Малый бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В своей работе автор постарался охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Малый бизнес в России: его сущность, экономические преимущества и недостатки, роль в экономике страны.
1.1 Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса………..….....5
1.2 Критерии определения субъектов малого бизнеса в Москве…………………...7
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………………………………8
1.4 Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………………………...………….10
1.5 Причины, тормозящие развитие малого бизнеса в РФ.………………………….…...13
2. Правовые основы деятельности малых предприятий в России…………………………..15
2.1 Создание и ликвидация малых предприятий………………………………………………..…15
2.2 Государственная регистрация малых предприятий……………………………………16
2.3 Ликвидация и реорганизация малых предприятий………………………………………16
Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство……………………………………………………………….….17
2.4 Управление предприятием………………………………………………………………………………...……17
2.5 Хозяйственная и иная деятельность предприятия………………………….……………17
3. Становление малого бизнеса в России.
3.1 Этапы развития малого бизнеса в России……………………………………………….……….20
3.2 Программа государственной поддержки малого бизнеса в РФ………….29
3.3 Проблемы развития малого бизнеса в РФ…………………………………………………….….32
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………………………………………………………….……45

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

Говоря о роли  малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно  сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором  успешного решения следующих проблем:

  • формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
  • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;

Все эти и другие экономические  и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в яд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический  прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологический изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятостью острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

 

1.5 Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в РФ.

 

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно  выделить ряд причин, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей;
  • неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • в результате финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 г., резкое повышение цен на все факторы производства, по существу катастрофическое снижение покупательной способности россиян. Из-за отсутствия спроса уже начали останавливаться самые эффективные производства. Сворачивается торговля всем и вся.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое  предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия с сфере малого бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Так, обобщая результаты социологических  опросов по вопросам развития малого предпринимательства, в аналитическом докладе, подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства на тему «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы основные проблемы частного бизнеса в России: налоги; законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки, дефицит; трудности получения и высокая ставка за кредит; неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки; недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия Центрального банка России; сбыт, поиск клиентов, потребителей; высокие цены на сырье и материалы; монополия государства, предприятий; трудности с арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток культуры опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности; кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность производства; громоздская отчетность; нет льгот; рэкет; невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только перечисленные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствуют, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, малого в особенности, учитывая его активную роль в экономике, когда предпринимательство станет ведущим субъектом рыночной экономики, о чем свидетельствует опыт развитых стран.

Проведенные Институтом стратегического  анализа и развития предпринимательства  опросы руководителей малых предприятий  показали, что свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются  в  государственной поддержке своей  предпринимательской деятельности, а 70% - что им нужны надежные законодательные гарантии. Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% - в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий – в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов.

 

2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

По мере развития мелкого предпринимательства  образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном  владении наиболее простая форма  для мелкого бизнеса. Обычно для  открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. Это организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса.  И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Правовые основы деятельности малых  предприятий в Российской Федерации  будут описаны в следующих  пунктах.

2.1 Создание и ликвидация малых предприятий.

 

Нормативной базой для создания и ликвидации малых предприятий  является закон РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, его глава IV.

Предприятие может быть учреждено  либо по решению собственника имущества  или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

 Учредительными документами  предприятия являются устав предприятия,  а также решение о его создании  или договор учредителей. В  уставе предприятия определяются  организационно правовая форма  предприятия, его название, адрес,  органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

 Предприятие считается утвержденным  и приобретает права юридического  лица со дня его государственной  регистрации.

2.2 Государственная регистрация предприятия.

 

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом  по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

 Для регистрации предприятия  учредитель представляет следующие  документы:

  • заявление учредителя,
  • устав предприятия,
  • решение о создании предприятия или договор учредителей,
  • свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ  в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в  месячный срок с момента выдачи заявления  учредителя, устава, договора учредителей  и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации  предприятия возможен в случае нарушения  установленного Законом порядка  создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

2.3 Ликвидация и реорганизация предприятия.

 

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

 Предприятия ликвидируются в случаях:

  • признания банкротом,
  • принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,
  • признания судом недействительным учредительных документов и решения о создании предприятия,
  • по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

 Ликвидация предприятия осуществляется  ликвидационной комиссией, образуемой  собственником имущества предприятия  или уполномоченным им органом,  совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство.

 

 И Закон РФ “О предприятиях  и предпринимательской деятельности”  разрешает организацию и создание  предприятий, и ведение предпринимательской  деятельности на базе их индивидуальной (частной) собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группа лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерное общество с ограниченной ответственностью, но может создать предприятие и без образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдением установленных правил, иметь свой устав, и зарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическим лицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключать договоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, а учредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом, учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передали предприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия.

Информация о работе Малый бизнес в России