Макроэкономичесое равновесие на товарном рынке и его регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Условия равновесия товарного рынка в краткосрочном периоде были исследованы Дж.М.Кейнсом в его знаменитой книге «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в 1936 году. Кейнс предложил модель, которая позволяла определить величину равновесного национального дохода и соответственно величину равновесного объема производства, доказав, что величина совокупного выпуска определяется величиной совокупных расходов, т.е. спрос определяет предложение. Главной макроэкономической проблемой становился совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы-расходы». Другое ее название - простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».

Работа содержит 1 файл

Раздел второй 2 готовая.doc

— 133.50 Кб (Скачать)
fy">   В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

  1. стимулирующую;
  2. сдерживающую.

   Стимулирующая фискальная политика применяется в фазе экономического спада, ее целью является сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы. Она направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

   Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), ее целью является сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение  инфляции. Она и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются:   а) сокращение государственных закупок;  б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

   Кроме того, различают фискальную  политику:

  1. дискреционную;
  2. автоматическую (недискреционную).

   Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики

   Автоматическая фискальная  политика  связана с действием встроенных

(автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой  инструменты, величина которых  не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

   Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти  приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

   С макроэкономической точки зрения  все государственные расходы  делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг;
  • трансферты;  
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

   Основными источниками доходов  государства являются:

- налоги (включая взносы на социальное  страхование);

- прибыль государственных предприятий;

-  сеньораж (доход от эмиссии денег);

  • доходы от приватизации.

   Разница между доходами и расходами  государства составляет сальдо (состояние)  государственного бюджета. Государственный  бюджет может находиться в  трех различных состояниях:

  1. когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета
  2. когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован
  3. когда доходы бюджета меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

   Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

      1. Временной лаг. Это период, обусловленный  реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

      2. Приоритеты и баланс целей  государственной политики:

      а) У государства, как известно, много  целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

      б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

       в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции  и лоббизма.

      3. Эффект вытеснения расходов. Он  обусловлен тем, что стимулирующая фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

       4. Эффект инфляции. Он состоит  в том, что рост цен существенно  ослабляет эффективность стимулирующей  политики.

      5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность   фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

       6. Односторонность  мер кейнсианской фискальной  политики. Кейнсианцы предлагают  воздействовать на экономику  через совокупный спрос и расходы. Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на совокупное предложение.

      7. При проведении общей фискальной  политики важно учитывать соотношение  между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.  

Задача 2.2

1)         Используя данные пункта 2.1 определим как правительство должно изменить величину своих расходов для достижения уровня потенциального ВВП.

 а)         В данном случае фактический равновесный доход выше потенциального (Y > Y*), что означает возникновение инфляционного разрыва в экономике. Данный парадокс обусловливается тем, что совокупный доход спрос превышает возможное совокупное предложение. Поэтому необходимо сокращение совокупных расходов, что приведет к сокращению ВВП. Изменение совокупных расходов должно осуществляться через изменение расходов государственного сектора. При уменьшении правительством государственных закупок на величину ∆G, кривая планируемых расходов сдвигается вниз с Ep1 на Ep2. Равновесный доход уменьшается с Y до Y*.

б)         Найдем величину мультипликатора государственных расходов:

     mG = 1/ (1-MPC(1-t))

     mG = 1/ (1-0,8(1-0,08)) = 3,788 (млрд.руб.) 

            Смещение кривой планируемых расходов произойдет на величину ∆G.

∆G = ∆Y / mG

∆G = - 236,39/3,788 = - 62,405 (млрд.руб.) 

            Так как известна величина Ep1 = 209 и величина инфляционного разрыва, сформировавшаяся под влиянием изменения государственных закупок товаров и услуг, то получим:

Ep2 = Ep1 − ∆G = 209 – 62,405 = 146,595 (млрд.руб.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.3 Изменение G

в)          Далее определим, каким образом  изменится сальдо государственного бюджета:  

До  изменения:

Доходы ГБ: T + Y×t = 90 + 791,67 × 0,08 = 153,334

Расходы ГБ: G + TR = 70 + 20 = 90

Сальдо  ГБ: 153,334 – 90 = 63,334 , =>, профицит

После изменения:

Доходы  ГБ: T + Y* × t = 90 + 555,28 × 0,08 = 134,422 

Расходы ГБ: G + ∆G + TR = 70 + (–62,405) + 20 = 27, 595

Сальдо  ГБ: 134,422 – 27,595 = 106,827, =>, профицит

∆Сальдо ГБ = 106,827 – 63,334 = 43,493 (млрд.руб.)

          Значит, при уменьшении государственных расходов сальдо государственного бюджета увеличивается на 43,493 млрд.руб. 

2)      а) Т.к. реальный уровень дохода выше потенциального, то в экономике наблюдается инфляционный разрыв. Ещё одним способом борьбы с ним является изменение налоговых поступлений. Правительство должно увеличить налоги, за счёт чего уменьшится  совокупный спрос, и мы сможем достигнуть потенциального уровня развития.

            Графически это отразится в сдвиге кривой планируемых расходов вниз на величину инфляционного разрыва расходов.

б)       Найдем величину мультипликатора налогов.

∆Y = mT × ∆T

mT = − MPC/ (1-MPC(1-t)) = − 0,8/ (1-0,8(1-0,08)) = −3,03

∆T = ∆Y / mT = - 236,39 / (-3,03) = 78,017 (млрд.руб.)

Ep2 = Ep1 - ∆T × MPC = 209 - 78,017 × 0,8 = 146,586 (млрд.руб.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2.4 Изменение T

в)         В этом случае найдем изменение сальдо государственного бюджета.

До  изменения:

Доходы  ГБ: T + Y×t = 90 + 791,67 × 0,08 = 153,334

Расходы ГБ: G + TR = 70 + 20 = 90

Сальдо  ГБ: 153,334 – 90 = 63,334 , =>, профицит

После изменения:

Доходы  ГБ: T + ∆T + t ×Y* = 90 + 78,017 + 0,08 × 555,28 = 212,4394

Расходы ГБ: G + TR = 70 + 20 = 90

Сальдо  ГБ: 212,4394 – 90 = 122,4394, =>, профицит

∆Сальдо ГБ = 122,4394 – 63,334 = 59,1054 (млрд.руб.)        

              Значит, при увеличении налоговых поступлений сальдо государственного бюджета увеличится на 59,1054 млрд.руб. 

3)  Определим  далее как должны измениться  трансферты для достижения уровня  потенциального ВВП. 

а)         Для достижения потенциального уровня ВВП необходимо уменьшить трансфертные платежи, что уменьшит равновесный доход в экономике и приведет к снижению совокупного спроса. В результате уменьшения трансфертов равновесный доход уменьшится с Y до Y* и планируемые расходы уменьшатся на величину ∆TR × MPC, что приведет к сдвигу кривой планируемых расходов вниз с Ep1 до Ep2.

Информация о работе Макроэкономичесое равновесие на товарном рынке и его регулирование