Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:47, доклад
Основой современной рыночной экономики, в том числе и регулируемой государством, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Многообразие форм собственности отражает разную степень развития производительных сил и организационно-экономических отношений, неодинаковую меру обобществления производства в различных областях хозяйства.
высшего профессионального образования
Московский государственный индустриальный университет
(ГОУ
МГИУ)
Доклад на тему:
«Место и роль государственной собственности
в плановой и рыночной экономике»
1.Рыночная экономика.
Структура
видов и форм собственности
в РФ
|
Основой
современной рыночной экономики, в
том числе и регулируемой государством,
выступает частная
Государственная собственность бывает: общегосударственной, региональной и муниципальной.
По правовым признакам различают: частную собственность (граждан и юридических лиц), государственную (опять-таки федеральную, субъектов федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.
Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные ресурсы, жилые дома, ценные бумаги, капитал в денежной или вещественной форме.
В каждом государстве установилось свое соотношение между различными формами собственности, а в каждой отрасли хозяйства, в материальном производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или иных форм.
Экономическая реформа в России (структурная, ценовая, финансовая) проводится в каждой сфере как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходило быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.
Особенностями начального этапа приватизации в России (1991-1994 гг.) являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
Эмиссия и обращение приватизационных чеков стали эффективным инструментом быстрого перераспределения государственного имущества среди негосударственных инвесторов. Вторичный же рынок акций приватизированных предприятий развивается медленно из-за отсутствия спроса на акции большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой ликвидности), малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
Приватизация направлена на социальную защиту населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Процесс приватизации в России начался раньше, чем сформировалась сама концепция приватизации, и понятие частной собственности было признано официально. В результате, происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, а по существу, разграбление государственной собственности. Смена собственников не привела к эффективному хозяйствованию. В экономике утвердилось господство естественных монополий, экономический и финансовый кризис углубился. В связи с этим, необходимы следующие меры, которые ранее были использованы другими странами:
2.Плановая экономика.
Плановая экономика – это экономика, при которой материальные ресурсы составляют государственную собственности, а направление и координация экономической деятельности осуществляется посредством централизованного планирования, управления и контроля1.
Плановая экономика функционирует на базе общественной собственности на экономические ресурсы. Основные экономические решения принимаются централизованно в виде планов социально-экономического развития. Посредством выполнения планов достигается сбалансированности экономической деятельности.
Существует два вида плановой экономики: демократическая и командная плановые экономики.
Демократическая плановая экономика предполагает как общественную, так и частную собственности на экономические ресурсы, однако господствующей формой остается общественная собственность. Планирование носит общий, а не детальный характер. Выполнение планов обязательно лишь для государственных предприятий. Для остальных участников экономики планы носят рекомендательный характер.
Элементы демократической плановой экономики имеются как в развитых странах (Франция, Германия), так и в развивающихся (Индия).
Командная плановая экономика представляет собой более жесткую модель, характерную для бывшего СССР, а также для ряда стран Восточной Европы и Азии. Она основана на государственной собственности на экономические ресурсы. Частная собственность почти полностью исключается. Планирование охватывает все сферы экономической деятельности, а выполнение плана обязательно для всех.
В
условиях командной экономики управление
всеми предприятиями
Главными признаками плановой экономики считаются общественная, фактически государственная, собственность на средства производства и централизованное коллективное принятие решений относительно распределения экономических ресурсов, структурных приоритетов и значительной части предметов потребления. Такой категории, как факторы производства плановая экономика не знала, и распределение доходов осуществлялось по принципу “распределения по труду”.
В течение
нескольких десятков лет в странах с плановой
экономикой существовала командно-административная
система государственного управления,
основанная на безраздельном господстве
государственной собственности на средства
производства. Государственные органы
управляли всеми экономическими процессами
определяли, что и как производить, по
каким ценам продавать готовую продукцию,
осуществляли распределение ресурсов
и предметов потребления. Основные горизонтальные
связи между хозяйствующими субъектами
устанавливались и регламентировались
также из центра. Воздействие государства
на экономику осуществлялось в основном
с помощью директив, приказов, распоряжений
и других административных мер.
Информация о работе Место и роль государственной собственности в плановой и рыночной экономике