Меры антиинфляционной политики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Содержание

Введение 3
1 Инфляция как экономическая категория 4
2 Антиинфляционная политика государства 5
2.1 Фискальная политика 6
2.2 Кредитно-денежная политика 8
2.3 Антиинфляционная стратегия 9
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет 
 
 

                                                              Кафедра «Экономика и управление

 в  отраслях химико-лесного комплекса» 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина: «Государственное регулирование экономики»

Тема: «Меры антиинфляционной политики государства» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск 2010г.

Содержание 

 Введение 3
1 Инфляция как экономическая категория 4
2 Антиинфляционная политика государства 5
2.1  Фискальная политика 6
2.2 Кредитно-денежная  политика 8
2.3 Антиинфляционная  стратегия 9
Заключение 14
Список  литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

   Термин  инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в  Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.

   Наиболее  общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения  денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

   Однако  определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения  обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте  товарных цен, не может быть сведена  лишь к чисто денежному феномену.

   Это сложное социальное явление, порождаемое  диспропорциями воспроизводства в  различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития Российской экономики.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Инфляция  как экономическая категория
 

   Инфляция  — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

   Наиболее  распространенная причина инфляции — денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги «охотятся» за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.

   В январе—июле 1998 г. цены на потребительском  рынке России практически стабилизировались, их среднемесячный рост не превышал 0,5%. С августа 1998 г. прирост потребительских цен стал быстро нарастать, и к декабрю их уровень (по отношению к Декабрю 1997 г.) поднялся на 84,4%. Во втором и третьем кварталах 1999 г. инфляционный рост цен несколько стабилизировался.

   В странах Запада, в том числе  в странах с относительно стабильной экономикой, наблюдается значительный разброс среднегодовой динамики цен. Так, в период с 1975 по 1998 г. он составил в США от 1,6 до 13,5; в Японии -— от 1,2 до 11,8; в Великобритании — от 3,4 до 24,2; в Португалии — от 8,9 до 28,8; в Греции — от 13,7 до 24,7%.

   . 
 
 
 
 
 
 

   2 Антиинфляционная политика государства 

   Негативные  социальные и экономические последствия инфляции  вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах  решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

   Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

   При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается  спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

   Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос  недостаточен, осуществляются программы  государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

   Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

   Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

   В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию- нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов. 

   2.1 Фискальная политика

   Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Она включает в себя: (1) уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3) сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.

   Изменения реального объема производства. Уровень реального объема производства – один из базовых экономических параметров – в данном случае приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета как в реальном, так и в номинальном его измерении.

   Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, а отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа.

   Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит. 
 

   2.2 Кредитно – денежная политика

   В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

  1. Наиболее важный регулирующий механизм - Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

   Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются  некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

   Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных  временных интервалах последствия  ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

  1. Повышение нормы процента.
  2. Уменьшение уровня реального объема производства.
  3. Понижение уровня цен.

   Обратившись к политике дорогих денег  для ограничения инфляции, обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция à политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – à возросший спрос на национальную валюту за границей à стоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт сокращается à сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Информация о работе Меры антиинфляционной политики государства