Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 22:36, курсовая работа
Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.
Различие
между фрикционной и
• у «фрикционных» безработных есть навыки, которые они могут продать, а «структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;
• фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная, поэтому считается более тяжелой;
•
фрикционная безработица
• структурная безработица — это результат потребительских и психологических изменений в производстве товаров и услуг.
С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу.
3.
Циклическая безработица
4.
Скрытая безработица, или
5. Застойная безработица включает в себя, прежде всего, работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.
Уровень безработицы при
Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени объективное явление.
Необычайно «напряженная» ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.
Естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях общества.
Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.
Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.
Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потенциального ВНП. Причем чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.
Закон Оукена гласит, что если
фактический уровень
Политика дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Политика дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
В пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.
1. Быстрота и гибкость.
По сравнению с фискальной политикой кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.
2.
Изоляция от политического
По
своей природе кредитно-
3. Монетаризм.
Хотя многие считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые, монетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна.
Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Минусы
кредитно-денежной политики: избыточные
резервы, появляющиеся в результате
политики дешевых денег, могут использоваться
банками для расширения предложения
денег; вызванное кредитно-денежной
политикой изменение денежного
предложения может быть частично
компенсировано изменением скорости обращения
денег; воздействие кредитно-денежной
политики ослабится, если кривая спроса
на деньги полога, а кривая спроса на
инвестиции крута; к тому же кривая
спроса на инвестиции может сместиться,
нейтрализовав кредитно-
Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно.
Влияние
политики дешевых денег на ЧНП
усиливается сопутствующим
2.2.
Фискальная политика
Дискреционная
фискальная политика — это сознательное
манипулирование
Фундаментальная
цель фискальной политики состоит в
том, чтобы ликвидировать
В период спада возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.
Стимулирующая
фискальная политика включает: 1) увеличение
государственных расходов, или 2) снижение
налогов, или 3) сочетание первого
и второго. Если имеет место сбалансированный
бюджет, фискальная политика должна двигаться
в направлении
Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.
Однако размеры ЧНП зависят не только от размеров дефицита или положительного сальдо, но и от абсолютных размеров бюджета.
Существуют
два различных способа, которыми
федеральное правительство
1. Заимствования.
Если
правительство выходит на денежный
рынок и размещает здесь свои
займы, оно вступает в конкуренцию
с частными предпринимателями за
финансовые средства. Следовательно, правительственное
заимствование будет иметь
2. Создание денег.
Если
государственные расходы
Вызванная
избыточным спросом инфляция требует
со стороны правительства
1. Погашение долга.
Поскольку
федеральное правительство
2. Изъятие из обращения.
Правительство
может добиться большего антиинфляционного
воздействия своего бюджетного избытка
просто за счет изъятия этих избыточных
сумм, приостановив любое их последующее
использование. Изъятие избытка
означает, что правительство изымает
покупательную способность
При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ЧНП. При не дискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.