Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:50, доклад
Рынок как экономическое явление претерпел несколько стадий своего развития, прежде чем предстал перед нами в своем современном виде. Но, несмотря на сложности эволюции, он сохранил свое родовое значение как экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу товарного обмена. Рассмотрим механизм работы рынка.
Теперь рассмотрим РЫНОК НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, крупяных изделий для завтрака и фирменных ресторанных блюд, являются несовершенно конкурентными.
Фирма является «несовершенной» до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
На несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность.
Насколько несовершенной может быть несовершенная конкуренция? Крайним случаем является наличие единственного продавца, обладающего практическим могуществом полного монополиста. В своей отрасли он является единственным производителем. И не существует другой отрасли, выпускающей сколько-нибудь близкий заменитель его продукции.
Рынок
несовершенной конкуренции
а) МОНОПОЛИЯ (чистая). Производство сосредоточено только на одной фирме или корпорации, которая и производит данный вид продукции. Естественно, что производитель обладает очень высокой степенью контроля над ценами продукции;
б) ДУОПОЛИЯ. Производство данного и однородного вида продукта сосредоточено на двух фирмах. Каждый производитель ограничен в возможностях контролировать цены (частичный контроль над ними);
в) ОЛИГОПОЛИЯ. Это относительно небольшое количество фирм, причем возможности контроля над ценами ограничены в большей степени, чем при дуополии; фирмы (корпорации) производят однородную продукцию (возможна незначительная ее дифференциация).
Монополистическая конкуренция характеризуется множеством производителей, выпускающих дифференцированную продукцию, но однородную по функциональному назначению, причем подобная дифференциация может быть как воображаемая, так и реальная; контроль над ценами очень слабый.
Из изложенного ясно, что существуют два полюса рыночных структур. Первый из них характеризует рынок совершенной конкуренции. Второй - чистую монополию. Оба эти полюса следует рассматривать как весьма условные, в том смысле, что реальные рынки располагаются либо ближе к одному полюсу, либо ближе к другому. В самом деле, признать наличие чистой монополии очень трудно, по крайней мере, по двум причинам:
- во-первых, на монопольную продукцию всегда, или почти всегда, можно найти заменитель или товар субститут;
- во-вторых, в условиях открытой международной торговли, можно вместо национального продукта приобрести аналогичный или близкий к нему товар заграничный.
С другой стороны, трудно представить себе и рыночную структуру, соответствующую чистой конкуренции. Считается, что рынок сельскохозяйственной продукции удовлетворяет требованиям совершенной конкуренции. Во многом это так. Однако при ограниченных земельных участках нелегко удовлетворить требованиям свободного вхождения в рынок. Кроме того, сами производители сельхозпродукции обычно не выходят непосредственно на рынок, то есть в сферу обращения, а работают либо по договорам, либо по биржевым заказам.
В связи с этим следует выделить ситуацию, так называемых, естественных монополий. Строго говоря, это действительно чистая монополия, но обусловлено это не искусственными препятствиями для вступления в отрасль, а причинами, связанными с эффективностью, когда деятельность одной фирмы очевидно эффективнее, чем наличие множества конкурирующих организаций. Иначе говоря, речь идет об эффекте масштаба. Примеров естественной монополии достаточно много: местное обеспечение электроэнергией, газом, услуги телефонной связи.
Специалисты по теории конкуренции отмечают, в общем, ограниченные возможности формирования со стороны производителей цен на производимую продукцию. Это важно, поскольку даже для несовершенной конкуренции рыночная среда достаточно эффективна. Но при этом следует помнить, что конкурентная борьба представляет собой процесс, уходящий в далекое прошлое, процесс, который плохо или хорошо, но отрегулирован в традиционных рыночных государствах, а наличие барьеров позволяет поддерживать производственные мощности на том уровне, при котором обеспечивается удовлетворение платежеспособного спроса как потребительских благ, так и товаров производственного потребления.
Рынок выполняет следующие ФУНКЦИИ:
1. Посредническая. Рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) продуктов, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения.
2. Ценообразующая. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов. В результате взаимодействия этих трех рыночных сил и складывается цена.
3. Информирующая (информационная). Цены как бы сообщают предпринимателю о текущем состоянии экономики.
4. Регулирующая. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные сферы бизнеса с повышенными ценами (недопроизводство).
5. Стимулирующая. Стимулируется хозяйственная эффективность с помощью рыночных цен. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, и лучшего качества, кто совершенствует свое производство, увеличивает его производительность, снижает издержки.
6. Оздоравливающая (санирующая). Очень жесткая, но оправданная. Рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей, не заботятся о рентабельности к прогрессированности своего производства, завышают цены и плохо управляют бизнесом, терпят поражение в конкурентной борьбе и «наказываются» банкротством, и наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
Прежде
всего, функционирование рынка порождает
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ –
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ – это эффект, возникающий, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая. Примером такого эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
ВНЕШНИЙ ЭФФЕКТ – это эффект,
возникающий, когда часть затрат,
связанных с совершением
Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем. Регулировать отрицательные внешние эффекты рыночного производства обязано государство. Существуют следующие методы:
- меры запрета;
- продажа прав на загрязнение;
- налоги на загрязнение.
Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный – издержками третьего лица.
Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.
Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.
Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим трем признакам.
|
Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Так рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т.д.; рынок информации - рынки научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.
И теория, и практика на протяжении длительного периода времени показывает, что рыночный механизм не является идеальным в том смысле, что он порождает определенные неустойчивые явления. Здесь можно различить два рода неустойчивости. Во-первых, неустойчивость, порождаемую замкнутым характером регулирующего рыночного механизма. Иначе говоря, это система подчиняется законам автоматических систем управления, которой, в принципе свойственна тенденция к колебательным явлениям, что и регистрируется фактами периодических спадов, подъемов и кризисов производства. Хотя в настоящее время и выработана более или менее эффективная антикризисная политика, однако наличие неустойчивости, как имманентно присущей рыночной системе, не вызывает сомнения. Другой тип неустойчивости связан с конкуренцией. В основе ее лежит закономерность, известная как неравномерность развития производительных сил. Она проявляется как внутри отдельной национальной экономики, так и в международном плане. Согласно этой закономерности, на данный момент времени рыночный спрос обеспечивается товарами, производимыми различными технологическими способами производства, причем это различие касается, главным образом, эффективности или прогрессивности той или иной технологии. Иначе говоря, в рассматриваемой системе существуют производители, для которых издержки производства, как средние, так и предельные ниже среднеотраслевых, равно как существуют производители, для которых эти показатели превышают средние. Такое явление является типичным для конкурентного рынка. Поэтому создается реальная и объективная основа для концентрации производства, то есть слияния капиталов и его сосредоточения в собственности относительно небольшого числа предпринимателей.