Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 12:01, курсовая работа
Основной целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ А 28
Реферат
Курсовая
работа: 28с.,2 рис., 2 схемы, 21 источник, 1
прил.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО,
МАЛЫЙ БИЗНЕС, АНГЛОСАКСОНСКАЯ МОДЕЛЬ,
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ, АЗИАТСКАЯ
МОДЕЛЬ, БЕЛОРУССКОЕ МАЛОЕ
Объект исследования - зарубежный опыт в ведении малого бизнеса и состояние малого бизнеса в Республике Беларусь.
Предмет исследования - сфера малого бизнеса.
Цель работы: исследовать опыта развитых стран, изучить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношений и проанализировать текущее состояние этого сектора в республике.
Представленная
работа правильно и объективно отражает
точку зрения автора, на использованные
материалы приведены ссылки.
Содержание
Введение 4
1 Сущность малого бизнеса 6
2 Малый бизнес на практике 12
2.1 Зарубежный опыт 12
2.2 Состояние малого бизнеса в РБ 18
Заключение 24
Список использованных источников 26
ПРИЛОЖЕНИЕ
А 28
Введение
На современном этапе развития экономической системы Республики Беларусь, как страны с социально-ориентированной рыночной экономикой, наблюдаются довольно высокие темпы роста (так, по данным Национального комитета статистики, рост ВВП в 2007 году составил 8,6 %, а в 2008 – 10,0%). Однако почти весь прирост формируется за счёт государственного сектора экономики, в то время как частный сектор, а именно такая его часть его часть как малый бизнес, занимает второстепенные роли. В то время как сегодня малый бизнес является чрезвычайно важным элементом рыночной экономики, опыт высокоразвитых стран показывает, что экономический потенциал определяется не крупными концернами, а небольшими по размерам фирмами, которые легче приспосабливаются к быстро меняющимся потребностям рынка. Именно на малом бизнесе зиждется экономика высокоразвитых стран. Поэтому проблема малого бизнеса является актуальной как для экономики стран мира, так и для нашей республики. В ближайшие годы развитие малого бизнеса должно стать одним из основных направлений экономической политики и в Республике Беларусь.
Очевидно одно - для дальнейшего развития Беларуси как независимого европейского государства другого пути, кроме формирования и укрепления в стране системы рыночных отношений не существует. У нас есть главное для того, чтобы Республика Беларусь стала нормальной европейской страной с постоянно растущей экономикой и зрелым гражданским обществом - это видение того, к чему надо стремиться и как этого достичь. Исследуя и обобщая опыт стран с развитой рыночной экономикой, мы можем получить практически готовые рецепты по улучшению своей жизни. Главное при этом - системный подход и серьезное отношение к базовым условиям, обеспечивающим успех при реформировании экономики.
Таким образом, актуальность проблемы развития малого бизнеса в стране обусловлена следующим:
Думаю, что на сегодняшний момент данная проблема является достаточно разработанной, существует большое количество учебных пособий, научных работ, данной теме посвящено много статей. О предпринимательстве и малом бизнесе писали А. Смит, Ж.-Б.Сэй, Д.Гэлбрейт, Г.Циммерман, М.Портер, В.Рубе, В.Савченко, А.Шулус, Л.Колесникова, Б.Гейтс.
Предметом исследования данной работы является сфера малого бизнеса, а объектом – зарубежный опыт в ведении малого бизнеса и состояние этого сектора в Республике Беларусь.
Основной целью данной работы является исследование опыта развитых стран, глубокое изучение проблем развития малого бизнеса в Республике Беларусь при существующей системе политических и экономических отношени, анализ текущего состояния этого сектора в республике и определение действий и способов улучшения ситуации.
Исходя из цели исследования, можно выделить следующие задачи:
В данной работе использованы пособия Л.Н.Тэпмана, Г.Н.Франковской, М.И.Балашевича, труды В.Л. Симановича, М.Г. Уварова, статьи белорусских специалистов в периодических изданиях, а также официальные материалы, то есть постановления и законы Совета Министров, касающиеся малого бизнеса.
Для
написания данной работы, автором
собрана, переработана, проанализирована,
обобщена информация по теме «Малый бизнес»,
на основе этой информации сделаны
собственные выводы, для более
наглядного предоставления информации
составлены схемы и диаграммы.
1 Сущность малого бизнеса
Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А. в 18 веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию вообще по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п.
Со
временем такого рода деятельность видоизменялась,
требовала необходимости
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Но практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Ярослав Романчук в своей статье « «Лёгкая» жизнь малого бизнеса» приводит отличия количественных показателей в разных странах. В США малый бизнес - это все компании, в которых работает менее 500 человек. Американцы выделяют также микробизнес - менее 5 занятых. В Японии предельное число занятых для малого бизнеса - 300 человек или стоимость активов не больше 100 тысяч долларов. При этом существуют разные количественные показатели для розничной и оптовой торговли. Для России малый бизнес - это компании с числом занятых менее 200, в оптовой торговле - менее 50, в розничной - менее 15. [14]
В соответствии же с наиболее распространенной классификацией к малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:
По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организаций частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнёрства и корпорации.
Наиболее распространенной формой предпринимательства является индивидуальная трудовая деятельность (на Западе к этой форме относится единоличное владение собственностью.) Владельцем такого предприятия может быть как одно лицо, так и семья.
Единоличные
предприятия имеют
Единоличный предприниматель создает свое предприятие на свои деньги, отвечает всем своим имуществом, единолично управляет и распоряжается прибылью.
Со временем, по мере расширения бизнеса, начинают сказываться недостатки такого предпринимательства: высокий риск, слабый финансовый базис. С целью их преодоления бизнесмены объединяются персонально, профессионально или объединяют капиталы.
Непродолжительное сотрудничество проще всего осуществлять в форме общества гражданского права. Под ним понимается договорное соглашение лиц об объединении имущества и усилий для достижения определенной цели в бизнесе. Создание такого предприятия оформляется устным или письменным договором. Оно не имеет права юридического лица, не регистрируется и ликвидируется участниками по достижении цели. Правовые отношения в обществе регулируются не коммерческими законами, а гражданским правом. Они имеют право совместно вести дела и представлять предприятие, равно, независимо от вклада участвовать в распределении прибыли, в любое время выйти из предприятия и получить часть имущества.
Привлекательность
такой формы
К этой же группе относится и анонимное товарищество – договорное соглашение между предпринимателем и собственником капитала, по которому последний передает в распоряжение первого свое имущество под определенный процент прибыли на вложенный капитал. [3, стр.67]
Деньги анонимного вкладчика зачисляются на особый счет и не становятся собственностью предпринимателя. Вкладчик участвует в погашении убытков до размера вклада и получает право на оговоренную долю прибыли, получение информации в виде годового отчета и может выбыть в оговоренном порядке. Его имя не указывается в названии фирмы, и отношения с владельцем предприятия внешне невидимы.
Приведенные
формы бизнеса относятся к
неполным, так как они не ведут
к формальному образованию
Следующую группу коллективных предпринимательских структур составляют так называемые персональные товарищества: открытое торговое и смешанное. Они имеют более высокий статус, так как могут заниматься бизнесом в больших масштабах, и потому подлежат государственной регистрации.
Довольно
широкое распространение