Место и роль государственной собственности в плановой и рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:47, доклад

Описание работы

Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

                                  Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский  государственный индустриальный университет

(ГОУ  МГИУ) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад на тему: «Место и роль государственной собственности в плановой и рыночной экономике»                                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 

                                                                                                    
 
 
 
 
 

                                                                                                       

                                                                                             
 
 
 

                                                                    МОСКВА 2010

     1.Рыночная экономика.

Структура видов и форм собственности  в РФ 

Вид собственности Государственная Муниципальная Частная Общественная 
Форма собственности Федеральная

Субъектов федерации

Районная, городская, поселковая и т.д. Граждан Общественных организаций, партий, церкви и т.д.
 

      Основой современной рыночной экономики, в  том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность  в ее разнообразных типах и  формах. Многообразие форм собственности  отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.

      Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.

      По  правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.

      Объектами собственности являются товары, рабочая  сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.

      В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами  собственности, а в каждой отрасли  хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.

      Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере  как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

      Приватизация  представляет особую систему экономических  отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

      Особенностями начального этапа приватизации в  России (1991-1994 гг.) являются: приоритет  политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.

      Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.

      Приватизация  направлена на социальную защиту населения  и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

      Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция  приватизации, и понятие частной  собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:

  • дифференцированный подход к приватизации крупных государственных объектов с целью создания экономической структуры с разумным балансом малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью конкуренции между предприятиями в различных отраслях и с достаточным участием иностранных инвесторов;
  • разнообразие способов передачи государственной собственности в частные руки;предоставление краткосрочных кредитов с гарантией государства предприятиям, деятельность которых находится под квалифицированным контролем, для финансирования заработной платы и обязательств перед поставщиками и др.

2.Плановая  экономика.

Плановая  экономика – это экономика, при  которой материальные ресурсы составляют государственную собственности, а  направление и координация экономической деятельности осуществляется посредством централизованного планирования, управления и контроля1.

     Плановая  экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические  ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированности экономической деятельности.

     Существует  два вида плановой экономики: демократическая  и командная плановые экономики.

     Демократическая плановая экономика предполагает как  общественную, так и частную собственности  на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование носит общий, а не детальный  характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы носят рекомендательный характер.

     Элементы  демократической плановой экономики  имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (Индия).

     Командная плановая экономика представляет собой более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.

     В условиях командной экономики управление всеми предприятиями осуществляется из единого центра. Поэтому непосредственные производители ограничены в принятии экономических решений. Они не имеют возможности самостоятельно выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также осуществлять сбыт продукции. В свою очередь потребители ограничены в выборе предлагаемых продуктов. Итогом этого является отсутствие конкуренции, торможение роста качества продукции, производительности труда и введения инноваций. Господство административных методов в бывших социалистических странах привело к постоянному дефициту товаров и услуг, что позволило венгерскому экономисту Я. Корнаи назвать такую экономику «экономикой дефицита».

Главными  признаками плановой экономики считаются  общественная, фактически государственная, собственность на средства производства и централизованное коллективное принятие решений относительно распределения экономических ресурсов, структурных приоритетов и значительной части предметов потребления. Такой категории, как факторы производства плановая экономика не знала, и распределение доходов осуществлялось по принципу “распределения по труду”.

В течение нескольких десятков лет в странах с плановой экономикой существовала командно-административная система государственного управления, основанная на безраздельном господстве государственной собственности на средства производства. Государственные органы управляли всеми экономическими процессами определяли, что и как производить, по каким ценам продавать готовую продукцию, осуществляли распределение ресурсов и предметов потребления. Основные горизонтальные связи между хозяйствующими субъектами устанавливались и регламентировались также из центра. Воздействие государства на экономику осуществлялось в основном с помощью директив, приказов, распоряжений и других административных мер. 

Информация о работе Место и роль государственной собственности в плановой и рыночной экономике