Место Китая в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть этапы развития экономики за последние десятилетия, охарактеризовать экономический потенциал экономики КНР и проанализировать перспективы экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-выделить этапы развития экономики,

- исследовать современное состояние экономики страны;

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

I. Особенности экономического положения КНР………………….………...5

1.1 Этапы экономического развития…………………………………...5

1.2 Общая характеристика экономики КНР………..………………...10

II. Место КНР в мировой экономики…………………………………………15

2.1 Внешнеэкономическая политика КНР………………………..…..15

2.2 Динамика и структура внешней торговли…………..……………17

2.3 КНР в интеграционных объединениях..………………………….20

2.4 Экономические отношения с Россией………….………………...23

III. Перспективы экономики КНР……………………………………………...27

Заключение……………….…………………………………………….31

Список использованной литературы……….………………………...33

Работа содержит 1 файл

Место Китая в мировой экономике.doc

— 599.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образования

      ПЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ 
 
 
 

Курсовая  работа  по мировой экономике

на тему:

Место Китая  в мировой экономике 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы 08ЭМ1

Лапин Павел

Научный руководитель:

 к.э.н  Амирова Н.Р. 
 

Пенза 2010 год. 

     Содержание.

     Введение………………………………………………………………….3

    I. Особенности экономического положения КНР………………….………...5

      1.1 Этапы экономического развития…………………………………...5

      1.2 Общая характеристика экономики КНР………..………………...10

II. Место КНР в мировой экономики…………………………………………15

      2.1 Внешнеэкономическая политика КНР………………………..…..15

      2.2 Динамика и структура внешней  торговли…………..……………17

      2.3 КНР в интеграционных объединениях..………………………….20

      2.4 Экономические отношения с Россией………….………………...23

III. Перспективы экономики КНР……………………………………………...27

      Заключение……………….…………………………………………….31

      Список  использованной литературы……….………………………...33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Внушительные успехи, достигнутые в Китае за период проведения хозяйственных реформ (с конца 70-х гг.), привлекают внимание всего мира. На протяжении последних трех десятилетий страна является одним из мировых лидеров по темпам экономического роста (от 7 до10% в год с начала 90-х гг.). Сегодня Китай занял лидирующие позиции на мировой арене по производству целого ряда важнейших товаров. С каждым годом расширяется его доля в мировой торговле (2-е место в 2009г.). Он стал государством, конкурирующим с США за лидирующее место в мире по объему привлекаемых прямых иностранных инвестиций. Золотовалютные резервы Китая относятся к числу крупнейших в мире (2-е место после Японии). В 2009 г. КНР оказалась на третьем месте  в мире по объему ВВП. В последние годы по этому показателю Китай обошел таких мировых лидеров, как Италию, Японию и стремительно догоняет США.

  Обладая пятой частью населения и почти третьей частью всех работающих на земном шаре, КНР доказала, что отсталая в прошлом страна может выйти на передовые позиции в мире по объему производства многих жизненно важных товаров. Если по эффективности производства и производительности труда страна выйдет в XXI в. на уровень среднеразвитых стран конца ХХ в., лидирующие позиции в мире по масштабам и результативности экономического потенциала ей будут обеспечены.  
 В соответствии с планом развития народного хозяйства КНР, среднегодовые темпы роста ВВП должны составить 7,5% до 2010 г. По прогнозам специалистов различных стран Китай вполне может выполнить эту задачу и впоследствии выйти на первое место в мире по объему ВВП.  
Большой интерес представляет специфика китайского варианта реформ. В стране сохраняется традиционная для социалистических стран политическая система с монополией коммунистической партии на власть. Но тем не менее, за последние три десятилетия в Китае сделаны решительные шаги по переводу экономики на рыночные рельсы. При этом Китаю удалось не только избежать спада, являющегося едва ли не общей закономерностью начального этапа реформ в постсоциалистических странах, но и обеспечить высокий динамизм экономического развития, стабильное улучшение показателей.

      Цель моей работы – рассмотреть этапы развития экономики за последние десятилетия, охарактеризовать экономический потенциал экономики КНР и проанализировать перспективы экономики. 
 Для  достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -выделить этапы развития экономики,

     - исследовать современное состояние экономики страны; 

     - привести характеристику экономического потенциала Поднебесной,

     - рассмотреть отношения КНР с другими странами.

     В данной работе произведен анализ ряда источников российских и зарубежных авторов, сделаны необходимые выводы и обобщения.  
 
 
 
 
 
 
 

     I. Особенности экономического положения КНР. 

     1.1 Этапы экономического развития. 

     В декабре 1978 г. третий пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва принял решение, открывшее эпоху "реформ и открытости". Новая политика проводилась постепенно в ходе поисков путей и форм ее реализации, осознания достижений и упущений, преодоления проблем и противоречий, возникавших на каждом новом этапе решения поставленных задач. Приходилось, порой существенно, менять многие взгляды и установки, уточнять сложившиеся представления о процессах, происходивших в стране и в мире. За прошедшие годы в Китае произошли огромные изменения, по достоинству   названные в стране   и за    ее    пределами   "историческими".              

                                                                                             [12,с.110-112]

     Этапы социально-экономического обновления страны:

     Первый этап охватил 1979—1984 гг. Главное его достижение - упомянутый пленум ЦК КПК объявил о завершении "культурной революции" и переходе к решению актуальных проблем развития страны. Власти обеспечили нормализацию положения во всех областях общественной жизни после разрушительной "культурной революции", но никаких новаторских мер, не говоря уже о революционных преобразованиях, пленум не предусмотрел. В центр деятельности поставлен подъем производительных сил. Экономическая политика партии мыслилась в точном соответствии с традиционными нормами плановой экономики.

     Огромное значение имело подтверждение стратегической цели развития страны. Пленум потребовал, по сообщению агентства Синьхуа от 24 декабря 1978 г., "в полном единодушии и дальше развивать политическую обстановку стабильности и сплоченности, немедленно мобилизоваться и, напрягая все силы и энергию, совершить новый великий поход во имя превращения нашей страны к концу нынешнего столетия в современную социалистическую державу". Дэн Сяопин был радикальнее: "Мы должны к концу нынешнего столетия достичь и превзойти передовой мировой уровень, то есть в течение 22 лет пройти путь, который прошли другие за 40-50 лет и даже больше" (агентство Синьхуа, 20 марта 1978 г.).

     Тем временем в стране началось стихийное крестьянское движение. По официальным данным тогда голодало 250 млн. крестьян и, вероятно, не меньшее их число вынуждено было вести полуголодное существование  от уравнительного распределения результатов труда в рамках "коммун" и перехода к уравнительному распределению земельных угодий

     Были восстановлены волостные органы власти. Вместо дарованной в результате аграрной реформы собственности на землю крестьянам было предоставлено право хозяйствования на подрядных земельных участках. Сама земля вне городов была объявлена собственностью "коллектива сельских жителей". Это понятие не конкретизировано до сих пор. Сохранение коллективной собственности на землю позволило объявить подворный подряд частью социалистической экономики.

     Второй этап охватил 1984-1992 гг. В 1984 г. была конкретизирована стратегическая задача роста экономики. К концу столетия намечено было добиться увеличения ВВП в 4 раза и обеспечить выход Китая в состав ведущих экономик мира.

     Третий пленум ЦК КПК двенадцатого созыва принимает решение об экономической реформе. Провозглашается переход к созданию в стране планово-рыночной системы хозяйства под девизом "план - главное, рынок - вспомогательное". На практике начали широко использоваться подрядные формы хозяйственных связей в финансовой системе, в отношениях между органами власти и предприятиями, между предприятиями и другими структурами реального сектора экономики. Мелкие и средние предприятия разрешено сдавать в аренду, передавать в собственность трудового коллектива, на условиях подряда частным лицам.

     Расширены права государственных предприятий. Им разрешено после выполнения плана выпускать сверхплановую продукцию и самостоятельно реализовывать ее на рынке. Введена "двухуровневая" система цен: государственных, плановых, и договорных, рыночных.

     Государство взяло курс на резкое увеличение темпов роста экономики. Подъем сельскохозяйственного производства, сбор в 1984 г. максимальных объемов основных культур стали мощным фактором оживления всей хозяйственной жизни страны, заметного повышения уровня жизни населения, прежде всего крестьянства. В страну ввозится большое количество комплектного оборудования, позволившего создать совершенно новые отрасли тяжелой и легкой промышленности. В 1987 г. на три года раньше намеченного срока ВВП увеличен в 2 раза по сравнению с 1980 г. Тем самым была достигнута первая важная стратегическая цель.

     Для обеспечения форсированного роста производства государство резко увеличивает капиталовложения в основной капитал, вводит в экономику чрезмерную массу ликвидности, что вызывает резкий рост цен. В результате в 1989 г. вспыхивают волнения населения. [6,с.109-111]

     Третий этап охватывает 1992-2002 гг. В 1992 г. происходит отказ от ориентации на "планово-товарную" экономику. Страна переходит к строительству "социалистической рыночной экономики" и реализации стратегии ее экспортной ориентации. Начинается кропотливая работа по модернизации основ хозяйственной деятельности предприятий и их взаимоотношений с органами управления и финансовой системой. Стимулируется приток в страну иностранного капитала.  Создаются районы по

производству экспортной продукции, где концентрируются прямые иностранные инвестиции. Количество таких предприятий за 1998-2009 гг., увеличилось почти в два раза. За эти же годы количество государственных и контролируемых государством "сверхнормативных" предприятий уменьшилось в два раза. Их доля в общей сумме добавленной стоимости "сверхнормативных" предприятий сократилась с 77,6% в 1978 г. до 29,5% в 2009 г.

     Несмотря на существенное сокращение количества предприятий государство сохранило монополию в финансово-банковской системе, в энергетике, производстве электроэнергии, ее распределении по территории страны, водоснабжении, снабжении газом, на транспорте и в почтовом хозяйстве.

     Изменилось распределение промышленных предприятий по формам собственности. Всего 0,8% "сверхнормативных" предприятий являются крупными. В 2007 г. на долю государственных и контролируемых государством приходилось 6,1% "сверхнормативных" предприятий, однако они располагали почти 45% всех активов, получили около 40% прибыли и выплатили 44% налога на добавленную стоимость. Поразительно быстро росло количество частных "сверхнормативных" промышленных предприятий. Самое интересное, что еще до официального включения идеи "трех представительств" в идейно-политическую платформу партии, количество "сверхнормативных" частных промышленных предприятий увеличилось почти в 3,8 раза.

      Но нельзя забывать, что за успехи, достигнутые за 30 истекших лет, заплачена высокая цена. В стране углубилась региональная дифференциация развития, произошел разрыв в уровне социально экономического и культурного развития города и деревня, замедлился рост материального и культурного уровня населения, возник сложнейший комплекс социальных проблем и противоречий. Оформились районы экспортного производства, но одновременно - обширные зоны экологических бедствий.

     В 2002-2008 гг. постепенно вырабатывается несравненно более широкое, в ряде отношений комплексное видение необходимых решений, способных обеспечить дальнейшее развитие. И 2008 г. открывает новый, четвертый этап в эпохе реформ компартии. Третий пленум ЦК КПК семнадцатого созыва принял решение, характеризуемое в Китае как "этапное", "ключевое", открывающее новый исторический период развития. Намечено к 2020 г, "в основном создать единый механизм социально-экономического развития города и деревни". Декларировано, что город, промышленность должны помочь социально - экономическому подъему сельского хозяйства, деревни, значительному повышению уровня и качества жизни крестьянства. Предстоит осуществить грандиозные по масштабам и глубине преобразования, особенно в деревне. Намеченные планы давно назрела. Как говорится в одной китайской публикации, "в отдельных местах город похож на Европу, а деревня на Африку. И далее: «Без достижения "малой зажиточности" 800 миллионов крестьян не может быть всеобщей "малой зажиточности", без гармонии в деревенском обществе, тем более не может быть гармонии, которой мы добиваемся». В Китае признано, что рост экономики определяется масштабами накоплений и наращиванием экспорта. Безоглядное увеличение производства вызвало разрушение окружающей среды.

Информация о работе Место Китая в мировой экономике