Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:01, доклад
В ДЕКАБРЕ 1991 Г. РУКОВОДИТЕЛИ ТРЕХ ГОСУДАРСТВ-РБ,РФ И УКРАИНА,СОБРАВШИСЬ В БЕЛОВЕЖСКОЙ ПУЩЕ,ПОДПИСАЛИ СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ(СНГ),КОТОРОЕ ОБЪЯВИЛО О ПРЕКРАЩЕНИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛЕСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР)КАК СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. БЕЛАРУСЬ КАК ОДНА ИЗ 15 РЕСПУБЛИК БЫВШЕГО СССР,ПОЛУЧИЛА СТАТУС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ГОС-ВА И,ЕСТЕСТВЕННО,СТАТУС СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОН.ОТНОШЕНИЙ. ПЕРЕД РЕСПУБЛИКОЙ СТАЛ ВОПРОС ОБ ИНТЕГРАЦИИ ЕЕ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИКУ.
78.МЕСТО РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ
В ДЕКАБРЕ 1991 Г. РУКОВОДИТЕЛИ
ТРЕХ ГОСУДАРСТВ-РБ,РФ И УКРАИНА,СОБРАВШИСЬ
В БЕЛОВЕЖСКОЙ ПУЩЕ,ПОДПИСАЛИ
СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ(СНГ),
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ РБ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ:•ЧЕРЕЗ ЭКОН.ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ;•ЧЕРЕЗ ЭКОН.ОТНОШ.,СО СТРАНАМИ НЕ ВХОДЯЩИМИ В СНГ.
Рассмотрим динамику
рейтинга Республики Беларусь по ИРЧП
в сравнении с другими
(53 место из 175 стран, ИРЧП=0,804 (максимальное
значение имеет Норвегия (0,944), минимальное
значение – Сьерра-Леоне (0,275)), табл. 2.3.
Все остальные страны СНГ попали в группу
стран со средним уровнем ИРЧП.
Таблица 2.3
Место Беларуси по ИРЧП среди стран СНГ и ее ближайших соседей (2001 г.), [2, с.237-240]
Место в мировом рейтинге | Страна | Ожидаемая
продолжительность
жизни
(в годах) |
ВВП на душу населения (ППС в USD) | Индекс ожидаемой продолжительности жизни | Индекс уровня образования | Индекс ВВП на душу населения | ИРЧП |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Норвегия | 78,7 | 29620 | 0,9 | 0,99 | 0,95 | 0,944 |
175 | Сьерра-Леоне | 34,5 | 470 | 0,16 | 0,41 | 0,26 | 0,275 |
53 | Беларусь | 69,6 | 7620 | 0,74 | 0,95 | 0,72 | 0,804 |
Страны СНГ | |||||||
63 | Россия | 66,6 | 7100 | 0,69 | 0,93 | 0,71 | 0,779 |
75 | Украина | 69,2 | 4350 | 0,74 | 0,93 | 0,63 | 0,766 |
76 | Казахстан | 65,8 | 6500 | 0,68 | 0,92 | 0,70 | 0,765 |
87 | Туркменистан | 66,6 | 4320 | 0,69 | 0,92 | 0,63 | 0,748 |
88 | Грузия | 73,4 | 2560 | 0,81 | 0,89 | 0,54 | 0,746 |
89 | Азербайджан | 71,8 | 3090 | 0,78 | 0,88 | 0,57 | 0,744 |
100 | Армения | 72,1 | 2650 | 0,78 | 0,86 | 0,55 | 0,729 |
101 | Узбекистан | 69,3 | 2450 | 0,74 | 0,91 | 0,53 | 0,729 |
102 | Кыргызстан | 68,1 | 2750 | 0,72 | 0,91 | 0,55 | 0,727 |
108 | Молдова | 68,5 | 2150 | 0,72 | 0,86 | 0,51 | 0,70 |
Ближайшие соседи | |||||||
35 | Польша | 73,6 | 9450 | 0,81 | 0,95 | 0,76 | 0,841 |
41 | Эстония | 71,2 | 10170 | 0,77 | 0,96 | 0,77 | 0,833 |
45 | Литва | 72,3 | 8470 | 00,79 | 0,94 | 0,74 | 0,824 |
50 | Латвия | 70,5 | 7730 | 0,76 | 0,95 | 0,72 | 0,811 |
Среди
стран СНГ Беларусь отличается высоким
уровнем душевого ВВП: на 7% превосходит
РФ, на 17% Казахстан, на 75% Украину, а
некоторые страны превосходит в
2-3 раза (Грузия, Азербайджан, Армения,
Узбекистан, Кыргызстан, Молдова). Беларусь
также превосходит все страны
СНГ по уровню образования населения.
Уступает Республика Беларусь по ожидаемой
продолжительности жизни
Своим ближайшим соседям (Польше и странам Балтии) Беларусь уступает как по ожидаемой продолжительности жизни, так и по уровню душевого ВВП. Так, от Эстонии по последнему параметру Беларусь отстает на 33%, от Польши – на 24%. Разница обусловлена тем, что экономика этих стран интенсивно интегрируется в ЕС, тем более, что с мая 2004 г. они стали членами Союза.
Достижение уровня жизни стран Балтии и Польши для Беларуси является первостепенной задачей, независимо от того декларируется она или нет. Если взять душевой уровень ВВП, то достижение нынешнего уровня Польши и Балтии представляется реальным в течение 3–5 лет при сложившихся темпах его прироста. Но если учесть, что эти страны не будут стоять на месте и строить свою экономику в рамках объединенной Европы, то Беларусь, как малая страна с открытой экономикой, должна также более интенсивно интегрироваться в мировую экономику, чтобы достичь уровня этих стран или хотя бы снизить отставание.
Что же касается увеличения
ожидаемой продолжительности
Если сравнивать значения показателей ИРЧП для Беларуси с усредненными значениями для всего мира, табл. 2.4, то видно, что республика имеет существенное преимущество только по одному их них – уровню образования (0,95 по отношению к 0,75). По всем другим показателям Беларусь находится на среднемировом уровне.
Развивающиеся страны в целом уступают Беларуси по всем позициям, усредненный объем душевого ВВП по этим странам составляет всего 50% от белорусского. Но по ожидаемой продолжительности жизни республика превосходит развивающийся мир всего на 5 лет (69,6 лет против 64,4).
Страны региона ЦВЕ и СНГ имеют в среднем более низкие составляющие ИРЧП, чем Республика Беларусь. Но это отставание не столь велико, кроме душевого уровня ВВП. Беларусь превосходит страны региона по данному показателю на 15%.
Таблица 2.4
ИРЧП и его составляющие по основным группам стран
и Республике Беларусь в 2001 г. [2, с.237-240]
Ожидаемая
продолжительность
жизни
(годы) |
ВВП на душу населения (ППС в USD) | Индекс ожидаемой продолжительности жизни | Индекс уровня образования | Индекс ВВП на душу населения | ИРЧП | |
Весь мир | 66,7 | 7376 | 0,7 | 0,75 | 0,72 | 0,722 |
Развивающиеся страны | 64,4 | 3850 | 0,66 | 0,7 | 0,61 | 0,655 |
Страны ЦВЕ и СНГ | 69,3 | 6598 | 0,74 | 0,92 | 0,7 | 0,787 |
Страны ОЭСР | 77,0 | 23363 | 0,87 | 0,94 | 0,91 | 0,905 |
Страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала (55 стран) | 77,1 | 23135 | 0,87 | 0,95 | 0,91 | 0,908 |
Страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (86 стран) | 67,0 | 4053 | 0,7 | 0,74 | 0,62 | 0,684 |
Страны с низким уровнем развития человеческого потенциала (34 страны) | 49,4 | 1186 | 0,41 | 0,5 | 0,41 | 0,44 |
Беларусь (53 место) | 69,6 | 7620 | 0,74 | 0,95 | 0,72 | 0,804 |
Страны ОЭСР уступают
Беларуси по усредненному индексу образования,
но по остальным значительно
Если сравнивать показатели ИРЧП для Беларуси с аналогичными показателями для стран, распределенных на три группы по индексу ИРЧП (0,908 – для стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала; 0,684 – для стран со средним уровнем и 0,44 – с низким уровнем), то, разумеется, республика превосходит во всем статьям показатели двух нижних групп. Но странам с высоким уровнем ИРЧП уступает так же, как и странам ОЭСР, по ожидаемой продолжительности жизни и душевому уровню ВВП.
В заключение целесообразно поставить вопрос о перспективах Беларуси по достижению усредненного уровня ИРЧП более развитых стран, например, ОЭСР, куда входят и страны ЕС.
Нам представляется,
что самой трудной задачей
является увеличение ожидаемой продолжительности
жизни коренного населения. Здесь
очень заметным был бы прогресс в
1 год за 2–3 года. Следовательно, трудно
ожидать, чтобы нынешний уровень
продолжительности предстоящей
жизни западных стран был бы достигнут
в Беларуси быстрее, чем за 10–15 лет.
Правда, многое зависит от миграционной
политики в рамках экономического и
политического сообщения с
Что касается достижения уровня западных стран по объему ВВП на душу населения, то, как показывают наши расчеты на основе экстраполяции сложившихся темпов прироста данного показателя (взят прирост в размере 9% в год), а также на основе функции Кобба-Дугласа (см. ниже), к 2015 г. вполне допустимо достижение нынешнего уровня стран ОЭСР. Но это только результаты эконометрических оценок, которые, кстати, совпадают с оценками Минэкономики.
Процесс развития требует решения многих сложнейших организационно-экономических проблем. Среди них проблемы:
Для малой страны с открытой экономикой, которой является Беларусь, перспективная ситуация почти по каждой из названных проблем является непредсказуемой.
Для повышения рейтинга республики необходимо создавать следующие предпосылки экономического роста, к которым относятся:
а) определение перспективных отраслей и предприятий с точки зрения структурной перестройки и производства экспортных конкурентоспособных товаров, дифференцированная помощь им;
б) отказ от практики
государственной помощи убыточным
и неперспективным
в) оказание помощи частному производительному капиталу (наряду с развитием частного торгового и ссудного капиталов);
г) пересмотр ориентиров инвестиционной политики, что означает расширение системы выдачи кредитов, ссуд, налоговых льгот частным лицам для развития частного предпринимательства;
д) стимулирование подвижности рабочей силы (географической и профессиональной), развитие гибких форм занятости, контрактного найма;
е) развитие внутреннего рынка труда, что включает:
отказ государства от решения проблем сохранения занятости на предприятиях, оставив за собой функции регулирования общих правил приема и увольнения.
Информация о работе Место Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей