Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:54, реферат
Россия (Российская Федерация) - государство, расположенное в восточной части Европы и в северной части Азии. Российская Федерация самое большое по площади государство мира (17 075 400 км²), что составляет 11,46 % или 1/9 площади всей суши Земли, или 12,65 % (1/8) заселённой человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей по этому показателю второе место Канады.
Население Российской Федерации составляет 141 888 900 человек (на 1 июня 2008, 2,13 % всего населения Земли), причём 79,3 % жителей проживает в Европейской части России, в Азиатской части России (Сибирский, Дальневосточный федеральный округа и Тюменская область, административно отнесённая к Уральскому федеральному округу)- 20,7 %. В настоящее время Россия занимает девятое место в мире по этому показателю. Большая часть населения проживает в городах- 73,1 %. Русские составляют 79,83 % населения страны. Государственный язык России — русский.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 .Природно-ресурсный потенциал России……………………… 5
Глава 2. Внешняя торговля России ……………………………….……..12
Раздел 2.1. Экспорт из России……………………………….………..13
Раздел 2.2. Импорт в Россию………………………………………….14
Раздел 2.3. Вступление России в ВТО………………………………..15
Заключение………………………………………………………………...18
Источники………………………………
По имеющимся оценкам, лишь 55% всей площади лесов представляют производственный интерес, т. е. рентабельны в промышленной эксплуатации. Однако преобладающая часть этого массива, расположенная на Европейском Севере и вдоль Транссибирской магистрали, значительно истощена в результате интенсивного лесопользования в течение последнего столетия.
Таким образом, размещение природных ресурсов в России характеризуется диспропорцией в их распределении между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных и 75% разведанных запасов энергоресурсов — торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.
Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге — лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.
В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района.
ГЛАВа 2. Внешняя торговля России
Положительное сальдо внешней торговли России за 2011 год составило 210,7 млрд. долларов США, что на 25,3% выше показателя 2010 года, говорится в сообщении Федеральной таможенной службы (ФТС).
Внешнеторговый оборот России составил рекордные 821,3 млрд. долларов США, по сравнению с 2010 годом он возрос на 31,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 698,8 млрд. долларов (рост на 30,7%),
а со странами – членами СНГ - 122,5 млрд. долларов (рост на 34,2%).
Положительное сальдо торгового баланса России со странами дальнего зарубежья составило 176,8 млрд. долларов (рост на 36,5 млрд. долларов), а со странами СНГ — 34 млрд. долларов (рост на 6,1 млрд. долларов). На долю 27 стран Евросоюза в 2011 году приходилось 48% российского товарооборота, на страны СНГ - 14,9%, на страны ЕврАзЭС - 7,9%, а на страны Азиатско – Тихоокеанского экономического сообщества (АТЭС) - 23,9%. Доля стран недавно созданного Таможенного союза в российском товарообороте в 2011 году составила 7,1%.
Лидирующими торговыми партнерами России в 2011 году среди стран дальнего зарубежья были:
Китай, товарооборот с которым составил 83,5 млрд. долларов США (рост на 40,8%),
Германия — 71,8 млрд. долларов (37,2%),
Нидерланды — 68,5 млрд. долларов (17,2%),
Италия — 46 млрд. долларов (22,6%),
Турция — 31,8 млрд. долларов (26,3%),
США — 31,2 млрд. долларов (33,3%),
Япония — 29,7 млрд. долларов (28,7%),
Франция — 28,1 млрд. долларов (25,2%),
Польша — 28 млрд. долларов (35%%),
Южная Корея — 25 млрд. долларов (40,9%).
Раздел 2.1. Экспорт из России
Экспорт товаров – это специальный таможенный режим, который характеризуется вывозом тех или иных товаров за пределы страны, то есть за ее границу, с основной целью – реализация их на внешнем рынке
Экспорт России за 2011год также достиг рекордных 516 млрд. долларов США, по сравнению с 2010 годом он увеличился на 30%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 437,8 млрд. долларов (рост на 29,7%), а в страны СНГ — 78,2 млрд. долларов (рост на 31,3%).
Федеральная таможенная служба отмечает, что увеличение стоимостного объема экспорта в 2011 году по сравнению с 2010 годом было полностью обусловлено ростом средних цен экспортируемых из России товаров. Индекс средних цен экспорта за этот период составил 132,9%, а индекс его физического объема — 97,8%.
Основу российского экспорта в 2011 году в страны дальнего зарубежья как и в прежние годы составили топливно - энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил аж 72,6% (в 2010 году - 70,8%).
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в фактически действовавших ценах)
| 1995 | 2000 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Млн. долл. США | В про- центах | Млн. долл. США | В про- центах | Млн. долл. США | В про- центах | Млн. долл. США | В про- центах | Млн. долл. США | В про- центах | |
Экспорт - всего | 78217 | 100 | 103093 | 100 | 467581 | 100 | 301667 | 100 | 396644 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 1378 | 1,8 | 1623 | 1,6 | 9278 | 2,0 | 9967 | 3,3 | 9365 | 2,3 |
минеральные продукты | 33278 | 42,5 | 55488 | 53,8 | 326314 | 69,8 | 203408 | 67,4 | 272840 | 68,8 |
продукция химической промышленности, каучук | 7843 | 10,0 | 7392 | 7,2 | 30234 | 6,4 | 18708 | 6,2 | 25192 | 6,3 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 313 | 0,4 | 270 | 0,3 | 354 | 0,1 | 242 | 0,1 | 307 | 0,1 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 4363 | 5,6 | 4460 | 4,3 | 11560 | 2,5 | 8436 | 2,8 | 9862 | 2,5 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 1154 | 1,5 | 817 | 0,8 | 870 | 0,2 | 716 | 0,2 | 814 | 0,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 20901 | 26,7 | 22370 | 21,7 | 61751 | 13,2 | 38551 | 12,8 | 51326 | 13,0 |
машины, оборудование и транспортные средства | 7962 | 10,2 | 9071 | 8,8 | 22764 | 4,9 | 17879 | 5,9 | 22582 | 5,7 |
прочие товары | 1026 | 1,3 | 1603 | 1,5 | 4458 | 0,9 | 3761 | 1,3 | 4353 | 1,1 |
Раздел 2.2. Импорт в Россию
Импорт — это ввоз товаров, технологий, капитала из-за границы для последующей их реализации и применения в рамках внутреннего рынка страны-импортера; возмездное получение услуг потребительского и производственного назначения от иностранных партнеров.
Импорт в Россию из-за рубежа в 2011 году составил 305,3 млрд. долларов, что на 33,4% выше уровня 2010 года. Импорт товаров из стран дальнего зарубежья составил 261 млрд. долларов (рост на 32,4%),
а из стран СНГ - 44,3 млрд. долларов (рост на 39,6%).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2011 году приходился 51% (в 2010 году - 47%).
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ИМПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в фактически действовавших ценах)
| 1995 | 2000 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | Млн. долл. США | В про- центах к итогу | |
Импорт - всего | 46709 | 100 | 33880 | 100 | 267101 | 100 | 167348 | 100 | 229045 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 13152 | 28,1 | 7384 | 21,8 | 35189 | 13,2 | 30015 | 17,9 | 36482 | 15,9 |
минеральные продукты | 3001 | 6,4 | 2137 | 6,3 | 8279 | 3,1 | 4079 | 2,4 | 5914 | 2,6 |
продукция химической промышленности, каучук | 5088 | 10,9 | 6080 | 18,0 | 35209 | 13,2 | 27872 | 16,7 | 37232 | 16,3 |
кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 167 | 0,3 | 126 | 0,4 | 1038 | 0,4 | 771 | 0,5 | 1244 | 0,5 |
древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 1104 | 2,4 | 1293 | 3,8 | 6504 | 2,4 | 5103 | 3,0 | 5897 | 2,6 |
текстиль, текстильные изделия и обувь | 2644 | 5,7 | 1991 | 5,9 | 11658 | 4,4 | 9544 | 5,7 | 14221 | 6,2 |
металлы, драгоценные камни и изделия из них | 3956 | 8,5 | 2824 | 8,3 | 19337 | 7,2 | 11330 | 6,8 | 17568 | 7,6 |
машины, оборудование и транспортные средства | 15704 | 33,6 | 10649 | 31,4 | 140759 | 52,7 | 72669 | 43,4 | 101823 | 44,5 |
прочие товары | 1893 | 4,1 | 1394 | 4,1 | 9127 | 3,4 | 5964 | 3,6 | 8663 | 3,8 |
Раздел 2.3. Вступление России в ВТО
Крупным событием для России под конец 2011 года стало долгожданное вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), путь в которую для России занял в течение 18 лет.
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.
Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
Выход на многостороннюю правовую базу для осуществления торговых операций национальными экспортерами и импортерами;
Международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;
Возможность легализации системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО;
Защиту от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.);
Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Также следует отметить и негативные последствия от вступления России в ВТО:
Для производителей с плохой технической базой, устаревшими технологиями и большими издержками увеличение конкуренции может повлечь уход с рынка. Причем это не просто потеря определенных компаний – это потеря рабочих мест и налогов.
В моногородах возможен социальный взрыв, если из-за увеличения конкуренции закроется крупное предприятие города.
Присоединение к ВТО чревато потерей некоторых отраслей экономики. Из-за конкуренции может, к примеру, прекратиться производство гражданских самолетов. Поскольку у нас в стране достаточно тяжелые природные условия, некоторые сельхозпроизводители могут быть вынуждены закрыть собственное дело.
Будет жестче контролироваться соблюдение прав на интеллектуальную собственность: естественно, за фирменные товары придется платить больше, чем за их подделку.
Из-за снижения таможенных пошлин на ввозимый товар из-за рубежа в казну будет поступать меньший доход.
Заключение
В настоящее время Российская Федерация до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Если исходить из парадигмы «экономикс», в которой рассматривается наилучшее распределение ресурсов, то переход России к «высокотехнологичной» модели развития невозможен. Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие ТНК создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства.
Источники
1. http://www.grandars.ru
2. http://gks.ru
3. http://www.epochtimes.ru
4. http://www.rb.ru
5. http://www.mr7.ru
16