Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:30, курсовая работа
МАЛЫЙ БИЗНЕС, РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ, ПОДДЕРЖКА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РАЗВИТИЕ
Введение
1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса
2. Становление малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь
2.1 Становление малого бизнеса в Республике Беларусь
2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации
Заключение
Список использованных источников
Для
повышения эффективности и
В
целом поддержка субъектов
Субъектами инфраструктуры являются:
1
центры поддержки
2
инкубаторы малого
По состоянию на 1 октября 2010 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки предпринимательства и 9 инкубаторов малого предпринимательства. [26]
Финансовое
обеспечение государственной
Средства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:
Фонд осуществляет:
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет субъектам малого предпринимательства:
Данные
о деятельности БФФПП приведены
в таблице 1.
Таблица 1 объемы финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства через БФФПП
Год | Объем финансово-кредитной поддержки (млн. руб) | Количество поддержанных проектов | ||
Факт всего | в том числе на условиях | |||
лизинга | кредита | |||
2008 | 2 221,3 | 1 223,1 | 998,2 | 52 |
2009 | 2 235,4 | 1 225,9 | 967,5 | 55 |
1-е
п/г
2010 |
897,3 | 386,7 | 510,6 | 18 |
Примечание -
Источник: [26]
Как следует из приведенных данных, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей не может рассматриваться как серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития.
В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе, с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая. [26]
Начиная с 2010 года, БФФПП предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.
Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.
Наделение БФФПП функциями гарантийного фонда является перспективным шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения эффективности использования бюджетных средств.
Таким образом, исследования показали, что в последнее время в Республике Беларусь осуществлены некоторые меры по либерализации условий экономической деятельности, принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на устранение излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов предпринимательства, упразднение необоснованных административных барьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и Самостоятельности всех субъектов хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним из самых низких среди стран с переходной экономикой, несмотря на то, что в 2008–2009 г. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реконструкции предприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабые реформы прошли в Беларуси в секторе приватизации, управлении и реструктуризации предприятий, инфраструктуры. [12]
Очередное исследование Международной финансовой корпорации и Всемирного банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса – 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193 странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24 позиции вверх по сравнению с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место. Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия, Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимают Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующих стран-реформаторов Наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией), существенно приблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. [16]
Наибольший прогресс в реформах наблюдался в регистрации предприятий. Благодаря принятию декрета № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном уставном фонде, время открытия бизнеса сократилось почти на месяц.
Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С
1 января 2010 г. произошли существенные
изменения в налоговом
В целях стимулирования экспорта белорусских товаров правительство пошло на диалог с частным бизнесом, предлагая ему льготные условия по реализации белорусских товаров на внешних рынках. Как следствие, 25 сентября 2009 г. был подписан указ президента № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194», предоставляющий льготы при экспорте белорусских товаров индивидуальным предпринимателям.
Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенный комитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могут столкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другие таможенные правила.
Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.
Следует
отметить, что в республике Беларусь
отмечены реформы в шести из десяти исследуемых
сферах регулирования бизнеса – создание
предприятий, получение разрешений на
строительство, наем рабочей силы, регистрация
собственности, налогообложение, внешняя
торговля (таблица 2).
Таблица 2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»
«Ведение бизнеса-2010» | «Ведение бизнеса-2009» | Изменение рейтинга | |
Общее место | 58 | 82 | +24 |
Регистрация предприятий | 7 | 98 | +91 |
Получение разрешений на строительство | 44 | 62 | +18 |
Наем рабочей силы | 32 | 40 | +8 |
Регистрация собственности | 10 | 13 | +3 |
Кредитование | 113 | 109 | −4 |
Защита инвесторов | 109 | 105 | −4 |
Налогообложение | 183 | 183 | 0 |
Международная торговля | 129 | 134 | +5 |
Обеспечение исполнения контрактов | 12 | 14 | +2 |
Ликвидация предприятий | 74 | 74 | 0 |