Макроэкономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства.

Работа содержит 1 файл

курсовая по эт.docx

— 66.93 Кб (Скачать)

     Различие  между фрикционной и структурной  безработицей:

     • у «фрикционных» безработных  есть навыки, которые они могут  продать, а «структурные» безработные  не могут сразу получить работу без  переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства;

     • фрикционная безработица носит краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная, поэтому считается более тяжелой;

     • фрикционная безработица считается  неизбежной и в какой-то мере желательной, потому что многие работники, добровольно  оказавшиеся «между работами», переходят  с низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это  означает более высокие доходы и  рациональное распределение трудовых ресурсов а, следовательно, и больший реальный объем национального продукта;

     • структурная безработица — это  результат потребительских и  психологических изменений в  производстве товаров и услуг.

     С течением времени в структуре  потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые, в свою очередь, изменяют структуру  общего спроса на рабочую силу.

     3. Циклическая безработица вызывается  спадом производства, т.е. той  фазой экономического цикла, которая  характеризуется недостаточностью  совокупных потребительских инвестиционных  расходов. Когда совокупный спрос  на товары и услуги уменьшается,  занятость сокращается, а безработица  растет. Циклическая безработица  в США в период «Великой  депрессии» 1933 г. достигала примерно 25%. Это считается высоким уровнем  безработицы.

     4. Скрытая безработица, или неполная  занятость: это когда люди заняты  неполный рабочий день или  находятся в вынужденном отпуске  и т.д. Этому виду безработицы  подвержены такие владельцы мелких  предприятий, которые получают  доход ниже уровня средней  заработной платы.

     5. Застойная безработица включает в себя, прежде всего, работающих не на фабриках и заводах, а у себя на дому. Работники домашней системы полностью заняты только в определенные сезоны, а все остальное время являются безработными.

       Уровень безработицы при полной  занятости называется естественным  уровнем безработицы и составляет 5-6% от рабочей силы.

     Реальный  объем национального продукта, который  связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом  экономики.

     Естественный  уровень безработицы возникает  при сбалансированности рынков рабочей  силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих  мест. Естественный уровень безработицы  представляет собой в какой-то степени  объективное явление.

     Необычайно  «напряженная» ситуация на рынках рабочей  силы связана с инфляцией.

     Естественный  уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие изменений в законах и обычаях  общества.

     Чрезмерная  безработица влечет за собой большие  экономические и социальные издержки.

     Главная цена безработицы — невыпущенная продукция.

     Безработица мешает обществу постоянно двигаться  вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Это отставание представляет собой  объем, на который фактический ВНП  меньше потенциального ВНП. Причем чем  выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП.

       Закон Оукена гласит, что если  фактический уровень безработицы  превышает естественный уровень  на 1%, то отставание объема ВНП  составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить абсолютные  потери продукции, связанные с  любым уровнем безработицы. 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

     2.1. Кредитно-денежная  политика

     Политика  дешевых денег. Ее задача — сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.

     Политика дорогих денег. Ее цель — ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

     В пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.

     1. Быстрота и гибкость.

     По  сравнению с фискальной политикой  кредитно-денежная политика может быстро меняться. Применение соответствующей  фискальной политики может быть надолго  отсрочено из-за обсуждений в парламенте. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной политикой: буквально ежедневно  принимаются решения о покупке  и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и  процентную ставку.

     2. Изоляция от политического давления.

     По  своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных  расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые  изменения, без сомнения, могут иметь  далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наоборот, действует мягче и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. 
 

     3. Монетаризм.

     Хотя  многие считают как фискальную, так и кредитно-денежную политику действенными инструментами стабилизации, так называемые, монетаристы полагают, что изменение денежного предложения — ключевой фактор определения уровня экономической активности, а фискальная политика относительно неэффективна.

     Однако  необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

     Минусы  кредитно-денежной политики: избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения  денег; вызванное кредитно-денежной политикой изменение денежного  предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения  денег; воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а кривая спроса на инвестиции крута; к тому же кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.

     Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать  процентные ставки или предложение  денег, но не то и другое одновременно.

Влияние политики дешевых денег на ЧНП  усиливается сопутствующим расширением  чистого экспорта, которое, в свою очередь, ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом  политика дорогих денег усиливается  сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива — использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость  доллара и тем самым   для  уничтожения дисбаланса торговли или  же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны. 

2.2. Фискальная политика 

     Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью  изменения реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

     Фундаментальная цель фискальной политики состоит в  том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию.

     В период спада возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.

     Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого  и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться  в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада  или депрессии. И наоборот, если в  экономике имеет место вызванная  избыточным спросом инфляция, этому  случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

     Сдерживающая  фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание  первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное  сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

     Однако  размеры ЧНП зависят не только от размеров дефицита или положительного сальдо, но и от абсолютных размеров бюджета.

     Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может  финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи  процентных бумаг) или за счет выпуска  новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

     1. Заимствования.

     Если  правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию  с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное  заимствование будет иметь тенденцию  к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать»  некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

     2. Создание денег.

     Если  государственные расходы дефицитного  бюджета финансируются за счет выпуска  новых денег, выталкивания частных  инвестиции можно избежать. Федеральные  расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия  на инвестиции или потребление. Таким  образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим  способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

     Вызванная избыточным спросом инфляция требует  со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет  использовать его. Здесь возможны два  способа:

     1. Погашение долга.

     Поскольку федеральное правительство имеет  накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения  долга. Эта мера, однако, может несколько  снизить антиинфляционное воздействие  бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство  передает свои избыточные налоговые  поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление. 

     2. Изъятие из обращения.

     Правительство может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного избытка  просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее  использование. Изъятие избытка  означает, что правительство изымает  покупательную способность некоторых  размеров из общего потока доходов  и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются  вновь в экономику, то отсутствует  возможность расходования даже некоторой  части бюджетного избытка, т.е. уже  нет никаких шансов к тому, что  эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее Дефляционному  влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что  полное изъятие бюджетного избытка  является более сдерживающей мерой  по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

     При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование  постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы  при различных величинах ЧНП. При не дискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам — все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Информация о работе Макроэкономика