Место и роль России в мировой торговле

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 12:09, реферат

Описание работы

Удельный вес СССР в мировой торговле достиг максимального уровня (3,4%) в

1983 г., а затем, постепенно снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно 61

млрд. долларов). Около четверти его экспорта, по оценке экспертов МБРР,

приходилось на промышленные товары. Основную часть валюты страна получала от

вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота и оружия. СССР являлся крупным

покупателем некоторых видов сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990 г. (по

данным Международного банка по реконструкции и развитию (МБРР) на его долю

приходилось 15% мирового импорта зерна.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 215.00 Кб (Скачать)

индустриальные  страны», используются они и в  отношении Японии. При выработке

внешнеэкономической политики Россия должна учитывать имеющиеся

обстоятельства  и строить свой курс в соответствии с ними и собственными

реалиями.

    

     

2.4 Россия на международном  рынке труда.

 

Вхождение России как равноправного партнера в  мировое экономическое

сообщество неизбежно  связано, помимо других факторов, с  таким многогранным

процессом, как  международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием  включилась в международные процессы миграции населения.

Импортируя рабочую  силу, она лишь в начале 90-х годов  открыла вопрос об

экспорте своей  рабочей силы.

С принятием «Закона  о занятости» (1991 г.) всем гражданам  России

предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это

право человек  может либо в соответствии с межправительственными

соглашениями, используя  специальные агентства, либо сам, найдя работу за

границей.

По прогнозам, сделанным  в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к

2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило  опасения о грядущей

российской экспансии  на Запад. В результате развитые европейские  страны ввели

ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан  в эти страны.

Цифры реальной эмиграции  рабочей силы свидетельствуют о  следующем: в 1990-

1995 гг. среднегодовая  численность эмигрантов составляла 100-105 тыс.

человек. В это  число не включены выезжающие на временную  работу, часто без

соответствующего  оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим

каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только

прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-

первых, более высоким  уровнем жизни в промышленно развитых странах и

выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-

вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда

принимающих стран  и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей

силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о

высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет

преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.

Признавая необходимость  экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его

противники), к  числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс,

относят следующие:

·        снижение давления на внутренний рынок  труда;

·        минимизация существующих в его  структуре дисбалансов;

·        уменьшение безработицы;

·        финансовые поступления от мигрантов;

·        повышение профессионального и  культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной

защиты наших  сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так,

заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией,

Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее,

соглашение государств — участников СНГ.

Практически все  соглашения с государствами Западной и Восточной Европы

содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут

работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный  рынок труда осложняется рядом  факторов и,

прежде всего, неблагоприятной  конъюнктурой этого рынка в последние годы

(высокой конкуренцией  со стороны стран-экспортеров  рабочей силы). Кроме того,

помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной

рабочей силы готовят  и другие барьеры.

Так, по прогнозам  Германского Федерального института занятости, в связи с

созданием единого  внутреннего рынка ЕС

страны этого  блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа.

Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано  в Великобритании и

Германии, из них  около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной

торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства  европейских

экспертов, эти  страны при отсутствии роста населения  скорее предпочтут

внедрение новых  трудосберегающих технологий и активное использование труда

женщин.

Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного

рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его  освоения. Такой вывод

определяется расчетами  российских экономистов, которые показывают, что

валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная

эффективность товарного  экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы

нужна единая государственная  концепция экспорта рабочей силы. По расчетам

экономистов для  охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России

потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом

1—1,5 млн. человек,  получая ежегодно 10—20 млрд. долл.

    

      2.5 Государственное регулирование внешнеэкономических связей.

С целью повышения эффективности функционирования внешнеэкономического

комплекса необходимо развитие системы и принципов  государственного

регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства

на поддержку  реального сектора экономики. Оно включает ряд основных

направлений. Речь идет:

во-первых, о выработке  и реализации  целостной экспортной политики России,

включая вопросы  оптимизации топливно-сырьевого  экспорта, поддержки экспорта

готовых изделий  и услуг (как традиционных, так  и прогрессивных их видов,

включая экспорт  технологий и ноу-хау). Большую роль в развитии промышленного

экспорта должна сыграть Концепция промышленной политики с экспортной

ориентацией на период до 2005 г.;

во-вторых, об улучшении  доступа  российских  товаров  на внешние рынки, имея

в виду обеспечение  благоприятных торгово-политических и правовых условий для

российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в

мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных

ограничений и создание более благоприятных условий для продвижения

российских товаров  на внешние рынки;

в-третьих, о защите внутреннего рынка, исходя из общепринятых международных

норм и правил, с использованием всего арсенала предусмотренных российским

законодательством инструментов.

При этом введение дополнительных мер по упорядочению доступа импортных

товаров на российский рынок не должно стать орудием  необоснованного

протекционизма. Они должны быть направлены, в первую очередь, на защиту

конкурентоспособных и перспективных     отечественных производств.

Реализация указанных  направлений должна сопровождаться усилением контроля за

осуществлением  внешнеторговой деятельности;

в-четвертых, о  формировании международных региональных приоритетов

внешнеэкономической политики.

Основные цели государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности

состоят в следующем:

• использование  внешнеэкономических связей для  ускорения создания в России

рыночной экономики;

• содействие повышению  производительности труда и качества национальной

продукции путем  приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий,

качественных комплектующих, сырья и материалов, включения  российских

предприятий в  мировую конкуренцию;

• создание условий  доступа российских предпринимателей на мировые рынки

посредством оказания государственного, организационного, финансового,

информационного содействия;

• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

• создание и поддержание  благоприятного международного режима во

взаимоотношениях  с различными государствами и  международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в  условиях переходной экономики

должно осуществляться в соответствии со следующими основными  принципами:

• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней)

экономической политики;

• единство системы  государственного регулирования и  контроля за его реализацией;

• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с  административных на

экономические методы;

• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в

области управления ВЭД;

• обеспечение  равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее

субъектов в сфере  ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь

оставаться решение  таких важнейших вопросов, как:

• определение  основных принципов осуществления  ВЭД и внешнеэкономической

политики России в целом;

• разработка соответствующих  федеральных программ;

• защита экономических  интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов

и граждан в  частности;

• разработка важнейших  инструментов регулирования ВЭД;

• подготовка и  заключение международных договоров  и государственных

соглашений, контроль за их исполнением;

• организация  и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;

• определение  и реализация валютной политики страны;

• формирование и  использование золотовалютных резервов РФ;

• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп

(экологически  опасных отходов, средств вооружений и т.д.);

• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в  условиях

формирующейся рыночной экономики правомочны:

• осуществлять ВЭД  в пределах их территории согласно законодательству;

• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих

регионов, разрабатывать  и реализовывать соответствующие региональные

программы;

• предоставлять  участникам ВЭД дополнительные к  федеральным льготы и

Информация о работе Место и роль России в мировой торговле