) Индекс  ожидаемой продолжительности  жизни Индекс  уровня образования Индекс  ВВП на душу населения ИРЧП
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Норвегия 78,7 29620 0,9 0,99 0,95 0,944
175 Сьерра-Леоне 34,5 470 0,16 0,41 0,26 0,275
53 Беларусь 69,6 7620 0,74 0,95 0,72 0,804
Страны  СНГ
63 Россия 66,6 7100 0,69 0,93 0,71 0,779
75 Украина 69,2 4350 0,74 0,93 0,63 0,766
76 Казахстан 65,8 6500 0,68 0,92 0,70 0,765
87 Туркменистан 66,6 4320 0,69 0,92 0,63 0,748
88 Грузия 73,4 2560 0,81 0,89 0,54 0,746
89 Азербайджан 71,8 3090 0,78 0,88 0,57 0,744
100 Армения 72,1 2650 0,78 0,86 0,55 0,729
101 Узбекистан 69,3 2450 0,74 0,91 0,53 0,729
102 Кыргызстан 68,1 2750 0,72 0,91 0,55 0,727
108 Молдова 68,5 2150 0,72 0,86 0,51 0,70
Ближайшие соседи
35 Польша 73,6 9450 0,81 0,95 0,76 0,841
41 Эстония 71,2 10170 0,77 0,96 0,77 0,833
45 Литва 72,3 8470 00,79 0,94 0,74 0,824
50 Латвия 70,5 7730 0,76 0,95 0,72 0,811
 

     Среди стран СНГ Беларусь отличается высоким  уровнем душевого ВВП: на 7% превосходит  РФ, на 17% Казахстан, на 75% Украину, а  некоторые страны превосходит в 2-3 раза (Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан, Кыргызстан, Молдова). Беларусь также превосходит все страны СНГ по уровню образования населения. Уступает Республика Беларусь по ожидаемой  продолжительности жизни странам  кавказского региона, где она  превосходит 71 год.

Своим ближайшим  соседям (Польше и странам Балтии) Беларусь уступает как по ожидаемой  продолжительности жизни, так и  по уровню душевого ВВП. Так, от Эстонии  по последнему параметру Беларусь отстает  на 33%, от Польши – на 24%. Разница обусловлена  тем, что экономика этих стран  интенсивно интегрируется в ЕС, тем  более, что с мая 2004 г. они стали  членами Союза.

Достижение уровня жизни стран Балтии и Польши для  Беларуси является первостепенной задачей, независимо от того декларируется она  или нет. Если взять душевой уровень  ВВП, то достижение нынешнего уровня Польши и Балтии представляется реальным в течение 3–5 лет при сложившихся  темпах его прироста. Но если учесть, что эти страны не будут стоять на месте и строить свою экономику  в рамках объединенной Европы, то Беларусь, как малая страна с открытой экономикой, должна также более интенсивно интегрироваться  в мировую экономику, чтобы достичь  уровня этих стран или хотя бы снизить  отставание.

Что же касается увеличения ожидаемой продолжительности жизни, то Беларусь имеет много трудностей объективного характера в связи  с катастрофой на ЧАЭС. Поэтому, очень  похоже, что в обозримом будущем  отставание по данному параметру  не будет преодолено, что, конечно  не исключает необходимость проведения активной демографической политики.

Если сравнивать значения показателей ИРЧП для Беларуси с усредненными значениями для всего мира, табл. 2.4, то видно, что республика имеет существенное преимущество только по одному их них – уровню образования (0,95 по отношению к 0,75). По всем другим показателям Беларусь находится на среднемировом уровне.

Развивающиеся страны в целом уступают Беларуси по всем позициям, усредненный объем душевого ВВП по этим странам составляет всего 50% от белорусского. Но по ожидаемой продолжительности жизни республика превосходит развивающийся мир всего на 5 лет (69,6 лет против 64,4).

Страны региона  ЦВЕ и СНГ имеют в среднем  более низкие составляющие ИРЧП, чем  Республика Беларусь. Но это отставание не столь велико, кроме душевого уровня ВВП. Беларусь превосходит страны региона по данному показателю на 15%.

 

Таблица 2.4

ИРЧП  и его составляющие по основным группам  стран

и Республике Беларусь в 2001 г. [2, с.237-240]

  Ожидаемая продолжительность  жизни

(годы)

ВВП на душу населения (ППС  в USD) Индекс  ожидаемой продолжительности  жизни  Индекс  уровня образования Индекс  ВВП на душу населения ИРЧП
Весь  мир 66,7 7376 0,7 0,75 0,72 0,722
Развивающиеся страны 64,4 3850 0,66 0,7 0,61 0,655
Страны  ЦВЕ и СНГ 69,3 6598 0,74 0,92 0,7 0,787
Страны  ОЭСР 77,0 23363 0,87 0,94 0,91 0,905
Страны  с высоким уровнем развития человеческого  потенциала (55 стран) 77,1 23135 0,87 0,95 0,91 0,908
Страны  со средним уровнем развития человеческого  потенциала (86 стран) 67,0 4053 0,7 0,74 0,62 0,684
Страны  с низким уровнем развития человеческого  потенциала (34 страны) 49,4 1186 0,41 0,5 0,41 0,44
Беларусь (53 место) 69,6 7620 0,74 0,95 0,72 0,804
 

Страны ОЭСР уступают Беларуси по усредненному индексу образования, но по остальным значительно превосходят  уровень, достигнутый республикой. Так, душевой уровень ВВП Беларуси составляет лишь третью часть от среднего значения по рассматриваемой группе стран (7620 тыс. долл./чел. по сравнению  с 23363). По ожидаемой продолжительности  жизни отставание Беларуси также  является весьма значительным (69,6 года по сравнению с 77,0).

Если сравнивать показатели ИРЧП для Беларуси с аналогичными показателями для стран, распределенных на три группы по индексу ИРЧП (0,908 – для стран с высоким уровнем  развития человеческого потенциала; 0,684 – для стран со средним  уровнем и 0,44 – с низким уровнем), то, разумеется, республика превосходит  во всем статьям показатели двух нижних групп. Но странам с высоким уровнем ИРЧП уступает так же, как и странам ОЭСР, по ожидаемой продолжительности жизни и душевому уровню ВВП.

В заключение целесообразно  поставить вопрос о перспективах Беларуси по достижению усредненного уровня ИРЧП более развитых стран, например, ОЭСР, куда входят и страны ЕС.

Нам представляется, что самой трудной задачей  является увеличение ожидаемой продолжительности  жизни коренного населения. Здесь  очень заметным был бы прогресс в 1 год за 2–3 года. Следовательно, трудно ожидать, чтобы нынешний уровень  продолжительности предстоящей  жизни западных стран был бы достигнут  в Беларуси быстрее, чем за 10–15 лет. Правда, многое зависит от миграционной политики в рамках экономического и  политического сообщения с Россией  и другими странами СНГ. Относительно благоустроенная Беларусь может  привлечь внимание населения многих бывших республик СССР. Правда, это  стабилизирует только численность  населения. Но что касается средней  продолжительности жизни, то здесь  главным фактором является активная демографическая политика, которая  требует немалых затрат.

Что касается достижения уровня западных стран по объему ВВП  на душу населения, то, как показывают наши расчеты на основе экстраполяции  сложившихся темпов прироста данного  показателя (взят прирост в размере 9% в год), а также на основе функции  Кобба-Дугласа (см. ниже), к 2015 г. вполне допустимо достижение нынешнего  уровня стран ОЭСР. Но это только результаты эконометрических оценок, которые, кстати, совпадают с оценками Минэкономики.

Процесс развития требует  решения многих сложнейших организационно-экономических  проблем. Среди них проблемы:

  • привлечения иностранных инвестиций;
  • обеспечения народного хозяйства топливно-энергетическими ресурсами;
  • структурной перестройки экономики;
  • сбыта готовой продукции;
  • сохранения и развития трудового потенциала.

Для малой страны с открытой экономикой, которой является Беларусь, перспективная ситуация почти  по каждой из названных проблем является непредсказуемой.

Для повышения рейтинга республики необходимо создавать следующие  предпосылки экономического роста, к которым относятся:

а) определение перспективных  отраслей и предприятий с точки  зрения структурной перестройки  и производства экспортных конкурентоспособных  товаров, дифференцированная помощь им;

б) отказ от практики государственной помощи убыточным  и неперспективным производствам  только по соображениям поддержания  полной занятости на них, постепенный  вывод скрытой безработицы на открытый рынок труда;

в) оказание помощи частному производительному капиталу (наряду с развитием частного торгового  и ссудного капиталов);

г) пересмотр ориентиров инвестиционной политики, что означает расширение системы выдачи кредитов, ссуд, налоговых льгот частным  лицам для развития частного предпринимательства;

д) стимулирование подвижности  рабочей силы (географической и профессиональной), развитие гибких форм занятости, контрактного найма;

е) развитие внутреннего  рынка труда, что включает:

  • перенос акцента в оказании социальной помощи с государственного уровня на уровень конкретных предприятий, в зависимости от возможностей последних;
  • развитие системы внутрифирменной подготовки, обучения и переобучения работников, непосредственной связи предприятий с учебными центрами в вопросах обеспечения кадрами;
  • дифференциация в оплате труда квалифицированных и неквалифицированных работников, формирование квалифицированного «ядра» предприятия;

отказ государства  от решения проблем сохранения занятости  на предприятиях, оставив за собой  функции регулирования общих  правил приема и увольнения.

Информация о работе Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей